Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Объективный подход в психодиагностике.





 

Объективный подход – диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и/или способа действий.

 

Специфические особенности:

1. Предполагают невозможность фальсификации результатов со стороны испытуемого (пр: цель теста скрыта от испытуемого).

2. -//- отсутствие влияния со стороны экспериментатора (например, его теоретических предпочтений).

 

Предполагает 2 большие группы методик:

- для диагностики собственно личностных особенностей (неинтеллектуальные);

- тесты интеллекта.

 

Личностные опросники – представлены двумя группами.

1- Тесты действий / целевые личностные тесты – это относительно простые, четко структурированные процедуры, ориентирующие обследуемого на выполнение какого-либо задания.

Качество выполнения этих заданий зависит от развития перцептивных процессов.

Иначе их называют непрямыми, т.к. цель в них замаскирована. Обследуемый не знает какая его индивидуальная особенность изучается.

(пр: тест замаскированных фигур – направлен на изучение полезависимости и поленезависимости.

Суть ее заключается в том: смотрят – насколько легко человек выделяет фигуру из фона, а судят о личностных особенностях человека).

2- Ситуационные тесты – обследуемый помещается в ситуацию, подобную той, которая может возникнуть в реальной действительности.

(пр: Хартшорн, Меем – тест исследования воспитательного характера.

Пр. тестов: дилемма выбора, с конкретной работой, с кружками - подглядывание).

Кроме личностных методик и тестов интеллекта в объективных методах:

3- Тесты специальных способностей – они предназначены для измерения уровня развития отдельных сторон интеллекта и психомоторных функций, которые обеспечивают успешность деятельности в относительно узких областях деятельности.

(пр: тест музыкальных способностей; счетных, конторских и т.д.… способностей).

4- Тесты достижений – выявляют овладение определенными ЗУНами.

 


Билет 23.



Понятие интеллекта. Модели структуры интеллекта.

 

4 основных подхода:

1. Интеллект – это обобщенная способность к обучению.

 

2. Интеллект – это способность к обобщенному абстрактному мышлению.

Функция интеллекта – в эффективном использовании символов и понятий.

Большинство исследователей широко трактовали способность к абстрагированию.

Этот подход очень близок к следующей трактовке интеллекта.

 

3. Интеллект – это то, что обеспечивает эффективность адаптации в сложной среде.

Штерн – общая способность приспособления человека к новым условиям, к новым жизненным задачам.

Векслер – общая способность, которая проявляется в целенаправленной деятельности, в правильном рассуждении, понимании, приспособлении среды к своим возможностям.

Пиаже – когнитивная теория: структурирование отношений между средой и человеком.

 

4. Интеллект – это то, что измеряется тестами интеллекта.

 

Эти подходы – взаимодополняющие.

 

Бурлачук – рабочее понятие интеллекта.

Интеллект – это относительно самостоятельная динамическая структура познавательных свойств личности, возникающая на основе наследственных и врожденных анатомо-физиологических особенностей мозга, формирующаяся и проявляющаяся в деятельности, и преимущественно обеспечивающая адекватное взаимодействие с окружающей действительностью.

 

Иерархические теории структуры интеллекта.

Группа различных показателейнаходится во взаимосвязи, определяя одну способность.

Групповые факторы – общие для более или менее ограниченных групп тестов.

Иерархическая теория интеллекта:

1) На вершине – генеральный фактор (открытый Спирменом)

2) Затем – достаточно широкие групповые факторы: вербально-образовательный и практическо-механический интеллект.

3) Подразделяются на субфакторы:

Вербально-образовательный → вербальный и счетный субфакторы;

Практическо-механический → механико-информационный, пространственный, мануальный субфакторы.

4) На низшем уровне – специфические факторы.

 

Модели интеллекта.

Модель Девида Векслера (США).

Показал, что успешность решения тестов на интеллект зависит от многих факторов.

3 уровня интеллекта (иерархия – от более высокого уровня к более низкому):

1. Уровень общего интеллекта.

2. Уровень групповых факторов (в том числе – вербальных и невербальных).

3. Уровень специфических факторов, которые соответствуют отдельным субтестам.

 

Вербальный интеллект – это способность к вербальному мыслительному анализу и синтезу, к решению вербальных задач (пр: определение понятий, установка сходств и различий и т.д.).

Невербальный интеллект – это способность оперировать реальными предметами, образами, изображениями (=интеллект действия = практический интеллект).

 

Векслер считал, что…

Вербальный интеллект отражает приобретенные способности.

Невербальный – отражает природные психофизиологические возможности человека.

(современные исследования доказывают обратное).

 

Модель Чарльза Спирмена (США).

1923 г. – разработана модель, основанная на статистическом анализе показателей тестов (мышления, памяти, внимания).

 

Спирмен обнаружил положительную корреляцию между результатами этих тестов ð отдельные проявления интеллекта сильно связаны (пр: если у человека высокое внимание, то можно предположить, что память и мышление тоже высокие).

Вывод Спирмена: существует некий генеральный фактор, который оказывает влияние на все изучаемые переменные (этот фактор – G).

 

Согласно Спирмену, этот фактор имеет 2 интерпретации:

Узкая: этот фактор присущ всем измерениям интеллекта.

Более широкая: фактор-G = умственная энергия.

 

По мнению Спирмена:

1) Фактор-G связан с постижением связей и отношений между предметами и явлениями действительности.

2) Фактор-G влияет/ проявляется в сложных математических и вербальных действиях, т.е. максимально проявляется в действиях, которые происходят во внутреннем плане и он практически не проявляется в непосредственных взаимоотношениях с окружающей средой.

 

Кроме фактора-G Спирмен выявил специфические факторы. Эти факторы присущи только определенному тесту и не связаны друг с другом.

 

Для измерения фактора-G принято использовать тесты Айзенка, Кеттелла и прогрессивные матрицы Равена.

 

Модель Кеттелла.

Продолжение модели Спирмена.

Сущность интеллекта (солидарен со Спирменом) – постижение отношений, зависимостей.

 

Фактор-G складывается их 2 общих факторов:

1. Свободный/ текучий интеллект – не зависит от степени приобщенности человека к культуре. Его уровень определяется общим развитием третичных ассоциативных зон коры больших полушарий.

Проявляется этот интеллект при решении перцептивных задач, когда от обследуемого требуется найти, например, соотношение различных элементов (изображения).

 

2. Связный/ кристаллизованный интеллект – совокупность знаний и интеллектуальных навыков, которые приобретаются в процессе социализации личности.

Данный фактор положительно коррелирует с вербальным, арифметическим интеллектом и проявляется в решении тестов, требующих обученности.

 

Кроме этих 2=х факторов Кеттелл выделяет 3 вида интеллектуальных способностей:

Ограничивающие способности– в какой-то мере ограничивают эффект обучения.

1. Общие/ центральные способности – опр. параметры деятельности мозга в целом. Они оказывают влияние на все познавательные процессы. Являются основой свободного интеллекта.

2. Парциальные/ локальные способности – они связаны с уровнем развития отдельных сенсорных и моторных зон коры больших полушарий. Обнаруживаются в заданиях, которые требуют звукового, зрительного восприятия + моторной активности.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.