Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 12. Нарушения орфоэпических норм и пути их преодоления




Практическое занятие 6.

Тема. Орфоэпические нормы русского языка

Цель: формирование речевого мастерства студента через практическое усвоение орфоэпических норм.

Освоение темы направлено на формирование следующих компетенций:

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6).

Организационная форма занятия: разминка.

Вопросы для обсуждения:

1. Орфоэпия как совокупность правил произношения.

2. Становление орфоэпической нормы.

3. Основные фонетические законы гласных современного русского литературного языка.

4. Основные фонетические законы согласных современного русского литературного языка.

Методические рекомендации

Целью разминкиявляетсяактуализация обсуждаемых вопросов и выполняемых действий на практическом занятии. Ее задачи: формирование общего представления об уровне владения знаниями у студентов, актуальными для занятия; развитие коммуникативных навыков (навыков общения); снятие психологической и физической нагрузки на занятии.

Разминка, является наиболее универсальной формой интерактивных занятий. Вопросы задаются студентам последовательно, либо сразу некоторым количеством. При последовательном задавании вопросов, ответы выслушиваются после каждого вопроса отдельно. Если задается несколько вопросов, возможно выслушивание всех ответов с последующим их анализом.

При подготовке к занятию студент должен дать понятие орфоэпии, орфоэпических норм, обратить внимание на особенности нормированного произношения русских гласных звуков (аканье, иканье, качественная и количественная редукция гласных звуков а и о), на особенности нормированного произношения согласных звуков (взрывной характер звука г, варианты произношения согласных звуков).

Для подготовки к этому занятию студент должен обратиться к следующей литературе: Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / И.Б. Голуб. – М.: Унив. кн., 2007. – 430 с.

 

Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями

 

Задание 1. Распределите слова на группы. Проверьте себя по словарю.

е ё
Афера Свекла

 

Договоренность, бытие, женоненавистник, безнадежный, осетр, желчь, платежеспособный, маневры, оседлый, головешка, острие, никчемный, тетерка, житие, белесый, блеклый, опека, затекший, истекший год, затекший кровью, крестный отец, крестный ход, многоженец, незаконнорожденный, новорожденный, осужденный, шофер, щелка, щелкать.

Задание 2. Исправьте ошибки в следующих словах.

Асматик, ступинатор, будующий, беспрецендентный, грейфрут, друшлаг, ездиит, кварплата, компроментировать, комфорка, насмотрщик, ньюанс, полюс (страховой), подскользнуться, протвень, светопредставление, курпулёзный, юристконсульт, дермантин, инциндент, конкурентноспособный, полувер, беллютень, лаболатория.

Задание 3. Разделите приведенные слова на три группы в зависимости от варианта произношения чн:

1) слова, в которых произносится [ч'н];

2) слова, в которых произносится [шн];

3) слова, допускающие оба варианта произношения.

Античный, библиотечный, булочная, восточный, вечность, горчичник, закадычный, лавочник, конечно, копеечная душа, копеечная монета, командировочный, Кузьминична, межличностный, молочная каша, молочная, молочная кислота, научный, нарочно, очечник, отличник, печник, подсвечник, порочный, порядочный, прачечная, пустячный, ручной, Саввична, сердечный приступ, друг сердечный, скучный, скворечник, сливочный, стрелочник, съемочный, точность, шапочная мастерская, шапочное знакомство, яичница.

Задание 4. Правильно произнесите слова. Какие орфоэпические ошибки можно допустить при произнесении звуков и их сочетаний?

1. Академия, деканат, дебатировать, девиз, демагогия, декретировать, компетентный, корректный, менталитет, патент, регресс, сессия, шинель. // Атеист, детектив, демарш, интервью, кодекс, коттедж, лотерея, менеджер, сервис, темп, тенденция, термос, туннель.

2. Горчичник, Ильинична, Кузьминична, Никитична, нарочно, прачечная, пустячный, Саввична, сердечный, скворечник, скучно, яичница. // Булочная, гречневый, двоечник, копеечный, лавочник, молочный, порядочный, сливочное, стрелочник. // Шапочный, безоблачный, беспечный, встречный, дачный, единичный, личный, ночной, отлично, порочный, строчный, точный, циничный.

Задание 5. Прочитайте слова с сочетаниями СШ, ЗШ, СЧ, 3Ч. Найдите различия между группами слов в произношении этих сочетаний.

1. Высший, бесшабашный, бесшумный, с шумом, возросший; влезший, низший, без шпаги.

2. Счётчик, доносчик, заносчивый, исчезнуть, подписчик; приказчик, образчик, заказчик, грузчик.

3. Расчистить, бесчестный, бесчисленный, исчахнуть.

 

Рекомендуемая литература и Интернет-ресурсы

Основная литература:

1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – 31-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 539 с.

2. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с.

3. Розенталь, Д.Э. Русский язык: учебное пособие / Д.Э. Розенталь – М., 2010. – 537 с.

Дополнительная литература:

1. Буторина, Е.П., Евграфова, С.М. Культура речи: учеб. пособие / Е.П. Буторина, С.М. Евграфова. – М.: ФОРУМ, 2009.

2. Данцев, А. А. Русский язык и культура речи для технических вузов: учеб. пособие / А. А. Данцев, Н. В. Нефедов. – 3-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 320 с.

3. Голуб, И. Б. Новый справочник по русскому языке и практической стилистике: учеб. пособие / И. Б. Голуб. – М.: Эксмо, 2007. – 464 с.

4. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р.И. Аванесова. – М., 1997.

5. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2003. – 427 с.

Интернет ресурсы:

1. http://www.ahmerov.com/book_630_chapter_3_Predislovie.html - Библиотека «онлайн».

2. http://slovari.yandex.ru/ - Словари.

3. http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека.

4. http://linglang.ru/pages/dict/general/?t202id=81554 - 2000 словарей и энциклопедий.

5. e.lanbook.com – Электронно-библиотечная система «Лань».

6. www.gramota.ru – Грамота. Ру: справочно-информационный портал «Русский язык».

Практическое занятие 7.

Тема. Акцентологические нормы русского языка

Цель: формирование речевого мастерства студента через практическое усвоение акцентологических норм.

Освоение темы направлено на формирование следующих компетенций:

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6).

Организационная форма занятия: беседа.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие «акцентологические нормы» современного русского языка.

2. Ударение в русском языке: понятие, признаки, функции.

3. Вариативность ударений. Типичные случаи нарушения акцентологических норм.

Методические рекомендации

Студент должен при подготовке к занятию дать определение «акцентологическая норма», назвать виды ударения, охарактеризовать признаки русского ударения (свободное, подвижное и неподвижное, разноместное), функции ударения, варианты, образующие ударение.

Для подготовки к этому занятию студент должен обратиться к следующей литературе: Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов для бакалавров и магистрантов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2013; Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с., а также воспользоваться ресурсами Интернет: e.lanbook.com - Электронно-библиотечная система «Лань», www.biblioclub.ru - Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн».

 

Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями

Задание 1. Поставьте ударение в следующих существительных.

Агент, агрономия, алфавит, апостроф, асимметрия, афера, буржуазия, бытие, вероисповедание, газопровод, гастрономия, генезис, де-факто, де-юре, диспансер, договор, еретик, жалюзи, житие, знамение, каталог, квартал, намерение, некролог, нефтепровод, обеспечение, плато, премирование, ракурс, свекла, упрочение, факсимиле, феномен, ходатайство.

Задание 2. Поставьте ударение в словах. Распределите слова на три группы: 1) допускающие только одно ударение в современном русском литературном языке, 2) допускающие два равноправных ударения, 3) допускающие два варианта ударения, один из которых имеет стилевую окраску (является разговорным или устаревшим). Для справок используйте орфоэпические словари русского языка.

1. Августовский, айвовый, алкоголь, балованный, баржа, бармен, в сети, газопровод, грушевый, двери, деньгами, договор, донельзя, досуг, заговор, закупорить, запломбировать, заржаветь, звонит, индустрия, казаки, квартал, кета, километр, компас, корысть, кухонный, мастерски, медикаменты, металлургия, моста, мышление, набело, налитый.

2. Нанялся, напоишь, населим, настороженный, начатый, недопитый, непочатый, новорожденный, облегчить, облокотишься, озорничать, оптовый, партер, петля, перчить, пиала, поднял, подростковый, положить, пуловер, разлили, ржаветь, сажень, свекла, симметрия, сироты, сливовый, творог, убыстрить, углубить, угля, феномен, хвоя, хозяева.

Задание 3. Объясните значения слов с разными ударениями, составьте словосочетания по образцу. Дайте определение омографа.

Образец: леднИк (в горах) - лЕдник (погреб), пАрить (репу) - парИть (в облаках).

1. ЗАмок - замОк, мУка - мукА, нАголо - наголО, брОня - бронЯ, вИдение - видЕние, Угольный - угОльный, языкОвая - языковАя, Атлас - атлАс, вЯзанка - вязАнка, лАвровый - лаврОвый.

2. ПрОклятый - проклЯтый, хлОпок - хлопОк, Орган - оргАн, трУсить - трусИть, характЕрный - харАктерный, мОрщить - морщИть, Ирис - ирИс, крЕдит - кредИт, клУбы - клубЫ, острОта - остротА.

Задание 4. Прочитайте микротексты, обращая внимание на произношение выделенных слов и постановку в них ударений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...