Кодекс Республики Беларусь об образовании как стратегия инновационной модернизации системы образования страны
Стратегическая задача экономической политики Республики Беларусь - переориентация национальной экономики на инновационный путь развития. Одним из необходимых условий ее выполнения является наличие человеческих ресурсов: специалистов, способных к выдвижению, поддержанию и внедрению в практику инновационных идей и разработок. Формирование таких людей наряду с воспитанием качеств гражданина и патриота страны - одна из важнейших целей, стоящих перед белорусской системой образования. Именно она, ориентируя общество на ценность инновационной деятельности и инновационного мышления должна обеспечить подготовку и переподготовку кадров, способных к созданию инновационного климата в стране. Понятно, что без разработки соответствующей нормативно-правовой базы решение обозначенных задач было бы проблематичным. Поэтому Кодекс Республики Беларусь об образовании, по мнению законодателей, и заложил основы стратегии инновационного развития национальной системы образования. Кодекс - это существенно дополненный свод документов об образовании, принятых в республике ранее. Его создание позволило завершить процесс формирования законодательства об образовании как полной и логически последовательной системы. Содержание Кодекса не предусматривает каких-либо революционных изменений. Тем более что реформ образования в последнее время было много, и люди их уже не хотят. Поэтому основная задача, которую решает этот документ, - обеспечить стабильность национальной системы образования. «Вместе с тем он ориентирован и на будущее. Его правовые нормы направлены на повышение качества образования, дальнейшее укрепление престижа белорусской системы образования на мировом уровне, в том числе через участие в Болонском процессе. Кодекс органично вписывается в среднесрочные и долгосрочные планы социально-экономического развития нашего государства» [7; с.10]. Так, одним из принципов государственной политики в сфере образования выступает поддержка и развитие образования задач социально-экономического развития а отдельными ее направлениями - создание необходимых условий для удовлетворения запросов в образовании, потребностей общества и в формировании личности, подготовке квалифицированных кадров, в том числе осуществлении целевой подготовки специалистов, рабочих, служащих, интеграция в мировое образовательное пространство при сохранении и развитии традиций национальной системы образования.
Организационной основой осуществления государственной политики в сфере образования являются программы развития как системы образования в целом, так и программы развития ее ступеней и уровней, утверждаемые Правительством Республики Беларусь, на пятилетний период. Исходя из того, что повышать уровень своего образования человек должен постоянно, Кодекс охватывает всю систему образования (от дошкольного до образования взрослых). Он дает правовую возможность получать образование любого уровни каждому человеку независимо от его возраста, социального статуса, здоровья. доходов и места проживания. В документе сохранены лучшие приобретения белорусского образования (национальные черты, государственная поддержка, доступность, бесплатность, справедливость при приеме, стабильность функционирования, учет социально-экономических условий). Право граждан Республики Беларусь на образование, а также каждого человека, находящегося ив ее территории, обеспечивается разнообразными способами, в том числе предоставлением возможности выбора учреждения образования, специальности, формы получения образования. уровня изучения учебных предметов, учебных дисциплин, образовательных областей и даже тем.
Согласно Кодексу инновационная деятельность в сфере образования представляет собой процесс внедрения в практику апробированных в ходе экспериментальной деятельности результатов фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере образования[4]. Этот вид деятельности будет направлен на обновление содержания образовательных программ и повышение качества образования посредством реализации экспериментальных, инновационных проектов. Однако основу инновационного развития составляют все же не программы и стандарты, а конкретные люди, способные генерировать идеи, воплощать их в реальные разработки и продвигать товар в интересах республики. «Как известно, образование включает в себя обучение и воспитание. Но до сих пор его воспитательная часть оставалась как бы в стороне. На наш взгляд, политическое обоснование Болонского процесса носит явный отпечаток экономического подхода, в то время как культурным и социальным целям Европейского пространства высшего образования в нем должное внимание не уделяется. В Кодексе же вводится понятие воспитания, перечислены его основные составляющие и их направленность. Среди них формирование духовно-нравственных ценностей, гражданственности, патриотизма и национального самосознания ответственности, трудолюбия, здорового образа жизни. Воспитание будет основываться на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, отражать интересы личности, общества и государства. Запрещается использовать образовательный процесс в политических целях или для побуждения студентов к противоправным действиям» [7; с.12]. Законодатель исходит из того, что настоящим гражданином может быть лишь тот, кто хорошо знает не только свои права, но и обязанности, кто несет ответственность за свои поступки. Поэтому не удивительно, что целый раздел Кодекса посвящен правам, обязанностям и дисциплинарной ответственности студентов. В документе отчетливо прослеживается переход к студентоцентрированной парадигме высшего образования. Законодатель считает, что социальное измерение белорусского образования - необходимое условие повышения его привлекательности и конкурентоспособности. Имеются в виду меры финансовой и экономической помощи студентам, в особенности тем, которые принадлежат к социально неблагополучным группам населения, с целью расширения доступности образования.
Согласно Кодексу каждый вуз, в том числе частный, обязан иметь общежитие для студентов. Очерчены вопросы транспортного и медицинского обслуживания. Для оздоровления студентов будут работать санатории-профилактории. Устанавливается восемь видов стипендий. Руководители частных вузов могут предоставлять скидки со сформированной стоимости обучения. Появился новый вид отпуска для студентов: отпуск для прохождения военной службы, после завершения которого в течение одного года студент имеет право восстановиться в том же учреждении образования на прежних условиях. Студенты при прохождении производственного обучения или практики будут обеспечиваться специальной одеждой, обувью, средствами защиты по нормам, установленным для работников соответствующих отраслей. Кроме того, специальная статья посвящена поддержке выпускников (предоставление первого рабочею места, а также гарантий и компенсаций в связи с распределением). Кодекс разрешил ряд проблем, возникавших у студентов на этапе восстановления и распределения. В частности, восстановиться в вузе для получения образования можно будет в течение трех лет с даты отчисления, но не ранее чем через десять месяцев. Более конкретное звучание получила в Кодексе тема распределения выпускников, начиная от момента получения направления на работу до трудоустройства на первом рабочем месте. В ее развитие уже вышло постановление Правительства подробно регламентирующее вопросы направления на работу, возврата денежных средств в случае неявки или не отработки, а также целевой подготовки специалистов. Наши молодые специалисты должны быть подготовлены с учетом изменений, происходящих в мире. Поэтому вопросы международного сотрудничества также не остались незамеченными. Международное сотрудничество в сфере образования направлено на получение образования гражданами Республики Беларусь в организациях иностранных государств, иностранными гражданами и лицами без гражданства, временно пребывающими или временно проживающими в Республике Беларусь, в учреждениях образования Республики Беларусь, иных организациях системы образования Республики Беларусь, на обмен обучающимися, педагогическими работниками, а также на участие в международных образовательных мероприятиях.
Согласно Кодексу международное сотрудничество в сфере образования осуществляется на основе различного рода международных договоров Республики Беларусь, договоров, заключаемых между учреждением образования Республики Беларусь (иной организацией системы образования нашей страны) и организацией иностранного государства (международной организацией, иностранным гражданином, лицом без гражданства, временно пребывающими или временно проживающими в Республике Беларусь), международных и национальных проектов и программ в сфере образования. Основные его принципы - независимость, равенство, обоюдная выгода, взаимное уважение, не нанесение ущерба суверенитету Республики Беларусь, национальной безопасности, интересам личности, общества и государства Кодексом предусмотрено право студентов на перевод в другой вуз. Причем законодатель не акцентировал внимание на местонахождении вуза: на территории Республики Беларусь или за ее пределами, что также является предпосылкой для вхождения в Европейское пространство высшего образования. Определена такая академическая мобильность, как обмен студентами, преподавателями и научными работниками Республики Беларусь и иностранногогосударства в целях обучения, повышения квалификации, совершенствования научной и преподавательской деятельности. Академическая мобильность достигается посредством реализации международных программ, международных договоров Республики Беларусь, договоров, заключаемых между учреждением образования Республики Беларусь (иной организацией системы образования нашей страны) и организацией иностранного государства (международной организацией, иностранным гражданином, лицом без гражданства). Обмен осуществляется, как правило, на паритетной основе и носит временный характер. Обучающиеся, педагогические работники должны вернуться в государство постоянного проживания после завершения обучения, повышения квалификации, совершенствования педагогической деятельности. Продолжительность и иные условия обмена устанавливаются договором. Правительство Беларуси определяет гарантии и компенсации таким обучающимся.
Предусмотрены признание и установление соответствия периодов обучения, курсов высшего образования в организациях иностранных государств с выдачей свидетельства. Что касается признания документов об образовании, выданных в иностранных государствах, и установления их эквивалентности документам об образовании Республики Беларусь, то законодатель исходил из необходимости обеспечения равенства прав их обладателей. Сам же порядок признания документов об образовании, выданных в иностранных государствах, и установления их эквивалентности утверждается Правительством Республики Беларусь. С учетом принципа «образование через всю жизнь» подробно регламентированы вопросы послевузовского образования и дополнительного образования детей, молодежи и взрослых.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|