Угрозы углубления кризиса социального государства
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Введение
Курсовая работа на тему «Будущее у социального государства» по дисциплине «Социальный менеджмент». Кризис социального государства на фоне кризиса общества потребления мотивирует к поиску путей выхода из создавшейся ситуации. Требуется привести видение будущего социального государства в реализации мер по капитализации человеческого капитала, являющейся залогом успешного использования социальных факторов экономического роста. "Социальное государство" - как понятие, возникшее еще в середине XIX в. благодаря Л. фон Штейну и в своей идеологеме стремящееся достичь равенства, свободы, подъема обездоленных до уровня богатых и сильных, - за свою более чем 150-летнюю историю, несмотря на многочисленные успехи, в настоящее время во многих странах обременено неподъемными долговыми обязательствами и переживает острейший кризис. Долговую проблему обостряет медленное послекризисное восстановление экономики, наблюдающееся далеко не во всех странах, тогда как отсутствие роста экономик стран ЕС, при низкой конкурентоспособности и высоком уровне социальных обязательств, грозит в очередной раз дестабилизировать всю мировую экономику. В то же время минимизация долговой нагрузки связана с масштабными сокращениями расходов социального государства, а режим экономии как один из способов борьбы с кризисом во многих странах ЕС пока ничего хорошего не предвещает, поскольку, несмотря на принимаемые меры, еврозона пребывает в рецессии, а ожидаемый в 2014 г. рост будет вялым и на уровне жизни не отразится. Что может означать в современном измерении кризис социального государства в случае его развития в дальнейшем?
Угрозы углубления кризиса социального государства
"Западное общество достигло невиданных во всей человеческой истории уровней богатства, благосостояния, гламуризации и т. д. (в том числе и благодаря возвышающейся роли социального государства), что любой намек на вероятность снижения, тем более потери этого положения вызывает у большинства людей дискомфорт, беспокойство, а то и страх" [1]. Тем самым углубление кризиса социального государства грозит при определенных условиях перерасти в процесс формирования факторов дестабилизации общественной жизни путем дезорганизации тех начал, благодаря которым их организационное начало предрасположило к нынешнему уровню благосостояния в обществе и стабильности государства. Развитие событий по такому сценарию крайне нежелательно, поэтому правительства многих стран будут стремиться избегать всемерного сокращения социальных программ, но при этом им придется сокращать свое участие в поддержании процессов накопления капитала, в первую очередь, через инфраструктурные и инновационные проекты, поскольку уровень перераспределения ВВП, осуществляемого государством, явно достиг своего максимума. В случае сокращения участия государства в процессах накопления будет тормозиться, прежде всего, инновационное обновление экономики, а значит, сохранятся риски развития, которые необходимо будет перекладывать на частный сектор, что будет способствовать сохранению условий неопределенности, а, следовательно - снижению мотивации бизнеса к инвестированию. В создавшейся ситуации многим государствам, помимо всего прочего, в борьбе с кризисом потребуется ориентироваться на улучшение инвестиционного климата, осуществлять, как ни странно, мероприятия по ограничению движения капитала, поддерживать стабильность банковской системы, использовать политику количественного смягчения, ожидая начала новой волны технологического подъема. Именно он и определит экономический рост с ожидаемыми характерными особенностями снижения затрат энергии, материалов, транспорта на производство и поставку товаров с более высокими технологическими и потребительскими характеристиками.
Путь к такой цели измеряется длиной, как минимум, в 10 и более лет. На этом пути, если новые технологии окажутся действительно фундаментальными, то необходимо, чтобы государства-активисты сыграли несколько ролей в стимулировании инноваций. Такие государства по всему миру развивают фундаментальные науки и выступают в качестве первых пользователей новых продуктов - результатов развития науки [2].'Следовательно, нас и в будущем ожидает разноскоростное развитие экономик отдельных стран. Многим государствам в процессе ожидания и возможного участия в поддержании новой волны технологического подъема необходимо будет сохранить свою социальную ориентацию и найти средства для социального обеспечения населения, которое неудержимо стареет, а значит, и болеет, - при том, что это увеличение долговых обязательств (в том числе и для обслуживания все возрастающих долгов), и при том, что традиционные возможности для увеличения доходов государства все ближе к своему исчерпанию. Кроме того, потребуются новые и новые финансовые ресурсы на развитие если не фундаментальной науки, то соответствующего образования населения в условиях, когда для успешного выхода на рынок рабочей силы, необходимой на то время по квалификации, на ее образование уйдут практически все 20 лет. Решение этих и других задач, связанных с сочетанием технологического развития и социальной стабильности, усложняется тем, что в кризисе пребывает не только социальное государство, но и все общество, чей кризис характеризуется как кризис общества потребления, в котором традиционные законы рынков труда "работают с точностью до наоборот", что говорит об очередном провале рынка. В таблице приведены данные, свидетельствующие о том, что в современном социуме высокоразвитых стран наблюдаются крайне противоречивые тенденции. Например, по состоянию на 2012 г., в Великобритании спрос на получение образования стилиста и визажиста по сравнению со спросом на профессию строителя превышал вакансии в 13 раз, а спрос на образование журналиста и пиарщика превышал спрос на инженерные специальности в 2,6 раза. И это - при том, что электрики и строители получают в 3,6 раза большую заработную плату, чем физруки и спортивные администраторы, а заработная плата инженеров-электриков и помощников машиниста в 1,5 раза выше, чем у журналистов и редакторов.
Таблица 1 - Соотношение численности выпускников учебных заведений по профессиям с количеством вакансий и заработными платами в Великобритании в 2012 г.
Согласно приведенным данным, в современном обществе потребления законы рынка превратились в собственную противоположность и "в итоге в цивилизованном мире наблюдается любопытная картина: уровень технологий, создаваемых напрягающимся меньшинством, повышается, а уровень знаний ненапряженного большинства падает. Несмотря на всю конкуренцию" [3]. В силу этого не случайно многие страны, декларируя, помимо всего прочего, построение социального государства и открывшись глобальному рынку труда, утратили значительную часть своего молодого трудоспособного (и в том числе квалифицированного) населения, которое мигрировало в западный мир, лишив свои страны перспектив полноправной интеграции в этот высокоразвитый мир. Но в то же время уже в течение жизни одного поколения мигранты, став членами европейской семьи народов, как и жители среднего европеизированного общества, "не хотят быть элитой, а хотят быть эльфами. Бешеная борьба за статус - не для них и безудержное потребление (общество потребления) - тоже" [3]. Как следствие, европейское общество на фоне постоянно стареющего населения и увеличивающегося ненапрягающегося большинства характеризуется переориентацией с непрерывного развития на растущую безработицу, что формирует увеличение нагрузки на экономику за счет расширения лимитированных возможностей социального государства. Ведь иждивенчество и отсутствие стремлений к повышению профессиональных навыков этот кризис пока только усугубляют, сопровождая его демографическим кризисом, и в итоге имеет место стремление массово привлечь ограниченный ресурс труда из трудоизбыточных регионов мира, которые, в свою очередь, нуждаются в подъеме экономик своих стран. Их государства, функционирующие в условиях ограниченных ресурсов роста, в свою очередь, сталкиваются с ограниченными возможностями для реализации собственных социальных программ для населения, живущего в условиях низких темпов экономического роста и такого же низкого уровня жизни. Государства, обремененные долговыми обязательствами (и прежде всего, некоторые из стран ЕС), вынужденно ограничивают роль социальных программ с тем, чтобы добиться финансовой стабильности и избежать дефолтов. Пока такое удается благодаря всевозможным механизмам помощи, но этим путем обеспечить рост экономики невозможно.
Необходимо повысить ее конкурентоспособность - при том, что стоимость рабочей силы расти не будет, а желательно ее еще и снизить, одновременно активизировав ресурс труда с тем, чтобы избежать парадокса развития общества потребления, в котором чем выше уровень удовлетворения потребностей, тем слабее стремление к высокопроизводительному и более высокооплачиваемому труду. Задача эта весьма противоречива даже в своей постановке, вследствие чего бюджет государства становится заложником указанных противоречий, поскольку достигнутые гарантии социального обеспечения населения требуются к исполнению, вызывая страх перед будущим, несмотря на угрозу невосполнимого наращивания долгов, что, помимо всего прочего, угрожает даже такой успешной стране ЕС, как Германия, являющейся его "локомотивом" и кредитором: "Рост немецкого госдолга в последние 30 лет... не оставляет надежд на сохранение европейского социализма, каким мы его знаем" [4, с. 26].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|