Этапы психодиагностического обследования.
Шванцара Й. Характеристика этапов психодиагностического обследования: 1. Изучение практического требования. Требование обычно поступает либо от родителей, либо от учителей, а также от ученика. Важно учесть: требования обычно формулируются в расплывчатой форме ð необходимо уточнить запрос → с заказчиком проводится уточняющая беседа. В ходе нее: - уточнение; - сбор первичной информации о клиенте; - осознание заказчиком своих требований.
2. Формулировка психологической проблемы. Проблема может быть сформулирована на основе получения достаточно полной информации об ученике. Необходимая информация: - сведения о социальной ситуации развития ученика («В какой тебя среде сформировало?..»); - информация о семье (состав, воспитание, материальные условия, интересы, увлечения, вредные привычки и т.д.); - сведения о развитии ребенка (начиная с пренатального периода): * особенности психического развития; * любимое занятие, игрушки, интересы и т.д. - положение ребенка в системе межличностных отношений; - сведения о соматических заболеваниях. Необходимая информация – та, которая нужна для решения поставленной проблемы (для заказа).
Запрос является неоднозначным и имеет несколько уровней: 1) поверхностный уровень – то, что говорят при заказе (чаще всего). 2) глубинный уровень – та проблема, с которой приходится работать в дальнейшем. Психолог, формулируя проблему, должен выйти на уровень причин, мотивов определенного поведения – на глубинный уровень.
3. Этап выдвижения гипотез. Желательно выделить максимальное количество подобных причин такого поведения. Процесс выдвижения гипотез очень тесно связан с предыдущим этапом.
4. Выбор метода обследования. - количественная диагностика основана на идее повторяемости, качественная – неповторимости, уникальности человека. Важно сочетание этих подходов, гибкого их использования. Некоторые психологи предлагают такую тактику: для получения общей картины использовать количественную диагностику, а потом использовать конкретные (качественные) методики для измерения того или иного качества.
- 3 и 4 этапы идут параллельно.
- при выборе метода исследования, необходимо выбирать такие методы, которые позволили бы нам получить разнообразную информацию о клиенте, чтобы объяснить причины и мотивы поведения. Методики должны: одна подкреплять другую. Чем больше признаков мы получим, тем точнее мы сможем сформулировать заключение (диагноз).
5. Формулировка психологического заключения. - диагноз ставится не просто по результатам психодиагностического обследования. Он требует обязательного соотнесения результатов диагностики с особенностями жизненных проявлений поведения клиента.
- большое значение при постановке диагноза имеет возрастной анализ данных (возрастные нормыри постановке диагноза имеет возрастной анализ данных ()с особенносяледования. олили бы нам получить разнообразную информацию о) → психолог определяет – опережает ребенок в развитии или отстает. + определение ЗБР.
- пределы компетенции психолога. Основные трудности при постановке психологического диагноза заключаются в том, что психолог не всегда может установить границы своей компетенции. !! Психолог не должен браться за решение тех проблем, которые не входят в пределы его компетенции. Вне компетенции психолога: · органические нарушения (надо перенаправить к другому специалисту); · социальные факторы (надо взаимодействовать с соц. педагогом, с администрацией и т.д.).
- заключение: *Начинается кратким описанием поведения ребенка во время обследования (как реагирует на советы, указания психолога и т.д.). *Описание психофизиологических особенностей клиента, которые могут оказать влияние на его учебу. *Перечисляются особенности развития высших психических функций, особенностей познавательной деятельности и т.д. *Характеризуются личностные особенности. *Завершается кратким выводом, в котором психолог должен выделить наиболее сильные стороны ребенка, опираясь на которые можно проводить с ним коррекционную работу. Все заключение должно быть построено таким образом, чтобы выйти на положительные стороны ребенка. Задача психолога – показать, что ребенок «не потерян». Подобные заключения касаются не каждого обращения. Обычно такие заключения касаются проблемных учеников. *Формулируя психологический диагноз, мы обязательно должны продумать – кому и в какой форме он будет сообщен. *Психологические формулировки д.б. переведены на житейский язык.
- диагноз всегда должен содержать в себе и прогноз развития. При формулировке прогноза, мы должны давать его в 2-х вариантах: 1) Ход развития при условии выполнения коррекционной работы; 2) Ход развития, если такой работы не будет выполнено. При этом мы подчеркиваем активность самого ребенка.
Ступени психологического диагноза (Л.С. Выготский): 1. Симптоматический/ эмпирический диагноз – это диагноз, который ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании которых строятся практические выводы. Выготский считал этот диагноз ненаучным, потому что он не устанавливает причин, не раскрывает сущности тех процессов, которые лежат в основе выявленных в процессе диагностики симптомов. 2. Этиологическая диагностика – указывает не только на симптомы, но и на причины их вызывающие. 3. Психологическая диагностика – заключается в определении типа личности. Это не столько ступени психологического диагноза, сколько ступени познания.
6. Разработка программы психокоррекционной работы, рекомендаций, составление долговременного плана развития индивидуально-психологических особенностей ученика.
Практика обычно включает 2 части: 1. Психологическая – планирование и осуществление самим психологом. 2. Педагогическая – составляется на основе психологических рекомендаций совместно с педагогическим коллективом. Рекомендации, которые выдаются родителям и педагогам, б.д. четкими и конкретными. Содержание и адресат рекомендаций зависят от сложности решаемой проблемы.
Особенно интересны методики, которые ориентированы не только на диагноз, но и на прогноз развития. Рекомендации состоят из 2 частей: 1) Психологическая – совместно психологом и пед. коллективом. 2) Педагогическая – осуществляется педагогами, родителями. Рекомендации д.б. достаточно понятными и соответствовать уровню адресата, не должны содержать психологических терминов, и должны содержать слова, однозначно понимаемые.
Билет 29. Нормативные требования к методикам.
Целесообразно придерживаться разных требований к психодиагностическим методикам разного типа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|