Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типы учреждений образования




 

Правовой статус учреждений образования регулируется, прежде всего, разделом II КоБ. В соответствии со ст. 19 Кодекса об образовании Учреждения образования подразделяются на следующие типы:

. учреждения дошкольного образования;

. учреждения общего среднего образования;

. учреждения профессионально-технического образования;

. учреждения среднего специального образования;

. учреждения высшего образования;

. учреждения специального образования;

. учреждения дополнительного образования детей и молодежи;

. учреждения дополнительного образования взрослых;

. воспитательно-оздоровительные учреждения образования;

. социально-педагогические учреждения;

. специальные учебно-воспитательные учреждения;

. специальные лечебно-воспитательные учреждения.

Учреждения общего среднего образования, учреждения профессионально-технического образования, учреждения среднего специального образования, учреждения высшего образования, учреждения специального образования, учреждения дополнительного образования взрослых, специальные учебно-воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные учреждения относятся к учебным заведениям.

Положение о соответствующем типе и (или) виде учреждения образования утверждается Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им государственным органом. Положения о суворовском училище и о кадетском училище утверждаются Президентом Республики Беларусь. Так, Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 N 124 утверждено Положение о детском доме, детской деревне (городке) [], Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 N 150 утверждено Положения об учреждении дошкольного образования [], в котором определяется порядок деятельности учреждения дошкольного образования независимо от его подчиненности и формы собственности.

Учреждения образования могут быть государственными и частными.

Учреждения высшего образования могут быть следующих видов:

классический университет;

профильный университет (академия, консерватория);

институт;

- высший колледж (п. 2 ст. 207 <consultantplus://offline/ref=FB96C7E9639D79A8FB2728E610E3E0996286A8520A630A9DE810D1B5391FF6DDA28C332B1390F07CDE5D395569K5D0P> Кодекса об образовании).

Учреждением среднего специального образования является колледж (п. 2 ст. 191 <consultantplus://offline/ref=FB96C7E9639D79A8FB2728E610E3E0996286A8520A630A9DE810D1B5391FF6DDA28C332B1390F07CDE5D395768K5DFP> Кодекса об образовании).

Учреждения профессионально-технического образования могут быть следующих видов:

профессионально-техническое училище;

профессиональный лицей;

профессионально-технический колледж (п. 2 ст. 173 <consultantplus://offline/ref=FB96C7E9639D79A8FB2728E610E3E0996286A8520A630A9DE810D1B5391FF6DDA28C332B1390F07CDE5D39516EK5DEP> Кодекса об образовании).

Учреждения образования, осуществляющие подготовку кадров по специальностям (направлениям специальностей, специализациям) для Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, органов внутренних дел Республики Беларусь, Следственного комитета Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, гражданской авиации, специализированные лицеи, суворовские училища, кадетские училища, средние школы и профессионально-технические училища, находящиеся на территории исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь, республиканских унитарных производственных предприятий Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь, лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Республики Беларусь, специальные учебно-воспитательные учреждения и специальные лечебно-воспитательные учреждения могут быть только государственными.

Тип и вид учреждения образования определяются при его создании в соответствии с реализуемыми образовательными программами и (или) программами воспитания.

Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения учреждения образования создаются в порядке, установленном законодательством. Создание филиала учреждения образования республиканской формы собственности подлежит согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь, коммунальной формы собственности - с местным исполнительным и распорядительным органом. Типовое положение о филиале, представительстве и ином обособленном подразделении учреждения образования утверждается Министерством образования Республики Беларусь. Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26.07.2011 N 168 утверждено Типовое положения о филиале, представительстве и ином обособленном подразделении учреждения образования[8]. Данное Положение регулирует порядок создания, функционирования и прекращения деятельности филиала, представительства, иного обособленного подразделения учреждения образования независимо от формы собственности и подчиненности.

Под филиалом учреждения образования понимается обособленное подразделение учреждения образования, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций, в том числе функции представительства. Представительство - обособленное подразделение учреждения образования, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее защиту и представительство интересов учреждения образования, совершающее от имени учреждения образования сделки и иные юридические действия.

Учреждению профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, дополнительного образования взрослых может быть предоставлен статус ведущего учреждения образования в соответствующей системе образования и (или) отрасли. Положение <consultantplus://offline/ref=C3A829FF26833FD5D233D12C99CF9BFAF3A7F09A91B4E930BBB9A531BCA0C3577DE3CBCF8B86E8F7722B4F02A0o2JBP>о порядке признания учреждения образования соответствующего типа ведущим учреждением образования в соответствующей системе образования и (или) отрасли [9] утверждается Правительством Республики Беларусь. По решению Президента Республики Беларусь учреждению высшего образования может быть предоставлен статус ведущего учреждения образования в системе дополнительного образования взрослых.

Статус ведущего учреждения дополнительного образования взрослых в отрасли определяется по профилям образования и (или) направлениям образования.

Статус ведущего предоставляется учреждению дополнительного образования взрослых Министерством образования на основании предложения государственного органа (организации), в подчинении которого находится учреждение дополнительного образования, или заявления учреждения дополнительного образования взрослых, подчиненного Министерству образования.

Государственный орган (организация), в подчинении которого находится учреждение дополнительного образования взрослых, претендующее на предоставление ему статуса ведущего, направляет в Министерство образования:

предложение о предоставлении статуса ведущего;

аналитическую справку о результатах деятельности учреждения дополнительного образования взрослых за последние 3 года, подготовленную на основе критериев оценки соответствия.

Учреждение дополнительного образования взрослых, претендующее на предоставление ему статуса ведущего, подчиненное Министерству образования, направляет в Министерство образования:

заявление о предоставлении статуса ведущего;

аналитическую справку о результатах своей деятельности за последние 3 года, подготовленную на основе критериев оценки соответствия.

Для рассмотрения предложений государственных органов (организаций), заявлений учреждений дополнительного образования взрослых, подчиненных Министерству образования, о предоставлении статуса ведущего приказом Министерства образования создается экспертная комиссия, заседания которой проводятся ежеквартально.

Экспертная комиссия в двухмесячный срок рассматривает представленные материалы. Она может осуществлять свою работу непосредственно в учреждении дополнительного образования взрослых, претендующем на предоставление ему статуса ведущего.

По итогам рассмотрения представленных материалов экспертная комиссия осуществляет подготовку заключения, на основании которого Министерством образования принимается решение о предоставлении (отказе в предоставлении) учреждению дополнительного образования взрослых статуса ведущего.

Государственный орган (организация), в подчинении которого находится учреждение дополнительного образования взрослых, имеющее статус ведущего, принимает меры по созданию условий для выполнения этим учреждением образования соответствующих функций.

Учреждение дополнительного образования взрослых может быть лишено статуса ведущего при невыполнении им критериев оценки соответствия.

Образовательная деятельность лицензируется в соответствии с законодательством о лицензировании.

Хотя виды высших учебных заведений остались прежними (университеты, академии, институты, высшие колледжи), учредителями вузов согласно Кодексу могут быть уже не только представители белорусской стороны, но и иностранные государства, организации иностранных государств, международный организации, межгосударственные образования, иностранные граждане, лица без гражданства, если иное не установлено законодательными актами, международными договорами Республики Беларусь.

Вузы становятся самостоятельными в осуществлении образовательной, научной, научно-технической деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению образования. подбору и расстановке кадров. могут сами формировать структуру и штатное расписание, осуществлять приносящую доходы деятельность, участвовать в научной, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, входить в состав ассоциаций (союзов) и иных объединений некоммерческих организаций, осуществлять международное сотрудничество в сфере образования, в том числе внешнеторговую деятельность.

Сохраняя в Кодексе финансирование высшего образования из национального бюджета и из альтернативных источников (средств учредителей, средств, полученных от приносящей доходы деятельности, безвозмездной (спонсорской) помощи юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных источников, не запрещенных законодательством), законодатель попытался устранить нараставшее в обществе противоречие между приоритетом ценности образования как общественного блага и приоритетом конкурентоспособности, неизбежно ограничивавшего сферу бесплатного высшего образования. Для обеспечения относительной финансовой самостоятельности вузов средства, полученные от приносящей доходы деятельности, поступают в их распоряжение и расходуются в соответствии с законодательством и их уставами. Запрещается устанавливать вузам нормативы по осуществлению деятельности, приносящей доходы. Очень важным является и то, что осуществление государственными учреждениями образования приносящей доходы деятельности не влечет снижения их финансирования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов.

В Кодексе окончательно закреплены две ступени высшего образования: подготовка дипломированных специалистов и магистратура. Срок учебы в вузах на первой ступени от трех (после колледжа; при получении второго высшего образования) до шести лет (подготовка по наиболее сложным специальностям) и до двух лет - в магистратуре.

«Хотя в ЕС и большинстве стран, которые участвуют в Болонском процессе, на первой ступени присутствует бакалавриат, законодатель сознательно сохранил традиционную подготовку дипломированных специалистов, поскольку все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на рынок труда и обеспечивать успешное трудоустройство выпускников вузов, прежде всего ив территории республики. Кстати, интеграционная политика Евросоюза в области образования также исключительно тесно связана с политикой в области занятости» [11; с.98].

С учетом этого изменено содержание магистратуры: на этой ступени обеспечивается либо углубленная подготовка специалиста, либо формирование знаний, умений и навыков научно-педагогической и научно-исследовательской работы, либо и то и другое с присвоением степени магистра.

Так как в нашей республике государственными языками являются белорусский и русский, в Кодексе декларируется их равенство в обучении. Республика Беларусь гарантирует гражданам право выбора обучения и воспитания на одном из государственных языков и создает условия для его реализации.

Обязательный для изучения иностранный язык определяется учредителем с учетом потребностей государства и возможностей учреждения образования. Более того, при наличии условий (прежде всего наличии преподавателей, свободно объясняющих учебный материал на иностранном языке) обучаться можно будет не только на белорусском или русском, но и на любом другом языке, что позволит нашим выпускникам стать более востребованными не только на внутреннем, но и на международном рынке труда, а также будет способствовать повышению их мобильности.

Законодатель сознательно не вмешивался в тонкости осуществления образовательного процесса, предоставляя регулировать его и отвечать за его качество самим высшим учебным заведениям. Он лишь определил основные требования к его организации, важнейшими среди которых являются обеспечение качества образования, компетентностный подход, создание условий для развития творческих способностей студентов, вовлечение их в различные виды социально значимой деятельности, а также установили предельную наполняемость групп, продолжительность учебного года, каникул, виды учебных занятий, требования к аттестации студентов. К примеру, вузы сами могут увеличивать продолжительность изучения иностранных языков, внедрять практику написания на них дипломных работ, приглашать для обучения студентов руководителей и ведущих специалистов отраслей экономики, а для чтения инновационных курсов ~ ученых и преподавателей из-за рубежа 0 месте с!см в Кодексе предусмотрен контроль за обеспечением качества образования уполномоченными государственными органами путем проверки соответствия образовательных стандартов, учебно-программной документации и образовательной деятельности требованиям законодательства

При получении профессионального образованна обязательным будет заключение договора, в котором определяется специальность или квалификация, срок получения образования, стоимость обучения и порядок ее изменения, порядок расчетов за обучение (один раз в семестр, ежемесячно и т.п.), ответственность сторон, причем договоры будут заключать все: и платники, и бюджетники, что, на взгляд законодателя, должно, пусть и косвенно, положительно влиять на качество образования.

Вузы должны обязательно осуществлять научные исследования внедрять научно-технические разработки в перспективные отрасли экономики и социальную сферу. Поэтому для обеспечения интеграции науки, образования и производства как необходимого условия инновационного развития государства законодательно закреплено право вузов участвовать в научной, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению образования. В состав системы образования законодатель включил не только учреждения образования, но и организации, обеспечивающие проведение практических занятий, прохождение практики или производственного обучения студентов, а также организации - заказчики кадров. К структурным подразделениям вузов, которые могут создаваться как обособленные подразделения, отнесены учебно-опытные участки (хозяйство), производственные мастерские, лаборатории, научно-исследовательская часть, учебные хозяйства, полигоны, автодромы, ресурсные центры, иные структурные подразделения.

Для организации образовательного процесса, в том числе прохождения практики, производственного обучения, Кодекс разрешает использовать материально-техническую базу различных организаций на основании договоров о целевой подготовке. Научно- методическое обеспечение образования будет осуществляться не только научными организациями или учреждениями образования, но и организациями - заказчиками кадров.

Заметим, что в недавно принятой Программе развития высшего образования до 2015 г.[12] эти правовые нормы получили дальнейшее развитие. Планируется создание на высокотехнологичных предприятиях, в учреждениях НАН Беларуси новых филиалов кафедр, а на базе вузов - учебно-научно-производственных комплексов, привлечение руководителей и ведущих специалистов научных, производственных организаций к руководству кафедрами.

В Кодексе введены образовательные стандарты высшего образования, разрабатываемые по каждой специальности. Инновационной деятельности в сфере образования посвящена отдельная статья.

Теперь коснемся каждого учреждения образования в отдельности:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...