Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема. Фразеологические нормы




Цель: систематизировать знания о стилистической принадлежности фразеологизмов и правильно употреблять их в речи.

Освоение темы направлено на формирование следующих компетенций:

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6).

Организационная форма занятия: case- study: ситуация опережения.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие «фразеология».

2. Фразеологические единицы русского языка.

3. Особенности употребления фразиологизмов.

Методические рекомендации

Case - study – метод активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых. Case – study содержит дозированную информацию, которая позволяет студенту быстро войти в проблему и иметь все необходимое для решения задач.

Ситуация опережение – применение уже принятых ранее решений, в связи с чем ситуация носит тренировочный характер.

Цель студентов: проанализировать данные ситуации, найденные решения, использовав при этом теоретические знания.

При подготовке к занятию студент должен дать понятие фразеологии, фразеологизма, охарактеризовать основные фразеологические единицы русского языка (фразеологические сращения, фразеологические единства, фразеологические сочетания, фразеологические выражения). Необходимо обратить внимание в выступлении на особенности употребления фразеологизма.

Студент должен обратиться к следующей литературе: Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов для бакалавров и магистрантов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2013; Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с., а также воспользоваться ресурсами Интернет: e.lanbook.com - Электронно-библиотечная система «Лань», www.biblioclub.ru - Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн».

 

Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями

Задание 1. Найдите в тексте фразеологизмы.

С ног до головы

- Когда – то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес!... зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!

- Да, ведет он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. И дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда – руку даю на отсечение – он сразу перестанет распускать руки!

- Спору нет – горячая голова! Но уж если мы с ним сошлись, на свою голову, то теперь отвечаем за его поведение головой. Я еще не знаю, что мы должны сделать в первую голову (у меня голова идет кругом), но думаю, что голову вешать не стоит. Ручаюсь головой, что все вместе мы всегда сумеем намылить ему голову! (А. Шибаев).

Задание 2. Определите значения фразеологического оборота. Выберите правильный ответ.

1. Альфа и омега: а) начало и конец, б) окончание, в) решение важного вопроса;

2. Ударяться в амбицию: а) зазнаваться, б) потерпеть поражение, в) бурно проявлять свое недовольство;

3. Ахиллесова пята: уязвимое место, б) неуязвимое место, в) географический объект;

4. Отставной козы барабанщик: а) помощник в делах, б) человек, не заслуживающий никакого внимания, в) музыкант;

5. Кисейная барышня: а) важная женщина, б) изнеженный человек, в) балерина;

6. Мышиная возня: а) забота, б) о действиях животных, в) мелочные хлопоты;

7. Питаться манной небесной: а) жить очень хорошо, б) недоедать, в) быть на небесах;

8. Строить замки на песке: а) основываться на ненадежных данных, б) заниматься строительством, в) предвидеть;

9. Под сурдинку: а) вместе с кем-нибудь, б) под музыку, в) тайком;

10. Класть под сукно: а) без продвижения (о просьбе, деловой бумаге), б) уделять пристальное внимание чему-либо, в) надеяться на что-либо;

11. Крокодиловы слезы: а) сильно плакать, б) лицемерная жалость, в) слезы крокодила;

Задание 3. Исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов, укажите тип ошибки (неоправданная замена лексического компонента или его грамматической формы, неполнота, плеоназм, контаминация, неточное понимание фразеологизма).

1. Деньги выпутили в трубу. 2. Раскинуть головой. 3. Слухом не слыхивал. 4. Душа кровью обливается. 5. Похоронили на корню. 6. Отлегло на сердце. 7. Власть предержащие. 8. Промокли до костей. 9. Лелеять надеждой. 10. Бежит сломив голову. 11. Счастливые часов не соблюдают. 12. Чем дальше в лес, тем больше щепки летят. 13. Шито-крыто белыми нитками. 14. Положив руку на сердце, это правда. 15. Скрепив сердце смотрю. 16. Эта книга обогатит ваш кругозор, окажет пользу. 17. На уроках учащиеся вели себя всегда активно. 18. Наша команда одержала первенство в соревнованиях. 19. В классе обучается один ученик, поведение которого выходит за все рамки. 20. Работал спустив рукава. 21. Внеклассная работа играет положительное значение в развитии детей.

Задание 4. Оцените варианты употребления устойчивых выражений. Откорректируйте их неудачное преобразование, ошибочное употребление.

Благодаря войне, делать играючи, дешёвые цены, изъявить согласие, одержать успех, оказать вред, повысить кругозор, жить припеваючи, завершить обязательства, оказать впечатление, потерпеть потери, пользоваться умеючи, уделять значение, допустить неосведомлённость, предвещать погоду, идти крадучись, не играть никакого значения, усилить потенциал, придерживаться того же отношения.

Задание 5. Составьте текст, используя фразеологизмы, позволяющие выразить ваше отношение к предмету или адресату речи.

В подметки не годится; нести ахинею; довести до белого коления; воспрянуть духом; не ахти как; птица высокого полета; ни шатко, ни валко; шишка на ровном месте; повесить нос; два сапога пара; строить воздушные замки; золотые руки; двуликий Янус; работать спустя рукава; жить чужим умом; козел отпущения; глаза на лоб лезут; вопрос жизни или смерти; грош цена; ни рыба, ни мясо; восьмое чудо света; танцевать от печки; выходить из себя; нести околесицу; мелко плавать; поставить во главу угла.

 

Рекомендуемая литература и Интернет-ресурсы

Основная литература:

1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – 31-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 539 с.

2. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с.

3. Розенталь, Д.Э. Русский язык: учебное пособие / Д.Э. Розенталь – М., 2010. – 537 с.

Дополнительная литература:

1. Буторина, Е.П., Евграфова, С.М. Культура речи: учеб. пособие / Е.П. Буторина, С.М. Евграфова. – М.: ФОРУМ, 2009.

2. Голуб, И. Б. Новый справочник по русскому языке и практической стилистике: учеб. пособие / И. Б. Голуб. – М.: Эксмо, 2007. – 464 с.

3. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2003. – 427 с.

4. Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И. Молоткова. – М., 1997.

Интернет ресурсы:

1. http://www.ahmerov.com/book_630_chapter_3_Predislovie.html - Библиотека «онлайн».

2. http://slovari.yandex.ru/ - Словари.

3. http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека.

4. http://linglang.ru/pages/dict/general/?t202id=81554 - 2000 словарей и энциклопедий.

5. e.lanbook.com – Электронно-библиотечная система «Лань».

6. www.gramota.ru – Грамота. Ру: справочно-информационный портал «Русский язык».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...