Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

То, что получается в результате взаимодействия задатков и культурного опыта.




3. Факторы-операции/ факторы-посредники – приобретенные в результате обучения мыслительные навыки. Относятся к связанному интеллекту.

 

Модель Луи Терстоуна (США).

1928 г. – мультифакторная модель интеллекта.

Считал, что интеллектуальная активность есть результат взаимодействия множества отдельных факторов.

 

Выделяет несколько независимых латентных факторов, которые определяют взаимосвязи результатов выполнения различных тестов.

 

Первоначально выделяет 12 факторов, но наиболее часто воспроизводится только 7 факторов:

V – словесное понимание (тесты на понимание текстов, интерпретация пословиц и т.д.).

W – беглость речи (тесты на нахождение рифмы, название слов, принадлежащих к определенной категории, и т.д.).

N – скорость и точность оперирования цифровым материалом (тесты: задания на скорость и точность выполнения арифметических действий).

S – пространственная ориентация. Подфакторы:

* успешность и скорость восприятия пространственных отношений (задания на восприятие геометрических фигур и их соотношение).

* мысленные манипулирования зрительными представлениями в трехмерном пространстве (измеряется мысленным изменением положения предмета в пространстве и т.д.).

M – ассоциативная память (тесты на механическое запоминание словесных ассоциативных пар).

P – скорость восприятия (определяется по быстрому и точному восприятию деталей, сходств и различий в изображении). Подфакторы:

* вербальный

* образный

I – индуктивное мышление (задания на нахождение правил и на завершение последовательности).

 

Считал, что интеллект – не просто суммарная оценка, интеллект необходимо определять в виде профиля по выделенным им факторам (по соотношению).

 

Модель Джоя Гилфорда (США).

Трехмерная модель Гилфорда.

Основана на предположении о наличии 3-х измерений, комбинации которых определяют различные типы интеллектуальных способностей.

Измерения = факторы (по осям координат):

X – содержание и форма предъявления информации – область, в которой производится операция.

*поведенческое,

*образное,

*символическое,

*семантическое.

Y – продукт или результат мышления.

*единицы,

*классы,

*отношения,

*системы,

*трансформации,

*импликации.

Z – тип интеллектуальных операций:

*понимание информации,

*запоминание,

*дивергентное мышление – производство логических альтернатив, связанных с предъявляемой информацией,

*конвергентное мышление – производство логически обоснованных выводов,

*оценивание – сравнение и оценка информационных единиц по определенному критерию.

 

Эти факторы считаются независимыми и исключают факторы высшего порядка.

Т.о., Гилфорд отрицает общую основу интеллекта ð интеллект распадается на множество отдельных способностей.

 

Модель Ганса Айзенка (США).

1979 г.

Заимствовал идеи Гилфорда. Схематически модель выглядит также.

 

1 плоскость (измерение) = интеллектуальные процессы (мышление, память, восприятие и т.д.). Сходна с интеллектуальными операциями Гилфорда = социальный интеллект.

 

2 плоскость = тестовый материал (вербальный, числовой, пространственный). Содержание по Гилфорду = психометрический интеллект.

 

3 плоскость = качество (скорость и сила интеллектуальных процессов (в отличие от результатов по Гилфорду)) = биологический интеллект.

Сила интеллекта = настойчивость в выполнении заданий + склонность к проверке ошибок.

 

Основная характеристика интеллекта: скорость мышления.

Он считал скорость мышления фундаментальной, наследственной характеристикой. Именно эта характеристика определяет интеллектуальные (индивидуальные) различия между людьми.

 

Модель Стернберга.

Кон.80-х – нач.90-х гг. 20 века.

Трехкомпонентная, триадная теория интеллекта.

Считает свою теорию сходной с теорией о свободой и кристаллизированном интеллекте.

Состоит она из 3-х частей:

1) Контекстуальная часть: интеллект = психическая активность, связанная со способностью индивида приспосабливаться к изменениям в своей среде так, чтобы это приспособление оптимально удовлетворяло требованиям среды.

 

2) Компонентная часть: элементарные познавательные процессы, способствующие оптимальной гармонии между средой и индивидом.

Компонент – это элементарный информационный процесс, действующий при представлении в сознании объектов и символов (пр: компонент может преобразовывать сенсорный импульс в абстрактное представление, одно представление в другое или моторную активность)

.

Выделяет 3 типа компонентов, которые отвечают за переработку информации:

1. Метакомпоненты – процессы управления, которые регулируют конкретные процессы переработки информации.

А) Определение природы проблемы, осознание проблемы, отбор процессов для решения этой проблемы.

Б) Определение плана и необходимых для решения задачи компонентов (т.е. выбор стратегии).

В) Выбор одного или более способов организации информации, на основе которого будут активизироваться компоненты более низкого порядка = выбор ментальной репрезентации.

Г) Организация компонентов низшего порядка в цельную и систематизированную стратегию решения проблем = распределение умственных ресурсов.

Д) Вынесение решения о распределении относящихся к пониманию и других процессуальных ресурсов для решения разных конкретных проблем = оценка эффективности решения.

Е) Мониторинг за ходом решения проблемы = контроль.

 

2. Исполнительные компоненты – процессы более низкого уровня иерархии (кодирование, выявление отношений, сравнение и т.д.).

 

3. Познавательные компоненты – компоненты приобретения знаний (избирательное кодирование, избирательное сравнение и т.д.).

 

Считал, что основная трудность возникает на этапе понимания задач.

 

3) Экспериментальная часть: интеллект наиболее отчетливо проявляется в задачах и ситуациях, в которых действуют элементарные когнитивные процессы. К этим ситуациям или задачам индивидуум пытается успешно приспособиться, это относительно новые ситуации, либо реакции на них могут принять автоматический характер.

 

Интеллект – способность понимать и решать задачи в условиях неполного объяснения.

Главное – фактор внимания.

 

Отечественные модели интеллекта.

Концепция ментального опыта М.А. Холодной.

Рассматривает интеллект как психический носитель своих свойств.

Носителем свойств интеллекта является интеллектуальный ментальный опыт.

Понятие «ментальный опыт» ≈ связанны интеллект.

 

Интеллект – это особая форма организации индивидуального ментального опыта в виде наличных ментальных структур.

Ментальные структуры – это системы психических образований, которые обеспечивают возможность поступления информации, ее преобразование.

4 уровня различных ментальных структур (МС):

1. Когнитивный опыт – МС, которые обеспечивают хранение, упорядочивание и преобразование информации.

 

2. Метакогнитивный уровень – МС, которые осуществляют произвольную и непроизвольную регуляцию интеллектуальной деятельности.

Основное назначение этих МС – контроль за состоянием интеллектуальных ресурсов и за процессом переработки информации.

 

3. Интенциональный уровень – МС, которые лежат в основе индивидуальных интеллектуальных склонностей.

Основное назначение – формирование субъективных критериев выбора (поиска решения, переработки информации, источника информации и т.д.).

 

4. Интеллектуальные способности – беглость, оригинальность, восприимчивость и т.д.

 

 


Билет 24.

Диагностика интеллекта.


Шкала Стендфорд-Бине – диагностирует умственный возраст (2,5–17 лет). Тесты группируются по возрастным уровням:

2,5–5 лет – возрастные уровни выдаются с интервалом в полгода.

5–14 лет – с интервалом в 1 год.

14–18 лет – 3 уровня, интервал > 1 года.

В каждом уровне 6 тестовых заданий. Задания внутри возрастного уровня одинаковы по трудности и распределены без учета сложности заданий.

!!** Специфика этой шкалы в том, что она перегружена вербальным материалом, направлена на диагностику вербальных способностей, и проблематична при заимствованиях в рамках другой культуры.

 

Векслер Д. «Шкалы измерения интеллекта».

1939 г. – первая версия шкалы для диагностики интеллекта от 7 до 69 лет.

Этот тест отличается тем, что нет группировки заданий по возрастному параметру. А сходные по содержанию задания объединены в субтесты (от простых к сложным).

 

Векслер впервые вводит понятие возрастной нормы, т.е. результат обследования соотносится с результатами той группы, которая его характеризует.

 

В настоящее время используется 3 варианта теста Векслера:

I – 16–64 лет

II – 6,5–16,5 лет

III – 4–6,5 лет

В России распространены 1 и 2 варианты.

 

Шкалы измерения интеллекта взрослого включают в себя…

11 субтестов, которые делятся на 6 вербальных и 5 невербальных:

(60–70 мин. на весь тест)

ВЕРБАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ.

1. Общая осведомленность – позволяет диагностировать уровень простых знаний.

Правильные ответы = 1 балл.

Вопросы открытые.

Пр: Из чего сделана резина?

 

2. Субтест понимания – измерение способности понимать смысл, значение выражения, способность к суждению (14 заданий).

Позволяет судить о степени понимания общественных и моральных норм.

Ответы = 1, 2, 3 балла (в зависимости от характера ответа).

Пр: Что нужно сделать, если Вы нашли на улице конверт с адресом и непогашенной маркой?

 

3. Арифметический субтест (14 заданий) – предполагает устное решение простых арифметических задач и позволяет диагностировать легкость оперирования арифметическим материалом.

Диагностирует способность концентрации внимания и т.п.

Оценка ответов с учетом времени выполнения: ограничение + решение.

max = 2 балла (если укладывается во времени).

Проводится индивидуально.

 

4. Субстест нахождения сходства (13 пар слов) – обследуемый должен подвести понятия под общую категорию.

Диагностирует способность к формированию понятия, к классификации и упорядочиванию воспринимаемого материала, к абстрагированию, сравнению, выявлению сходств и различий.

Оценка = от 0 до 2 баллов.

 

5. Субтест запоминания цифр – для исследования оперативной памяти и внимания.

Состоит из 2-х частей:

- воспроизведение цифр в прямом порядке;

- воспроизведение цифр в обратном порядке.

 

6. Словарный субтест (42 задания) – оценивает словарный запас человека.

От обследуемого требуется объяснить значения слов.

Оценка – от 0 до 2 баллов.

 

Вербальная шкала очень тесно коррелирует с культурой обследуемого, эрудицией.

 

НЕВЕРБАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ.

7. Шифровка цифр – даются ряды цифр. Каждая цифра имеет свой код (знак). Под каждой цифрой надо поставить свой знак.

Время ограничивается.

- Исследуется степень усвоения зрительных навыков и способность к концентрации.

 

8. Недостающие детали – 21 карточка, на которых нарисованы предметы с недостающими деталями. Надо определить чего не хватает.

Диагностирует особенность зрительного восприятия, наблюдательность.

Карточка предъявляется на 20 сек.

Правильный ответ = 1 балл.

 

9. Кубики Коса (40 заданий).

Кубики Коса – это кубики, грани которых окрашены в разные цвета.

Стороны: 2 красные, 2 белые, 2 разделены пополам (по диагонали).

9 кубиков.

Из этих кубиков обследуемый долен выложить узор по образцу. Задания м.б. достаточно простые, а м.б. сложные.

+ дается обозначение времени.

Изучается сенсорно-моторная координация, способность к синтезу целого из частей.

Оценка зависит от точности и времени решения.

 

10. Последовательные картинки.

8 серий заданий. Каждая серия представляет собой сюжет.

Картинки предъявляются в хаотичном порядке.

Задача – собрать правильную последовательность.

Временные ограничения.

Усложнения – в количестве картинок (от 3 до 7).

Диагностирует способность к организации целого из частей, понимание ситуации и предвосхищение событий.

 

11. Субтест составления фигур.

Включает в себя 4 задания.

Обследуемый долен составить фигуру достаточно хорошо известного предмета из отдельных деталей.

Диагностирует то же самое, что и в кубиках Коса.

Перед обследуемым в хаотичном порядке положены разные детали. Ему надо их соединить, чтобы получилась какая-то фигура (пр: слон, человек, лицо).

Ограничение по времени.

 

Шкалы Векслера позволяют дать оценку общего интеллекта, вербального и практического интеллекта.

+ позволяют выявить умственно отсталых и нарушения интеллекта.

Существуют соотношения субтестов.

 

Рудольф Амтхауэр (Германия).

- проблемы изучения интеллекта и проблемы проф. деятельности.

 

ТЕСТ СТРУКТУРЫ ИНТЕЛЛЕКТА.

Первый вариант этого теста был разработан в 1953 г. Предназначался для диагностики интеллекта обследуемых в возрасте от 13 до 61 года.

Последняя редакция – 1973 г.

Интеллект – структурированная целостность способностей, проявляемых в различных видах деятельности.

Познавать интеллект можно только в деятельности человека.

 

Тест диагностирует 4 компонента интеллекта:

1. Вербальный компонент:

- индуктивное мышление

- абстрактное мышление

- формирование суждений

2. Счетно-математический компонент.

3. Пространственные представления.

4. Мнемический компонент.

 

На выполнение каждого субтеста даются временные ограничения.

Не выполнение всего теста – 90 мин.

Существует 3 параллельные формы.

 

9 субтестов (176 заданий; задания закрытого типа):

ВЕРБАЛЬНЫЕ СУБТЕСТЫ:

1. Логический отбор – исследование индивидуального мышления, языкового чутья.

Обследуемый должен завершить предложение словом из данного списка.

20 заданий.

Время – 6 мин.

Пр: У дерева всегда есть… а) листья, б) плоды, в) почки, г) корни, д) тень.

 

2. Определение общих признаков или черт – исследуется способность к абстрагированию.

Дается 5 слов, из которых надо выбрать одно лишнее.

20 заданий, 6 мин.

 

3. Субтест аналогий – диагностируются комбинаторные способности и умение выявлять связи.

Предлагается пара слов, которые находятся друг к другу в определенном отношении. Затем дается третье слово, к которому необходимо найти слово в таком же отношении.

11 заданий, 7 мин.

Пр: Слово «ножницы» так относится к слову «резать», как «орнамент» к слову…а) украшать, б) вышивать, в) рисовать…

 

4. Классификация – позволяет оценивать способность выносить суждения.

Требуется обозначить 2 слова общим понятием.

10 пар слов, 8 мин.

Оценка от 0 до 2 баллов (в остальных субтестах = по 1 баллу).

Вариантов ответа нет (в остальных субтестах – есть).

Пр: яблоко, земляника → плод

 

5. Счет – диагностируется уровень развития арифметических способностей, математического мышления.

20 арифметических задач, 10 мин.

 

6. Ряды чисел – диагностируется индуктивное мышление.

Задание – установить закономерность числового ряда и продолжить его.

20 заданий, 10 мин.

Пр: 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24… 29

4,7,8,7,10,11,10… 13 (зак-ть +3.. +1.. -1)

 

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СУБТЕСТЫ.

7. Выбор фигур – исследуется пространственное воображение, способность представлять фигуры.

20 заданий, 7 мин.

 

8. Кубики – диагностируется умение мысленно оперировать объемными телами в пространстве.

20 заданий, 9 мин.

 

9. Задания на сосредоточение внимания и памяти – исследуется память.

Предлагается запомнить слова.

Особенность – слова предъявляются в таблице (с категориями).

Потом дается задание – слово, которое было на букву «Б», например, отнести к той категории, к которой оно относилось.

Запоминание – 3 мин., воспроизведение – 10 мин.

 

С точки зрения Амтхауэра, первые 4 субтеста позволяют диагностировать теоретические способности человека, а 5–9 субтесты – практические способности.

В зависимости от результатов, можно давать рекомендации к выбору профессии.

ð тест широко используется в проф. ориентационной работе.

 

Гуревич – ШТУР.

ШТУР = школьный тест умственного развития.

 

Принцип нормативной диагностики, т.е. диагностика ориентирована не на статистическую норму, а на социально-психологический норматив.

Умственное развитие предопределено школьными программами.

 

Существует 2 параллельные формы.

 

Состоит из 6 субтестов:

1. Осведомленность-1. Соответствует первому субтесту Амтхауэра.

2. Осведомленность-2. Необходимо подобрать синоним к заданному слову (пр: век… история, столетие, прогресс).

3. Аналогия.

4. Классификация. Изучение способности к логической классификации.

5. Обобщение. Изучение способности к логическим обобщениям.

6. Числовые ряды.

 

Полный состав теста – норматив умственного развития.

С этим нормативом сравнивается число заданий, которые выполнил ученик.

 

Тест можно использовать в проф. ориентационной работе.

 

АСТУР – тот же коллектив разработчиков.

Построен на принципе нормативной диагностики.

9–11 классы.

Сюда включены задания, аналогичные ШТУРу + пространственные представления, понимание инструкций, логические схемы.

ШТУР – адаптированный вариант теста Амтхауэра.

 

Попытка создания свободных от культуры тестов интеллекта.

Прогрессивные матрицы Равена.

В основе – модель интеллекта Спирмена.

 

Продуктивная способность – это целостное восприятие проблемной ситуации, ее анализ, выделение проблемы, выход за пределы имеющихся данных, формирование понятийных конструктов в невербальной форме.

Прогрессивные матрицы – серия заданий, построенных по принципу нарастающей сложности (1938 г.).

 

Тест состоит из 60 диаграмм-головоломок, в которых наглядно задаются последовательности.

Изменения одновременно в 1 или 2 последовательностях.

Они разделены на 5 серий.

 

Первое задание каждой серии имеет очевидное решение, последующие имеют тот же принцип, но прогрессируют по сложности – это обеспечивает самообучение.

Время работы не ограничивается.

 

Показатель интеллектуальных способностей человека – общее количество баллов, которое набирает обследуемый.

 

Уникальность матриц в том, что они используются более 70 лет.

 

В 1947 г. – были созданы цветные прогрессивные матрицы.

1 серия – 12 заданий

2 серия – 36 заданий. Для более детальной оценки интеллекта наиболее способной части популяции, и проф. диагностики.

 

Преимущества теста:

- конструктивная однородность и обоснованность;

- быстрота проведения и легкость подсчета результата;

- ясная интерпретация данных.

 

В рамках объективного подхода можно выделить6

1) тесты спец. способностей:

- математические способности

- организаторские способности

- музыкальные способности

- скорость чтения

- скорость печатания

 

2) тесты достижений – изучают уровень сформированности ЗУНов. Они построены на основе учебной программы.

 


Билет 25.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...