Передача от 25 мая
Следующие слова, которые пишет Иоанн Кассиан, посвящены борьбе с духом блуда. Мы не будем подробно разбирать эту страсть, но несколько необходимых слов об этом скажем. Сорок восьмой абзац начинается замечательно: Прочие страсти обыкновенно очищаются, кроме прочего, и обращением с людьми и каждодневными с ними занятиями и делами, и некако врачуются самою неприятностью и досадою по причине падения в них. Так, например, порывы гнева, оскорбления, нетерпеливости, кроме сердечного поучения и бодренного внимания, врачуются и посещением братий и частым взыванием сих страстей. Так как они, будучи при сем раздражаемы, чаще обнаруживаются, то чаще и обличаются, и скорее потому уврачевываются…
Дальше он говорит о том, что для борьбы с блудной страстью это не подходит, нужно уединение. Это достаточно обширный отрывок, с которого начинается 48-й абзац, замечательное свидетельство того, что мне хотелось бы донести до каждого человека, который сейчас пытается служить Богу. Я часто и много об этом говорю, и мне всегда больно: люди не верят, что это на самом деле так, не воспринимают это по-настоящему серьезно. Боль моего сердца от того, что я хотел бы, чтобы люди услышали и вняли свидетельству отцов, которые в своем роде выражают некую соль, некоторую важную выборку из всего святоотеческого наследия. Страсти всегда врачуются, всегда очищаются, как здесь сказал Иоанн Кассиан, жизнью среди людей. Мы мечтаем об уединении, мечтаем о том, чтобы людей рядом не было. Тем не менее для аскезы, для христианского подвига (не буддийского, не индуистского, не какого-нибудь теософского подвига, для христианского) люди крайне нужны, они необходимы, они являются той средой, которая больше самого отчаянного одиночества помогает очистить человека от страстей.
Иоанн Кассиан достаточно сказал, что люди избавляют нас от уныния. Они избавляют от самомнения, от печали, избавляют в своем роде от высокомерия, потому что учат смирению через то, что мы терпим чужие недостатки, через то, что у нас есть постоянные обличители и начальники, через то, что мы вынуждены носить чужие немощи и творить послушание. Конечно, рождается определенная категория страстей, которые нас и смущают, и возмущают, но это смущение и возмущение, по мысли, здесь сказанной Иоанном Кассианом, и есть то самое, что лучше, чем уединение, способствует очищению сердца от страсти, потому что наличие рядом людей показывает, что мы злые, гордые, самолюбивые, самовлюбленные, самодостаточные, ленивые, нерадивые, высокомерные и прочее, и прочее. Оно постоянно нас тыкает мордой в наше собственное небрежение, в наш собственный грех, в нашу собственную испорченность, оно постоянно показывает, что мы совсем не такие, какими кажемся самим себе, совсем не такие, какими мним быть перед собственными глазами, оно исцеляет нас от самомнения гораздо больше, чем что-либо иное. Именно самомнение является главным препятствием на пути к тому, чтобы стать христианином. Собственно, самомнение и превращает нас в гордецов, самоуверенных людей, чуждых сокрушенному духу покаяния, подлинной молитвы, в сущности, превращая нас в фарисеев. Да, общение с людьми неприятно тем, что мы вынуждены терпеть чужие недостатки, оно неприятно тем, что люди указывают нам на наши недостатки, оно неприятно, что приходится смиряться с тем, что нам не нравится, терпеть то, что нам не нравится, молчать, хотя нам это очень не нравится. Но именно это и создает ту самую обстановку, которая и помогает нам стать христианами. А когда мы хотим от всего этого избавиться и жить уединенно, когда нет этой окружающей среды, мы не чувствуем, что мы страстные, нам кажется, что мы тихие, спокойные, уравновешенные, молитвенные. Тогда как просто как на дрожжах растет наше самомнение, высокомерие и прочие наши страсти вследствие этого. А мы и знать об этом не знаем, потому что нам в этом удобно и комфортно. Чаще всего, за редчайшим исключением, мы желаем уединения и отстранения от людей на погибель себе, а присутствие людей, наоборот, очищает человека.
Но для борьбы с духом блуда, для воздержания от блудной страсти крайне необходимо уединение. Вдали от вида телесной красоты, от вида соблазнительной одежды, от того, как женщины и мужчины проявляют свое душевное обаяние, улыбки, взгляд, смех (все те эмоции, которые соприкасают нас с душевным миром мужчины или женщины и тем самым открывают нас навстречу этому), вдали от этой ауры, этого средоточия всех вещей, соблазняющих блудные страсти, конечно, воздерживаться значительно легче. Страсть блудная затихает. Любой, кто посидит дома вдали не только от живых мужчин и женщин, но и от Интернета, сразу поймет, как меньше страстного томления, блудного томления в нем происходит. Конечно, остается естественная похоть. Но мы слышали в предыдущей беседе, что ее можно победить, если определенным образом воздерживаться, то есть соблюдать пост и много-много молиться. Если же мы не можем ее в уединении победить и постом, и молитвой, значит, нам скорее всего нужна семья. Именно об этом апостол Павел говорит: кто не может воздерживаться, тот должен создавать семью, жениться или выходить замуж. Тем, кто может воздерживаться, скорее всего назначен другой путь, путь монашеского подвига. Но вот что здесь важно. Мы же все-таки говорим не для монашествующих людей, а для людей мира сего, то есть для людей по преимуществу семейных. Таким образом, как бы представляется, что эти люди, имеющие семью, не сидят же в пустыне, не запирают себя в келье, они ведут некую активную социальную жизнь. И вот им-то как быть? Они же не могут перестать ходить на работу, даже если эта работа в офисе, где на одного мужчину пятнадцать женщин в возрасте от восемнадцати до пятидесяти восьми. Что же ему делать? Отказаться от этой работы и идти в мужской коллектив? Или, наоборот, девушке отказаться от работы в милиции? Что же делать семейному человеку?
Человек, имеющий семью, может отказаться от блужданий по Интернету, может приучиться ходить по улице, не смотря по сторонам, а сосредоточиться на внутреннем делании. На работе он может переключить внимание с общения на погружение в свою работу. Конечно, это не понравится окружающим, но он же ничего плохого не делает, он занят своей работой. Когда надо, он реагирует, взаимодействует, но в целом не делает общение на работе главным ее содержанием. Он именно весь уходит в работу, не обращая внимания на долгие разговоры, длинные кофе-паузы, бессмысленное общение. Вполне приятное, но бессмысленное. То есть человек ощутимо и очень резко может добиться уменьшения воздействия на него духа блуда, и это приводит к целомудрию, это приводит к тому, что брак сохранится и уцеломудрится. Таким образом можно сохранить влечение к своему супругу, переживать радость от общения именно с супругом, и только с супругом. Этого делания оказывается достаточно для того, чтобы уцеломудрить свое отношение к миру и уцеломудрить и брак, не пытаясь разнообразить его непристойностями. Стало быть, сохранить постоянный интерес и влечение к своему супругу (своей супруге). Этого оказывается достаточно. То есть и семейный человек, используя некоторые аскетические приемы, может вполне добиться важных, значимых результатов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|