Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические материалы к проведению педагогической практики и примерная отчетная документация




 

Приложение 1

 

Анализ урока определяется целями посещения и может быть общим и тематическим. Общий анализ отражает характер содержания урока, его методической, организационной стороны, деятельности учителя и учащихся, основные результаты урока.

 

Примерный план общего анализа урока

1. Тема урока. Определение типа урока. Место данного урока в общей системе уроков по теме.

2. Цели урока. Их соответствие теме, содержанию урока.

3. Организация урока. Готовность учащихся к уроку. Организация учащихся на работу. Готовность классного помещения к уроку.

4. Содержание и методика проверки знаний, умений и навыков учащихся.

Цель и место проверки знаний, умений и навыков. Вид проверки. Содержание и методика постановки вопросов (характер вопросов). Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы учащихся. Организация взаимодействия учителя с учащимися, учащихся друг с другом. Оценка ответов учащихся.

5. Содержание и методика изучения новых знаний.

Тема и содержание устного изложения учителем учебного материала. Система и последовательность изложения, научность, доступность изложения Связь с ранее пройденным материалом. Практическая значимость материала урока.

Активизация познавательной деятельности учащихся, способы поддержания интереса и внимания учащихся на отдельных этапах урока. Роль и место самостоятельной работы учащихся. Методика учета знаний учащихся в процессе изложения нового материала.

6. Содержание и методика закрепления новых знаний.

Отбор материала для закрепления. Упражнения и самостоятельные работы дифференцированного характера. Характер усвоения знаний, умений и навыков.

7. Содержание и методика домашнего задания.

Объем и виды домашнего задания. Инструктаж о его выполнении.

8. Поведение учащихся на уроке. Проявление познавательного интереса, степень активности учащихся. Работоспособность учащихся в разные периоды урока.

9. Характеристика учителя. Знание материала. Методическое мастерство Педагогический такт. Культура речи учителя.

10. Общая оценка урока. Результаты урока. Достижение целей.

11. Выводы и предложения.

 


Приложение 2

 

Примерная схема поэтапного анализа урока при обучении

Детей с интеллектуальной недостаточностью

При посещении урока и в процессе его анализа студенту-практиканту следует фиксировать свое внимание в первую очередь на следующих аспектах:

1.Анализируя структуру урока, студент должен обращать внимание на основные этапы усвоения знаний учащимися, проверку домашних заданий, повторение пройденного материала для установления связи с изучаемым учебным материалом, изложение новой темы, закрепление только что полученных знаний, объяснение домашнего задания, соответствие всех этапов урока их основным дидактическим и коррекционно-воспитательным целям.

2.Среди дидактических принципов, реализуемых на уроке, помимо научности, связи с жизнью и доступности сообщаемых знаний, студент должен особое внимание уделить реализации принципов воспитывающего обучения, индивидуального и дифференцированного подхода, использование наглядных средств, методов активизации мыслительной деятельности учащихся. Он должен внимательно следить за тем, как учитель подводит учащихся к самостоятельным формулировкам и выводам, обобщению материала, как формирует навыки самоконтроля, развивает познавательный интерес, речь, осуществляет лечебно-охранительный режим.

3.Студент должен фиксировать внимание на разнообразии и сочетании используемых методов и приемов, на их коррекционной направленности. Особое внимание следует обращать на приемы, которые стимулируют интерес учащихся к материалу урока, способствуют преодолению их индифферентности, а также методы и приемы, которыми пользуется учитель при объяснении домашнего задания (студент должен ознакомиться с объемом, характером и дифференцированностью задания).

4.Наблюдая за учетом и оценкой знаний учащихся на уроке, студент должен интересоваться видами проверки знаний, умений и навыков, сочетанием индивидуальной и фронтальной работы.

 


 

Приложение 3

Примерная схема самоанализа урока

1. Дать краткую характеристику класса, в котором проходил урок (возрастных особенностей, уровня подготовленности учащихся).

2. Назвать тему урока, охарактеризовать ее место в системе уроков.

3. Определить степень сложности изучаемого материала для данного класса.

4. Охарактеризовать задачи урока.

5. Определить тип урока и показать решение задач на каждом этапе.

6. Охарактеризовать кратко использованные в ходе урока методы обучения, соответствие содержанию изучаемого материала и формам организации деятельности учащихся, их эффективность (сопоставить с полученным результатом – уровнем знаний учащихся).

7. Какие формы организации учебно-познавательной деятельности были использованы (индивидуальные, групповые) с наилучшим результатом? Их соответствие задачам, содержанию и методам, в чем и как проявлялось их единство в достигнутых результатах.

8. Выделить наиболее удачные и неудачные моменты урока.

9. Проанализировать причины потери рабочего времени.

10. Сформулировать собственные выводы об уроке.


Приложение 4

Изучение индивидуально-психологических особенностей учащегося

С интеллектуальной недостаточностью

I. Методические установки

Основным методом изучения является систематическое наблюдение за учеником на уроке, во внеклассной работе, в быту. Важно не только фиксировать у учащегося наличие положительных или отрицательных качеств, но и постоянно искать причины и условия, сформировавшие их, намечать пути и изыскивать способы коррекционно-воспитательной работы.

Определенную помощь в составлении психолого-педагогической характеристики окажет изучение личного дела учащегося, беседы с учителем и учеником, анализ письменных работ школьника и выполнение им специальных заданий.

Все выводы психолого-педагогического обследования необходимо подкреплять конкретными фактами по данным Протоколов (с указанием номера протокола, пункта вопроса и страницы).

Психолого-педагогическая характеристика оформляется на отдельных листах.

Примерная схема составления психолого-педагогической

Характеристики учащегося

 

Психолого-педагогическая характеристика

ученика___________________ _____класса

(учреждение образования).

 

Составил студент_____группы 5 курса

дневной (заочной) формы

получения образования

факультета специального образования.

 

1) Ребенок___года рождения, поступил в_______________.(указать дату поступления) по направлению ____________ с диагнозом __________. Состояние ЦНС ребенка................(охарактеризовать неврологический статус). Физическое развитие ребенка (охарактеризовать физический статус).

До поступления в ________________ (указать, где воспитывался или обучался). В представленной характеристике о ребенке говорится, что он________________________ (изложить характеристику словами, обобщенно).

В течение обучения показал продвижение ________________ (указать какое: значительное или незначительное или отсутствие его; указать продвижение со стороны отдельных сторон личности: речи, мышления, пространственной ориентировки, в овладении умениями и навыками, в поведении, в учебной деятельности и т, д.) Указать источники, на основании которых характеризуется продвижение — это могут быть устные или письменные характеристики учителей.

2) Анамнестические сведения:..................................................................

3) В процессе психолого-педагогического эксперимента выявлено следующее:

Деятельность и личность...............(дать общую характеристику активности, целенаправленности, критичности и устойчивости ребенка в деятельности, особенностям психического насыщения в деятельности и их оценке, показать возможности стимуляции активности и деятельности; охарактеризовать, ребенка со стороны адекватности его поведения, особенности его уровня притязаний и самооценки).

Речь.................(указать, в какой мере — значительно или незначительно недоразвита).

Звуковая сторона речи................ (охарактеризовать особенности звукопроизношения, голоса, темпа, ритма речи).

Словарь..............(указать, ограничен или нет, в какой мере: резко ограничен, несколько ограничен, без видимых ограничений; за счет каких слов — частей речи — ограничен, охарактеризовать морфологическую и семантическую структуры слова в речи ребенка; дать ссылки на протоколы обследования).

Фразовая речь.............. (указать характер предложений: сложные, простые, распространенные, малораспространенные, нераспространенные, неполные; охарактеризовать грамматические связи, указать соответствующий раздел протокола обследования).

Развернутое спонтанное (самостоятельное) высказывание.................

(указать, может ли построить сам или строит только с помощью педагога; охарактеризовать со стороны полноты, последовательности, соблюдения логических связей; отметить выразительность или общую примитивность высказывания)

Запас знаний и представлений................ (охарактеризовать с учетом особенностей речевого развития, подчеркнуть, развит ли в пределах возрастной нормы или личного опыта, отличается ли бедностью даже в пределах личного опыта; сделать ссылки на протоколы обследования).

Ощущения, восприятия, представления.................... (описать выявленные особенности предметных образов, особо выделить степень сформированности пространственно-временных восприятий и представлений; дать ссылки на протоколы обследования).

Мышление.................(дать общую характеристику мышления как деятельности со стороны целенаправленности, мотивированности и критичности; охарактеризовать особенности наглядных форм мышления: средства и способы мышления; показать характер устанавливаемых связей: адекватных заданию или случайных; охарактеризовать особенности осмысливания словесно-логических связей; сделать ссылки на протоколы обследования).

Память и внимание.............. (охарактеризовать память ее стороны прочности, представленности в ней логических компонентов; охарактеризовать внимание со стороны устойчивости, целенаправленности, произвольности в разных видах деятельности).

На основании рассмотренных данных можно сделать вывод о том, что у ребенка имеет место................ (дать определение структуры дефекта —«диагноз».

В качестве индивидуальных особенностей отмечается следующее................(назвать все выявленные индивидуальные особенности, особо обратить внимание на особенности деятельности и личности; на уровень речевого развития в его связи с особенностями жизненного опыта, на особенности пространственной ориентировки; на способы мыслительной деятельности при решении наглядных, словесно-образных и словесно-логических задач).

На основании рассмотренного материала можно сделать следующие рекомендации:

—.............. (указать профиль школы или дошкольного учреждения, в котором нуждается ребенок).

—.............. (дать конкретные психолого-педагогические рекомендации, вытекающие из выявленных индивидуальных особенностей ребенка).

Протоколы обследования прилагаются.

Студент......................... (подпись).

Дата.............................

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...