Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура Кодекса Республики Беларусь об образовании




Кодекс Республики Беларусь об образовании и правовой статус учебных учреждений


 

О ГЛАВЛЕНИЕ

Учреждение образование правовой инновационный

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ОБРАЗОВАНИИ: СТРУКТУРА И НОВШЕСТВА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Структура Кодекса Республики Беларусь об образовании

Кодекс Республики Беларусь об образовании как стратегия инновационной модернизации системы образования страны

ГЛАВА 2. ПРАВОВОЙ СТАТУС УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ

Типы учреждений образования

Создание, реорганизация и ликвидация учреждений образования

Учредительные документы учреждения образования

Образовательная деятельность

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Президентом Республики Беларусь А. Г. Лукашенко 13 января 2011 года подписан Кодекс Республики Беларусь об образовании.

Сделан важный шаг в совершенствовании национального законодательства, регулирующего общественные отношения в сфере образования.

Работа над Кодексом Республики Беларусь об образовании носила плановый характер и не была вызвана какими-то чрезвычайными обстоятельствами.

С момента обретения суверенитета в Республике Беларусь только на уровне Главы государства и Правительства было принято более 50 нормативных правовых актов, непосредственно относящихся к сфере образования.

До принятия Кодекса основу нормативной базы сферы образования составляли пять законов. В том числе принятый в 1991 году Закон «Об образовании»[1] и законы, регулирующие общественные отношения в сфере профессионально-технического (2003 г.), специального (2004 г.), общего среднего (2006 г.) и высшего образования (2007 г.), а также Декрет Президента Республики Беларусь от 17 июля 2008 года № 15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования» [2].

Ключевое место в национальном законодательстве об образовании занимал Закон Республики Беларусь «Об образовании», но в нём многие важные вопросы, требующие законодательного закрепления, остались вне сферы регулирования.Несмотря на проделанную большую работу по созданию законодательной базы, отсутствовало регулирование специальными законам ряда уровней основного и дополнительно образования: дошкольное образование; среднеспециальное образование; послевузовское образование; внешкольное воспитание и обучение, повышение квалификации и переподготовь кадров.

Кроме того, отсутствовало законодательное регулирование вопросов организации в учреждениях образования воспитательной работы, системы работы по поддержке детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе, детей, находящихся социально опасном положении, и ряда други: важных для системы образования направлений работы, в том числе правового положение участников образовательного процесса.

Принятие Кодекса было продиктовано необходимостью обеспечить полное и системное регулирование правовых норм, на основе которых осуществляется образовательный процесс на всех уровнях образования.

Кроме того, законодательство в сфере образования требовало дальнейшего совершенствования в целях более эффективного обеспечения инновационного развития страны, а также формирования общего образовательного пространства Союзного государства Беларуси и России, стран СНГ, ЕврАзЭС, вхождения в «европейское пространство высшего образования»[3; с.10].

Важно подчеркнуть, что опыта создания кодифицированного законодательного акта, обеспечивающего комплексное регулирование общественных отношений в сфере образования, в мире нет. Республика Беларусь является первопроходцем.

Таким образом, актуальность данной темы налицо. Прошло чуть больше года после подписания Кодекса об образовании[4] (далее КоБ) Президентом Республики Беларусь, и чуть больше полугода с момента вступления его в силу. В виду малой продолжительности действия КоБ, вопросы его действия являются практически неразработанными и неисследованными, что предполагает большое пространство для нашего исследования.

Объектом исследования являются положения КоБ, нововведения в системе образования, а также правовой статус учебных учреждений.

Целью данной работы является изучение и анализ правового статуса учебных учреждений, а также изучение новшеств в системе образования, введенных КоБ.

В связи с вышеизложенным, можно поставить следующие задачи:

. Рассмотреть структуру Кодекса Республики Беларусь об образовании;

. Определить нововведения в системе образование, которые появились в связи с принятием КоБ;

. Провести правовой анализ норм, предусмотренных КоБ, которые регулируют основы правового статуса КоБ.


 

ГЛАВА 1. КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ОБРАЗОВАНИИ: СТРУКТУРА И НОВШЕСТВА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

 

Структура Кодекса Республики Беларусь об образовании

 

Разработка Кодекса об образовании проводилась в соответствии со следующими основополагающими принципами:

1) сохранение концептуального содержания объединенных в нём актов.

Лишь в отдельных случаях содержание отдельных норм подверглось переработке в связи с необходимостью приведения его в соответствие с иными законодательными актами.

2) разработка нормативных предписаний, направленных на регулирование образовательных отношений на уровнях дошкольного, среднего специального и послевузовского образования, внешкольного воспитания и обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров, где специальные законы отсутствуют и разработка их не планировалась.

)согласованность норм законодательства об образовании с нормами других отраслей права Республики Беларусь.

Как основополагающий законодательный акт Кодекс Республики Беларусь об образовании позволяет успешно решить ряд взаимосвязанных задач.

Первое, создание единого механизма правового регулирования и реализации правовых предписаний через систематизацию и упорядочение действующих норм права;

Второе, сокращение количества действующих в этой сфере нормативных правовых актов;

Третье, повышение до законодательного уровня регулирования части отношений в сфере образования;

Четвёртое, устранение противоречий, дублирования в правовом регулировании отношений в сфере образования.

Учитывая сложный и многообразный характер отношений в сфере образования, структурно Кодекс Республики Беларусь об образовании подразделяется на Общую и Особенную части, включающие 17 разделов, 63 главы и 295 статей.

В Общую часть Кодекса включены разделы и статьи, обеспечивающие правовое регулирование вопросов, общих для всех уровней образования.

В Особенной части устанавливаются нормы, закрепляющие специфику образовательных отношений как самостоятельного вида общественных отношений на соответствующих уровнях основного и дополнительного образования (дошкольном, общем среднем, профессионально-техническом, среднем специальном, высшем, послевузовском, дополнительного образования детей и молодёжи, дополнительного образования взрослых), а также по поддержке детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе, детей, нуждающихся в оздоровлении, детей, находящихся в социально опасном положении, и детей, нуждающихся в особых условиях воспитания.

В Общей части Кодекса закреплены:

основы государственной политики в сфере образования (принципы приоритетаобразования, государственно-общественногохарактера управления образованием, светского характера образования и др.);

государственные гарантии прав в сфере образования (право граждан Республики Беларусь на образование обеспечивается:

развитием сети учреждений образования; созданием социально-экономических условий для получения образования в государственных учреждениях образования, государственных организациях, реализующих образовательные программы послевузовского образования, в том числе бесплатного; финансированием из средств республиканского и (или) местных бюджетов функционирования государственных учреждений образования, государственных организаций образования, обеспечивающих функционирование системы образования; сохранением в государственных учреждениях образования мест, предназначенных для получения образования гражданами за счёт средств республиканского и (или) местных бюджетов; установлением ежегодно учредителями государственных учреждений образования, государственных организаций, реализующих образовательные программы послевузовского образования, контрольных цифр приёма для получения образования за счёт средств республиканского и (или) местных бюджетов; созданием условий для получения образования с учётом национальных традиций, а также индивидуальных потребностей, способностей и запросов обучающихся; предоставлением возможности выбора учреждения образования, специальности, формы получения образования, уровня изучения учебных предметов, учебных дисциплин, образовательных областей, тем; созданием необходимого количества мест в организациях для прохождения практики, производственного обучения обучающихся; созданием специальных условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития, их интеграции в общество, социализации; развитием системы кредитования граждан, получающих образование на платной основе);

субъекты и объекты образовательных отношений (субъекты - законные представители несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники, учреждения образования, организации, реализующие образовательные программы послевузовского образования, а также иные организации, индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

Объектами образовательных отношений являются знания, умения, навыки, свойства и качества личности обучающихся);

система образования (образование подразделяется на основное, дополнительное и специальное;

компонентами системы образования являются: участники образовательного процесса при реализации образовательных программ; образовательные программы; учреждения образования; организации, реализующие образовательные программы послевузовского образования; иные организации, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность; индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность; государственные организации образования, обеспечивающие функционирование системы образования; учебно-методические объединения в сфере образования; организации, обеспечивающие проведение практических занятий, прохождение практики или производственного обучения обучающимися; организации-заказчики кадров; организации, направляющие работников для освоения содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых);

впервые вводится понятие «образовательные программы», которые подразделяются на образовательные программы основного, дополнительного и специального образования. Такой подход обеспечивает реализацию на практике принципа академической мобильности, будет способствовать расширению студенческих обменов в русле принципов Болонского процесса;

формы получения образования (дневная, вечерняя, заочная, дистанционная форма получения образования как вид заочной);

права, обязанности и ответственность субъектов образования (в частности, устанавливается норма, в соответствии с которой учреждения образования самостоятельны в осуществлении образовательной, научной, научно-технической, финансовой деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению образования, подбору и расстановке кадров и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Республики Беларусь).

Закреплены права и обязанности педагогических работников (педагогическую деятельность не могут осуществлять лица: лишённые права заниматься педагогической деятельностью; имеющие судимость; признанные недееспособными или ограниченно дееспособными; не имеющие права заниматься педагогической деятельностью в случаях, предусмотренных законодательными актами).

Педагогические работники в соответствии с законодательством имеют право на: защиту профессиональной чести и достоинства; обеспечение условий для осуществления профессиональной деятельности; творческую инициативу, свободу выбора педагогически обоснованных форм и методов обучения и воспитания, учебных изданий и средств обучения; доступ к учебно-программной, учебно-методической документации, информационно-аналитическим материалам; участие в обновлении, разработке и определении структуры и содержания структурных элементов научно-методического обеспечения образования; участие в научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной, международной деятельности учреждения образования; участие в управлении учреждением образования; повышение квалификации; моральное и материальное поощрение за успехи в педагогической деятельности; объединение в профессиональные союзы, иные общественные объединения, деятельность которых не противоречит законодательству; ежемесячную компенсаций расходов на приобретение учебной и методической литературы в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Беларусь.

Также в общей части установлены основные права и обязанности обучающихся.

В том числе: получение образования в соответствии с образовательными программами; перевод в другое учреждение образования, для получения образования по другой специальности: восстановление для получения образования в учреждении образования; обучение по индивидуальному учебному плану в пределах содержания образовательной программы; создание специальных условий для получения образования с учётом особенностей их психофизического развития; охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса; бесплатное психолого-медико- педагогическое обследование в государственных центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации; пользование учебниками и учебными пособиями; обеспечение стипендией и другими денежными выплатами; обеспечение местом для проживания; возмещение расходов по найму жилья в случае необеспечения местом в общежитии; кредит на льготных условиях для оплаты первого высшего образования; отпуска, каникулы; получение платных услуг в сфере образования, участие в профессиональных союзах, молодёжных и иных общественных объединениях, деятельность которых не противоречит законодательству, и др.

Обучающиеся обязаны: добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ, программ воспитания; заботиться о своём здоровье, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию; выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для обучающихся, правил проживания в общежитиях; Уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса; бережно относиться к имуществу учреждения образования, организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

В Общей части Кодекса закреплены образовательные и связанные с ними отношения (для получения послевузовского, высшего, среднего специального, профессионально- технического образования, в том числе на условиях целевой подготовки, дополнительного образования взрослых при освоении содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов, образовательной программы повышения квалификации рабочих (служащих), образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих среднее специальное образование, образовательной программы переподготовки рабочих (служащих), образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих), образовательной программы стажировки руководящих работников и специалистов, а также для оказания услуг в сфере образования на платной основе заключается договор), а также:

общие требования к образовательному процессу;

документы об образовании и документы об обучении (свидетельство о специальном образовании; свидетельство о стажировке руководящих работников и специалистов; удостоверение о специальной подготовке; свидетельство оприсвоении квалификационного разряда (класса, категории) по профессии; свидетельство об окончании факультета довузовской подготовки, подготовительного отделения, подготовительных курсов; свидетельство о дополнительном образовании детей и молодёжи; справка об обучении);

управление и контроль в сфере образования;

дисциплинарная ответственность обучающихся;

материально-техническая обеспеченность учреждений образования.

Особо следует подчеркнуть, что разработка Кодекса об образовании повлекла за собой уточнение понятийного аппарата системы образования.

Существенным достижением Кодекса (это делается впервые на законодательном уровне) является урегулирование вопросов дисциплинарной ответственности обучающихся. В законотворческой практике впервые устанавливается понятие «дисциплинарный проступок, определяются порядок и меры дисциплинарной ответственности, компетенция и полномочия должностных лиц.

Вопросы финансирования, бухгалтерского учёта и отчётности, материально-технического обеспечения в сфере образования также нашли своё отражение в нормах Кодекса об образовании.

Содержание Особенной части Кодекса структурно охватывает все уровни образования и включает разделы, обеспечивающие правовое регулирование систем:

дошкольного образования (VII); общего среднего образования (VIII); профессионально- технического образования (IX); среднего специального образования (X); высшего образования (XI); послевузовского образования (XII); дополнительного образования детей и молодёжи (XIII); дополнительного образования взрослых (XIV); специального образования (XV); поддержки детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе, детей, нуждающихся в оздоровлении, детей, находящихся в социально опасном положении, и детей, нуждающихся в особых условиях воспитания (XVI).

Соответствующие разделы устанавливают для уровней образования:

порядок разработки и применения образовательных стандартов, сроки получения обучающимися и воспитанниками образования,

типы и виды учреждений образования,

принципы управления учреждениями образования,

методологию организации образовательного процесса,

требования к: приёму лиц, аттестации обучающихся, научно-методическому обеспечению, деятельности в системе образования ведущих учебных заведений, учебнометодических объединений, взаимодействию с организациями-заказчиками кадров.

Впервые совмещение в одном нормативном правовом акте требований, предъявляемых к разным уровням образования, позволило выстроить чёткую логическую преемственность между существующими уровнями образования, обеспечить унификацию нормативных предписаний.

Специфика правового регулирования на уровнях образования Особенностью правового регулирования общественных отношений в системе дошкольного образования в предлагаемом Кодексе является закрепление на законодательном уровне требований к наличию образовательных стандартов, организации образовательного процесса, научно-методическому обеспечению образования, установление исчерпывающего перечня типов и видов дошкольных учреждений, сроков получения образования.

Правовое регулирование образовательных отношений на уровне общего среднего образования, заложенное в Особенной части Кодекса об образовании, сохраняет преемственность с нормами, закреплёнными в Законе Республики Беларусь «Об общем среднем образовании» [5], а также нормами Декрета Президента Республики Беларусь от 17 июля 2008 года № 15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования» [6].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...