Требования к психологу-психометристу.
Психолог-психометрист должен… 1. …уметь самостоятельно планировать и осуществлять все этапы по психометрическому конструированию или адаптации психодиагностических методик: - проверка надежности и валидности на уровне отдельных пунктов теста; - отсев ненадежных и невалидных пунктов; - построение и анализ распределения тестовых баллов; - построение математического уравнения для прогнозирования или «решающего правила» для распознавания.
2. …уметь организовывать хранение и обработку психодиагностических данных на ЭВМ, владеть навыками работы с ЭВМ в режиме диалога в рамках стандартных операциональных систем, интерпретаторов или компиляторов для языков высокого уровня, знать структуру используемых в ПД баз данных и уметь управлять базами данных.
3. …уметь организовывать работу психологов-психодиагностов: - по ведению документации и используемым методикам; - по соблюдению методических стандартов; - по сведению и интеграции результатов в общие банки психодиагностической информации.
4. … уметь вести картотеку методик в рамках заданной области (отраслевой психологической службы), тщательно иерархизируя методики по уровню психометрической обеспеченности, вести библиотеку методических материалов и методических рекомендаций к использованию стандартизированных методик.
Билет 21. Классификация психодиагностических процедур. Психодиагностическое обследование характеризуется измерительно-испытательной и оценочной направленностью. За счет этой направленности достигается количественная и качественная оценка изучаемого явления.
Требования: - стандартизация инструмента измерения + нормы.
- каждая диагностическая методика должна соответствовать требованиям надежности и валидности. - жесткие требования к процедуре исследования.
Психодиагностический метод позволяет выявить специфические мотивы, которые определяют активность субъекта, они задают определенную стратегию поведения субъекта, и кроме того, они определяют особенности ситуации (как социальной, так и стимульной).
Характеризуя диагностический метод, мы также должны подчеркивать, что любое диагностическое обследование должно включать в себя элементы объяснения, раскрытие причин и выработку соответствующих рекомендаций.
Бурлачук. 3 подхода к классификации методов: 1. Объективный – диагностика осуществляется на основе успешности/ результативности и/или способа действий. Предполагает 2 большие группы методик: - для диагностики собственно личностных особенностей (неинтеллектуальные); - тесты интеллекта.
2. Субъективный – диагностика осуществляется на основе сведений, которые сообщает о себе обследуемый (пр: самоописание, самооценивание и т.д.).
3. Проективный – диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, как бы безличным, материалом, который в силу его известной неопределенности или слабоструктурированности становится объектом проекций.
Объективный подход. Личностные опросники – представлены двумя группами. 1- Тесты действий / целевые личностные тесты – это относительно простые, четко структурированные процедуры, ориентирующие обследуемого на выполнение какого-либо задания. Качество выполнения этих заданий зависит от развития перцептивных процессов. Иначе их называют непрямыми, т.к. цель в них замаскирована. Обследуемый не знает какая его индивидуальная особенность изучается. (пр: тест замаскированных фигур – направлен на изучение полезависимости и поленезависимости.
Суть ее заключается в том: смотрят – насколько легко человек выделяет фигуру из фона, а судят о личностных особенностях человека). 2- Ситуационные тесты – обследуемый помещается в ситуацию, подобную той, которая может возникнуть в реальной действительности. (пр: Хартшорн, Меем – тест исследования воспитательного характера. Пр. тестов: дилемма выбора, с конкретной работой, с кружками - подглядывание). Кроме личностных методик и тестов интеллекта в объективных методах: 3- Тесты специальных способностей – они предназначены для измерения уровня развития отдельных сторон интеллекта и психомоторных функций, которые обеспечивают успешность деятельности в относительно узких областях деятельности. (пр: тест музыкальных способностей; счетных, конторских и т.д.… способностей). 4- Тесты достижений – выявляют овладение определенными ЗУНами.
Субъективный подход. 1. Личностные опросники. 2. Опросники состояния и настроения. 3. Опросники мнений. 4. Опросники–анкеты. … для получения информации в большей степени не имеющей отношения к личности человека.
Проективный подход. Классификация Розенцвейга: 1. Моторно-экспрессивные методики (все рисуночные тесты). 2. Перцептивно-структурные (методики на структурирование материала (пр: тест чернильных пятен Роршарха)). 3. Апперцептивно-динамические (интерпретационные методики).
Классификация Шванцара: I. по используемому материалу: 1. Вербальные (задания формулируются словами). 2. Невербальные (пр: прогрессивные матрицы Ровена). 3. Манипуляционные (пр: Векслер, кубики Коса). 4. Тесты бумаги и карандаша (пр: тест шифровки фигур).
II. по количеству получаемых показателей: 1. Простые показатели (пр: Айзенк). 2. Комплексные показатели (пр: ОФДСИ Русалова).
III. по качеству ответа: 1. Тесты с правильным решением (пр: тесты интеллекта). 2. Тесты с возможностью различных ответов (пр: опросники).
IV. по психической активности обследуемых: 1. Интраспективные методики – предполагают ответы испытуемых, в которых сообщается о личном опыте субъекта, о его отношении к чему-либо (анкеты и беседы).
2. Экстраспективные – те методики, которые представлены различного рода наблюдениями. 3. Проективные – методики, в которых исследуемый проецирует неосознаваемые свойства личности на малоструктурированный, многозначный материал. 4. Исполнительные – те, в которых обследуемый осуществляет какое-либо действие, и уровень выполнения этого действия является показателем свойств личности.
Классификация Бодалева, Столина: I. Методический принцип. 1. Объективные тесты – где существуют правильные ответы. 2. Стандартизированные самоотчеты: – тесты-опросники, – открытые опросники, – шкальные техники, – семантичекий дифференциал, – субъективная классификация, – индивидуально ориентированные техники. 3. Проективные техники. 4. Диалогические техники: – беседы, – интервью, – диагностические игры. II. Мера вовлеченности диагноста в диагностическую процедуру и мера его влияния на результат психодиагностики. 1. Объективные методики – минимальная степень вовлеченности диагноста в процедуру диагностики. 2. Диалогические методики – большая степень вовлеченности. – беседы, – интервью, – диагностические игры, – некоторые проективные методики.
В.К. Гайда, В.П. Захаров. I. по качеству: 1. Стандартизированные. 2. Нестандартизированные.
II. по назначению методик: 1. Общедиагностические (пр: тесты личности, тесты общего интеллекта и др.). 2. Тесты проф. пригодности. 3. Тесты специальных способностей. 4. Тесты достижений.
III. по материалу, с которым работает обследуемый: 1. Бланковые методики. 2. Предметные методики (пр: кубики Коса, сложение картинок и т.д.). 3. Аппаратурные методики – работа обследуемого на специальных приборах. Компьютерная диагностика.
IV. по количеству обследуемых: 1. Индивидуальные. 2. Групповые.
V. по форме ответа: 1. Устные. 2. Письменные.
VI. ведущая ориентация: 1. Тесты скорости – характеристики скорости решения задач. 2. Тесты мощности – характеристики успешности решения задач.
3. Смешанные тесты – и то, и другое.
VII. степень однородности задач: 1. Гомогенные тесты – задачи схожи и применяются для диагностики определенных личностных или интеллектуальных свойств. 2. Гетерогенные тесты – задачи разнообразны, для оценки разнообразных характеристик интеллекта, личности.
VIII. комплексность: 1. Изолированные тесты. 2. Тестовые наборы.
IX. характер ответов на задачи: 1. Тесты с описанными ответами (с закрытыми вопросами). 2. Тесты со свободными ответами (с открытыми вопросами).
X. область охвата психического: 1. Тесты личности. 2. Интеллектуальные тесты.
XI. характер умственных действий: 1. Вербальные. 2. Невербальные.
Классификация (еще одна): I. тип применяемых тестовых задач: 1. Опросные методики – используются вопросы. 2. Утверждающие методики – используются суждения и утверждения, с которыми обследуемый может согласиться или не согласиться. 3. Продуктивные методики – имеет место собственная творческая продукция обследуемых (вербальная, образная, материальная). 4. Действенные методики – предлагается выполнить практические действия. 5. Физиологические методики – особенности человека изучаются на основе анализа непроизвольных физических и физиологических реакций организма.
II. адресат используемого тестового материла: 1. Сознательные – апеллируют к сознанию. 2. Бессознательные – направлены на неосознаваемые реакции организма, человека.
III. форма представления тестового материала: 1. Бланковые методики. 2. Технические методики – материал представляется через аудио-, видео- или др. технические устройства. 3. Сенсорные – материал в виде физических стимулов, адресованных органам чувств.
IV. по типу анализа данных: 1. Качественные – диагностируемое свойство описывается. 2. Количественные – диагностируемое свойство измеряется, устанавливается степень его выраженности по отношению к др.
V. по направленности: 1. Интеллектуальные – измерение интеллекта и развития отдельных когнитивных процессов. 2. Личностные – диагностика различных личностных особенностей человека. 3. Межличностные – оценка межличностных отношений в различных социальных группах.
Операциональная классификация: 1. Бланковые методики. 2. Опросные методики (предполагают беседу с обследуемым). 3. Рисуночные психодиагностические методики. 4. Проективные методики (м.б. и (1), и (2), и (3)). 5. Объективно-манипулятивные методики (в качестве материала предлагаются разные предметы, с которыми испытуемый должен что-то сделать).
Билет 22.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|