Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История развития ПД. Предпосылки возникновения и наиболее важные источники её становления. Определение понятия «тест».




Предмет ПД

Термин ПД впервые был предложен в 1921 Роршахом. В самом общем виде, ПД – это наука и практика постановки псих-го диагноза, кот.обладает важной хар-кой, отлич.его от научного иссл-ия. Пс-г-практик, наоб., ориентир-ся на поикс уже изв-х ему и в науке законом-й у неизв-х исп-х, ставя на 1 план инд-ые различия м\у людьми. ПД, будучи общей наукой, вкл-т в себя теорию, и практику постан-ки диагноза. Теоретич.напр-ие рассм-т законом-сти вынесения объект-х, надёжных, валидных, достов-х диагн-х заключений о психич-х особ-х инд-да. Пракатич.напр-ие вкл-т вопросы, относ-ся к организ.и провед-ю ПД.

ПД предп-т: зн-ие психолого-теоретических конструкций и теорий; наличие свода правил примен-ия диагн-х методов; наличие жит-го опыта и интуиции; наличие опыта работы с ПД-ми средствами; знание этико-проф-х норм повед-ия. Сит.диагн-ния: 1. сит.клиента (пс-ой помощи); 2. сит.экспертизы (когда чел.прив-т насильно). При провед. ПД-го обслед-ия, м\б так, что какие-то элементы обстан-ки насторожили исп.и сит.обслед-ия преврат-сь для него в сит.экспертизы, тогад нельзя сопост-ть инд-ые рез-ты с нормами, если нормы получены в сит.экспертизы, а обслед-е носит доверит.хар-р, то соотнесение с нормами инд-х рез-в некорректно. Диагноз псих. – конечный рез-т деят-сти пс-га, напр.на выявл-ие сущности инд-х особ.личн.с целью их оценки акт-го сост., прогноза дальн-го развития и разраб-ки рекоменд., обусл-х зад-ми ПД-го обслед.

2 Виды и уровни диагноза Выготский выд-т 3 уровня и соотв-но 3 вида диагноза: 1. симптоматический – огранич-ся констатацией опред-х признаков или симптомов, на осн-ии которых строятся какие-либо выводы. Сам Выготский критически относ-ся к этому виду диагнозов, т.к. необх-мо учит-ть сит., в кот.нах-ся личность. Этот вид диагн-ки дают комп.тесты, не указывая причин выявл-х симптомов, а лишь перечисляя их. Этот диагноз не явл-ся научным. 2. этиологический (причинный) – учит-т наличие не только самих симптомов. Но и причины их возн-ия. Комп.тесты не отв-т этим треб-м. Стр-ся на основе осн-х факторов. 3. типологический – закл-ся в опред-ии места и значения получ-х данных в целостной и динамич.картине личности. Виды диагнозов на основе методич-го принципа, леж-го в основе теста: 1. диагноз, осн-й на констатации наличия или отсут-вия какого-либо признака, получ-ые рез-ты в этом случае соотнос-ся с нормой. 2. инд-ые данные соотнос-ся с заранее данным некот-м крит-м (критериально-ориентированные тесты). Гуревич (ШТУР) предл-л в кач-ве крит.оц-ки тест-х данных, исп-ть СПН – соц.-псих-ий норматив – с-ма треб., предъявл-х об-вом к интел-му и личн-му развитию каждого чел-ка. 3. диагноз, позв-щий нах-ть место исп-го на оси континуума (шкала).

История развития ПД. Предпосылки возникновения и наиболее важные источники её становления. Определение понятия «тест».

Предыстория тестов уходит в глубину веков, она связана с испытаниями различных способностей, знаний, умений и навыков. Уже в середине III тысячелетия до н. э. в Древнем Вавилоне проводились испытания выпускников в школах, где готовились писцы. С течением времени обыденное представление о тесте («test» - испытание, проверка, проба) и научное понимание теста все больше удалялись друг от друга. Хотя всякий тест включает в себя элемент испытания, он не сводится только к нему, ибо сейчас это метод исследования, включающий в себя ряд чисто научных требований. На каждом этапе развития науки требования к тестам и они сами менялись. Настоящая история тестов началась век назад, совпавшего по времени с научным кри­зисом, сразившим естествознание. К началу XX в. практические потребности изучения преобладаю­щих способностей были сформулированы в виде научной проблемы исследования индивидуальных различий. Эта проблема и дала им­пульс к появлению первых тестов. Известный английский ученый Ф. Гальтон провел серию испытаний, в кото­рых посетители лаборатории в возрасте от 5 до 80 лет могли за не­большую плату проверить свои физические качества (силу, быстроту реакции др.), а также ряд физиологических возможностей организма и психических свойств - всего по семнадцати показателям. Это был первый существенный отход от тысячелетней практики испытаний и проверок, основанной на интуиции. Кеттелл, по-видимому, первым увидел в тестах средство измере­ния, казалось бы, неизмеряемых свойств человеческой психики. Его тесты проводились с соблюдением только двух из изве­стных сегодня требований к тестам: имелась инструкция по их при­менению и подчеркивался лабораторный (т. е. научный) характер ис­пытаний. Тем не менее к концу 20-х годов нашего столетия все больше стала ощущаться потребность в создании специфического направления, связанного с особенностями использования числа и меры. В психологии эту роль выполняла психометрия, в биологии - биометрия, в экономике - эконометрия, в науке в целом - наукометрия. Появились первые сторонники тестов и первые же их противники. В числе сторонников были: в Германии - Г. Мюнстерберг, С. Крепелин, В. Онри, во Франции - А. Бине, в США - Дж. Гил­берт и другие. Это были исследователи нового типа, стремившиеся связать психологию тех лет с запросами практики. Однако стремле­ние к прикладным исследованиям в психологии прошлого расцени­валось как отход от науки. Начало 30-х годов характеризуется широким использованием тестов во многих странах. В России тесты применялись в основном в двух основных сферах: в народном образовании и в сфере профотбора - профориентации. В отечественной истории тестов начало 30-х годов характеризу­ется интенсивным и неконтролируемым использованием тестов в системе народного образования и в промышленности. Практика, как это часто бывает, опережала теорию. Часть тестов применялась под видом контрольных заданий, испытаний, и, наоборот, различные испытания нередко назывались тестами. Суть вопроса, разумеется, не в названи­ях, а в принципиальных отличиях. Первое отличие состоит в том, что тест является научно обосно­ванным методом эмпирического исследования в психологии и в ряде других наук. Второе принципиальное отличие связано со сравнительно новой ролью теста как инструмента теоретического исследования в таких, например, направлениях психологии, как изучение личности, способ­ностей. Тесты являются сейчас, по-видимому, наиболее развитой в научном отношении частью методического арсенала, позволяющего адекватно скреплять теорию с эмпирией, в соответствии с некоторыми известными стандартами качества информации.

Появляются исследования, направленные на выявление надёжности тестов (повторное тестирование, использова­ние параллельных форм одного и того же теста и, наконец, однократное тестирование с последующим разбиением матрицы исходных - результатов (X) на две или большее число частей, за показатель на­дежности принимается значение коэффициента корреляции). Помимо надежности в понятие «тест» входит и концепция валидности. Современный тест - это не только надежный, но и валидный тест, однако не на все случаи жизни, а разработанный для конкретной цели. С точки зрения истории, можно выделить два основных, эмпирических подхода к валидизации тестов. Первый назовем прогностическим. Если те, кто хорошо работает (по критерию У), показывают высокие результаты по какому-либо тесту (X), значит, здесь есть связь, быть может, и причинная. Иначе говоря, У, вероятно, зависит от X. Отдавая предпочтение при приеме на работу тем, у кого выше результаты по Х, предполагается, что они покажут и более высокую производительность труда. Ожидания такого рода ча­сто сбываются, но в различной степени. Другой подход к эмпиричес­кой валидизации тестов основан на использовании экспертных оценок. Здесь логика еще проще: если эксперты (множество авторите­тов) согласованно считают одних более способными, других - менее, значит, «это так». В случае, когда результаты теста указывают на сход­ную тенденцию, т. е. данные по тесту коррелируют с данными экс­пертизы, то принимается, что тест является валидным и его можно далее примерять и в других подобных ситуациях. Так проводилась валидизация первого теста для измерения интеллектуальных способ­ностей (Бине А. и Симон Т.), а в наше время - некоторых тестов для измерения социальных потребностей молодежи.

Современный психологический тест - это теоретически и эмпирически обо­снованная система высказываний (заданий), позволяющая получить измерения соответствующих психологических свойств. Теоретическое обоснование предполагает всесторонний анализ теста и результатов его применения в свете известных достижений современной психологической науки. Эмпирическое же обоснование связано с обра­щением к опыту, измерениям и эксперименту.

Наиболее важные источники ПД: 1. экспер. пс-гия – оказала влияние на ПД через работы Фехнера и создание первой психологической экспериментальной лаборатории В. Вундта. Кэттел впервые утвердил и составил требования к станд-ции эксп-но-псих-х методик. Тесты, в отл.от эксп-та, всегда пров-ся в станд-х условиях, а в эксп-нте условия варьир-ся, т.к. иссл-ль ожидает с той или иной долей вероятности проявления инд-х качеств исп-х. 2. диф-ая пс-гия – основоп-к – Штерн, сравнивал различные популяции групп насел-ия, выводил осн-ые пол-ые, соц-ые, возр-ые и др. различия. Возн-ия ПД хар-ся переходом от иссл-ия инд-х различий к иссл-ию личн-ой инд-сти, кот. предп-т вявл-ие интраинд-х взаимосвязей психич-х св-в. Смысл ПД – в выявлении инд-сти чел., а не его отличий с др. людьми. Инд-сть личности связана с типологическим диагнозом. 3. прикл-ая ПД – автором явл. Штерн. Этот термин сейчас заменен на практич. пс., но это не верно, т.к. Штерн в прикл-ой пс-гии разл-л 2 аспекта: псих-ую оценку и псих-ое возд-вие на чел. – психотехника. ПД – один из видов деят-сти прикл-го пс-га. 4. тестология – разр-т основы психометрии, измерения, что составл-т осн-ую часть ПД. Осн-ли тестологии – Гальтон, Кэттел, Бине.

Тест – станд-ая методика пс-го иссл-ия, предназн-ая для точных колич-х оц-к и строгих кач-х опред-ий пс-гиии повед. чел. с ориент.на устан-ые нормы оценок.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...