Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика рисуночной фрустрации Розенцвейга.




1. Общие сведения о методике. Впервые описана в 1944 г., автор: Розенцвейг. Другое название: «Методика рисуночной фрустрации» (PF-STUDY). Стимулирование ситуации заключено в схематическом контурном рисунке на котором изображено 2 человека или более, занятые каким-либо незаконченным разговором. Изображённые персонажи могут различаться по половым, возрастным и др. характеристикам. Общим для всех рисунков является нахождение персонажа во фрустрационных ситуациях. Модификация методики была создана в НИИ им. Бехтерева в Москве. 2. Анализ и структура теста. Методика состоит из 24 рисунков на которых изображены лица, находящиеся во фрустрационных ситуациях. Эти ситуации делятся на 2 основные группы: 1) ситуации – «препятствия» (обескураживающие, сбивающие с толку); 16 ситуаций: 1, 3, 4, 6, 8, 9, 1, 12, 13, 14, 15, 18, 20, 22, 23, 24. 2) ситуации – «обвинения» (где субъект служит субъектом обвинения); 8 ситуаций: 2, 5, 7, 10, 16, 17, 19, 21. Между этими типами ситуаций имеется связь, т. к., например, ситуации обвинения предполагает, что ей предшествовала ситуация препятствия, где сам фрустратор был в свою очередь фрустрирован. Иногда испытуемый может интерпретировать ситуацию – «обвинения» как ситуацию – «препятствие», и наоборот. 3. Инструкция к тестированию. Процедура эксперимента должна проводиться в соответствии с инструкцией: «На каждом рисунке изображено 2 или несколько человек. Человек слева обязательно изображён говорящим. Вам необходимо на листе ответов, под номером соответствующего рисунка, написать первый пришедший в голову ответ на эти слова. Не старайтесь отделаться шуткой и действуйте быстро»; «На каждой из 24 предлагаемых Вам картинок изображены два или несколько человек. Один из них совершил какое-то действие в отношении другого, и в связи с этим произнёс какие-то слова. Вы должны поставить себя на место этого, другого человека и ответить за него. Свой ответ необходимо дать как можно скорее и тут же записать его на листе бумаги под порядковым номером, соответствующим номеру просмотренного рисунка». 4. Обработка и интерпретация полученных результатов. Каждое высказывание оценивается с помощью 3-х факторов (см. специальную литературу) и выставляются специальные буквенные обозначения в протокольном бланке, где также имеются 14 ключевых ответов, совпадения с которыми необходимо подсчитать (0, 0.5, 1 баллы). Вычисляется показатель GCR=количество совпадений\14. далее заполняется таблица, и делаются соответствующие подсчёты, результаты которых сравниваются с нормами (см. также в специальной литературе), на основании чего делаются выводы о реакциях испытуемого на фрустрацию.

49 Тематический апперцептивный тест был впервые описан в статье К.Морган и Г.Мюррея в 1935 году. В этой публикации ТАТ был представлен как метод исследования воображения, позволяющий охарактеризовать личность обследуемого благодаря тому, что задача истолкования изображенных ситуаций, которая ставилась перед обследуемым, позволяла ему фантазировать без видимых ограничений и способствовала ослаблению механизмов психологической защиты. Теоретическое обоснование и стандартизованную схему обработки и интерпретации ТАТ получил несколько позже, в монографии "Исследование личности" Г.Мюррея с сотрудниками. Окончательная схема интерпретации ТАТ и окончательная (третья) редакция стимульного материала были опубликованы в 1943 году. Тестируемому предлагаются чёрно-белые рисунки, на большинстве которых изображены люди в бытовых ситуациях. О каждом рисунке он должен составить короткий рассказ, описывающий изображённую ситуацию. На основании рассказов делается вывод о внутренних переживаниях тестируемого и восприятии им окружающего.Г.Линдзи выделяет ряд базовых допущений, на которых строится интерпретация ТАТ.

Наиболее известной методикой из этой группы является Детский апперцептивный тест (CAT) Л.Беллака. Первый вариант CAT (1949) состоял из 10 картин, изображавших ситуации, героями которых являлись антропоморфизированные животные. В 1952 году была разработана дополнительная серия (CAT-S), картины которой охватывали ряд ситуаций, не учтенных в первом варианте CAT. Методика была предназначена для детей 3—10 лет и опиралась на предположение о том, что для детей этого возраста легче идентифицироваться с животными, чем с человеческими фигурами. Экспериментальные данные, однако, опровергли это допущение, и Беллак, хотя и не сразу согласившийся с его критикой, создал в 1966 году параллельный вариант с человеческими фигурами (САТ-Н). Сравнительные исследования не обнаружили существенных различий между результатами по "звериной" и "человеческой" формам теста. Замена звериных фигур человеческими снижает степень неоднозначности изображений. Сам Беллак считает высокую степень неопределенности безусловным плюсом, однако некоторыми авторами это мнение оспаривается. Для обработки Детского апперцептивного теста Беллак использует те же основные категории, что и при обработке ТАТ, подчеркивая, что там, где это возможно, тест должен даваться не как тест, а как игра.

51 Тест Рошарха. Методика разработана швейцарским психологом и психиатром Рошархом Стимульный материал состоит из 10 табличек с полихромными и одноцветными изображениеми: серо-чёрные – 1, 4, 5, 6, 7; цветные – 2, 3, 8, 9, 10. Испытуемым предъявляются 10 картинок, начиная с первой и заканчивая десятой. Испытуемый может рассматривать табличку в любом положении, но каждое изменение положения фиксируется. Время ответов не ограничивается, но контролируется. Перед представлением картинок даётся инструкция: «Что бы это могло быть? На что это похоже?». Время ответа рекомендуется фиксировать. Если испытуемый даёт очень много толкований, то его следует останавливать после 8-10 ответов. Если после предъявления картинки возникает пауза, то через 1 минуту можно повторить вопрос. Если в течении 2 минут испытуемый молчит, то надо предложить следующую картинку. Обследование взрослого, здорового человека занимает 20-30 минут, после чего следует беседа. Каждый ответ испытуемого формализуется в определённых категориях: 1) локализация (вся картинка или отдельный участок); 2) детерминанта; 3) определение уровня формы; 4) содержание; 5) оценка оригинальности и популярности ответа. Положение: а – обычное положение при предъявлении; в – картинка ставится на правую грань; с – перевёрнутое положение картинки; d – картинка ставится на левую грань.

Локализационные особенности толкования: символ, используемый при шифровке ответа, представляет собой начальную букву слова. РОРШАХА ТЕСТ – один из тестов, применяемых для исследования личности и ее личностных нарушений. Испытуемому предлагается дать интерпретацию десяти симметричных относительно вертикальной оси чернильных клякс. Каждая такая фигура служит стимулом для свободных ассоциаций – испытуемый должен назвать любые возникающие у него слово, образ или идею. Тест основан на предположении, согласно которому то, что индивид «видит» в кляксе, определяется особенностями его собственной личности. Роршах обнаружил, что те испытуемые, которые видят правильную симметричную фигуру в бесформенной чернильной кляксе, обычно хорошо понимают реальную ситуацию, способны к самокритике и самоконтролю. Так что специфика восприятия указывает на особенности личности данного индивида. Наиболее оригинальное и важное открытие Роршаха, относящееся к психодинамике, это Bewegung, или ответ, в котором используется движение. Некоторые испытуемые видели в чернильных кляксах движущиеся человеческие фигуры. Роршах обнаружил, что среди здоровых индивидов это чаще всего характерно для тех, кому свойственно богатое воображение, а среди лиц с психическими отклонениями – для тех, кто предрасположен к нереалистичным фантазиям. Таким образом, оказалось, что чернильные кляксы способны раскрыть глубоко скрытые желания или страхи, лежащие в основе длительных неразрешимых личностных конфликтов. Значимая информация о потребностях личности, о том, что делает человека счастливым или печальным, что волнует его, а что он вынужден подавлять и переводить в форму подсознательных фантазий, может быть извлечена из содержания или «сюжета» ассоциаций, вызываемых чернильными пятнами. Валидность – адекватность и эффективность – теста Роршаха до сих пор окончательно не установлена. Тем не менее он помогает психологу и психиатру получить важные данные для диагностики личности и ее нарушений, которые могут быть клинически проверены.

Hand-test.

Проективная методика исследования личности. Опубликована Б. Брайклином, 3. Пиотровским и Э. Вагнером в 1961 г. (идея теста принадлежит Э. Вагнеру) и предназначена для предсказания открытого агрессивного поведения.

Стимульный материал теста составляют 9 стандартных изображений кистей рук и одна пустая таблица, при показе которой просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия. Изображения предъявляются в определенных последовательности и положении. Обследуемый должен ответить на вопрос о том, какое, по его мнению, действие выполняет нарисованная рука (или сказать, что способен выполнять человек, рука которого принимает такое положение). Помимо записи ответов регистрируется положение, в котором обследуемый держит таблицу, а также время с момента предъявления стимула до начала ответа.

Оценка полученных данных осуществляется по следующим 11 категориям:

1. агрессия - рука воспринимается как доминирующая, наносящая повреждения, активно захватывающая какой-либо предмет;

2. указания - рука ведущая, направляющая, препятствующая, господствующая над другими людьми;

3. страх - рука выступает в ответах как жертва агрессивных проявлений другого лица или стремится оградить кого-либо от физических воздействий, а также воспринимается в качестве наносящей повреждения самой себе;

4. привязанность - рука выражает любовь, позитивные эмоциональные установки к другим людям;

5. коммуникация - ответы, в которых рука общается, контактирует или стремится установить контакты;

6. зависимость - рука выражает подчинение другим лицам;

7. эксгибиционизм - рука разными способами выставляет себя напоказ;

8. увечность - рука деформирована, больна, неспособна к каким-либо действиям;

9. активная безличность - ответы, в которых рука проявляет тенденцию к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека или людей, однако рука должна изменить свое физическое местоположение, приложить усилия;

10. пассивная безличность - также проявление «тенденции к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека, но при этом рука не изменяет своего физического положения;

11. описание - ответы, в которых рука только описывается, тенденция к действию отсутствует.

Ответы, относящиеся к первым двум категориям, рассматриваются авторами как связанные с готовностью обследуемого к внешнему проявлению агрессивности, нежеланием приспособиться к окружению. Четыре последующие категории ответов отражают тенденцию к действием, направленным на приспособление к социальной среде, вероятность агрессивного поведения незначительна. Количественный показатель открытого агрессивного поведения рассчитывается путем вычитания суммы «адаптивных» ответов из суммы ответов по первым двум категориям, т. е.  («агрессия» + «указания») —  («страх + «привязанность» + «коммуникация» + «зависимость»). Ответы, попадающие под категории «эксгибиционизм», и «увечность», при оценке вероятности агрессивных проявлений не учитываются, т. к. их роль в данной области поведения непостоянна. Эти ответы могут лишь уточнить мотивы агрессивного поведения.

В теоретическом обосновании теста его авторы исходят из положения о том, что развитие функций руки связано с развитием головного мозга. Велико значение руки в восприятии пространства, ориентации в нем, необходимых для организации любого действия. Рука непосредственно вовлечена во внешнюю активность. Следовательно, предлагая обследуемым в качестве визуальных стимулов изображения руки, выполняющей разные действия, можно сделать выводы о тенденциях активности обследуемых. Э. Вагнер (1978) на основе изучения работ, выполненных с помощью данной методики, сделал вывод о ее высокой валидности и надежности. На основе теста В. Белшнером с соавт. (1971) разработан усложненный модифицированный вариант, состоящий из 34 фотографий руки. В 90-е гг. тест приобрел популярность в России, русскоязычный адаптированный вариант издан ГП ИМАТОН (Санкт-Петербург). Дальнейшее развитие интерпретации этого проективного теста и способов обработки полученных результатов представляют широкие возможности для практических психологов, в особенности для тех, кто работает в сферах изучения отклоняющегося поведения и медицинской психологии. Процедура проведения. Десять карточек, одна за другой, последовательно предлагают испытуемому, причем последовательность и положение, в котором они даются, стандартны. При этом испытуемому задается вопрос: «Что, по вашему мнению, эта рука делает?» Если испытуемый затрудняется с ответом, ему предлагается следующий вопрос: «Как вы думаете, что делает человек, которому принадлежат эти руки? Назовите все варианты, которые вы себе можете представить».

53. Рисунок семьи.

Особенно­сти его диагностической процедуры и порядок интерпретации весьма подробно освещены в работах Т. Хоментаускаса и др. Счи­тают, что идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работы В. Хьюлса, А.И. За­харова, Н. Кормана, Р. Бернса и С. Кауфмана и др. Цель применения теста: выявление особенностей внутрисемейных отношений. Задачи: на основе выполнения изобра­жения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье. Материал для работы: необходимо использовать лист белой бумаги 15x20 см или 21x29 см, ручку, карандаш, ластик. Инструкция 1: "Нарисуй свою семью". При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово " семья", а если возникают вопросы "что нарисовать?", следует лишь еще раз повторить инструкцию. При индивиду­альном обследовании время выполнения задания обычно длит­ся около 30 минут. При групповом выполнении теста время ча­ще ограничивают в пределах 15—30 минут. Применение теста предполагает (допускает) использование дополнительных заданий, выраженных в следующих инструк­циях: Инструкция 2: "Нарисуй свою семью, где все заняты обыч­ным делом". Инструкция 3: "Нарисуй свою семью, как ты ее себе пред­ставляешь". Инструкция 4: "Нарисуй свою семью, где каждый член семьи изображен в виде фантастического (несуществующего) существа". Инструкция 5: "Нарисуй свою семью в виде метафоры, не­коего образа, символа, который выражает особенности вашей семьи". При индивидуальном тестировании следует отмечать в про­токоле: а) последовательность рисования деталей; б) паузы более 15 секунд; в) стирание деталей; г) спонтанные комментарии ребенка; д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым со­держанием. После выполнения задания следует стремиться получить максимум дополнительной информации (вербальным путем). Обычно задаются следующие вопросы: 1. Скажи, кто тут нарисован? 2. Где они находятся? 3. Что они делают? Кто это придумал? 4. Им весело или скучно? Почему? 5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему? 6. Кто из них самый несчастный? Почему? Последние два вопроса провоцируют ребенка на откры­тое обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен де­лать. Поэтому, если он не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на эксплицитном (яв­ном) ответе. При опросе психолог должен пытаться выяснить смысл на­рисованного ребенком: чувства к отдельным членам семьи, по­чему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло). Следует избегать прямых вопросов, не наста­ивать на ответе, так как это может индуцировать тревогу, за­щитные реакции. Часто продуктивными оказываются проек­тивные вопросы (например: "Если бы вместо птички был нарисован человек, то кто бы это был?", "Кто бы выиграл в со­ревнованиях между братом и тобой?", "Кого мама позовет идти с собой?" и т. п.). Можно задать ребенку для выбора решения 6 ситуаций: 3 из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, 3 — позитивные. 1. Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал с собой? 2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он? 3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы), и тебе не везет. Кого ты позовешь на по­мощь? 4. Ты имеешь... билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто останется дома? 5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить? 6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть? Для интерпретации также надо знать: а) возраст исследуемого ребенка; б) состав его семьи, возраст братьев и сестер; в) если возможно, иметь сведения о поведении ребенка в семье, детском саду или школе. Интерпретация теста "Рисунок семьи". На основании особенностей изображения можно определить: 1) степень развития изобразительной культуры, стадию изобразительной деятельности, на которой находится ребенок. Примитивность изображения или четкость и выразительность образов, изящество линий, эмоциональная выразительность — те характерные черты, на основе которых можно различить ри­сунки; 2) особенности состояния ребенка во время рисования. На­личие сильной штриховки, маленькие размеры часто свиде­тельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребен­ка, степени напряженности, скованности и т. п., тогда как большие размеры, применение ярких Цветовых оттенков часто говорят об обратном: хорошем расположении духа, раскован­ности, отсутствии напряженности и утомления; 3) особенности внутрисемейных отношений и эмоциональ­ное самочувствие ребенка в семье можно определить по степени выраженности положительных эмоций у членов семьи, степени их близости (стоят рядом, взявшись за руки, делают что-то вместе или хаотично изображены на плоскости листа, далеко отстоят друг от друга, сильно выражены отрицательные эмоции и т. д.).

При интерпретации результатов авторы обращают внима­ние на случаи, когда испытуемый рисует большую или меньшую семью, чем она есть на самом деле (авторы считают, что это указывает на функционирование определенных защитных механизмов, — чем больше несовпадение, тем больше неудов­летворенность существующей ситуацией). В рисунках (по Л. Корману) анализируют: а) графическое качество (характер линий, пропорции фи­гур, использование пространства, аккуратность); б) формальную структуру (динамичность рисунка, располо­жение членов семьи), содержание (анализ смысла рисунка). Параллельно с традиционным проведением обследования (чтение и выполнение задания) предлагают специальные воп­росы, подталкивающие испытуемого к обсуждению темы отно­шений в семье (например: "Кто в семье самый плохой?"), пре­дусматривающие прямой положительный или отрицательный выбор (например: "Отец задумал поездку в автомобиле, но в нем не хватает места для всех. Кто останется дома?", а также вопросы, уточняющие в процессе беседы смысл нарисованной ситуации для ребенка. "Рисунок семьи" доступен и детям с пониженным интеллек­туальным развитием. Анализ таких рисунков, выполненных учащимися вспомогательной школы, показывает, что дети "чи­тают" свои рисунки, вкладывая в них определенное эмоцио­нальное содержание. Характерно, что они адекватно осознают и оценивают свое одиночество в семье, улавливают симпатии и антипатии к себе со стороны членов семьи, передают в рисун­ке отношение к членам семьи. Так, в рисунках были показаны ситуации отдаленности, отчужденности детей от родителей: образ "Я" помещался вдали от остальных членов семьи, а в од­ном случае ребенок изобразил себя лежащим высоко на шкафу, в то время как другие члены семьи располагались вместе в ком­нате; дети изображали себя в стороне от своих братьев и сестер, причем характерен тот факт, что у несимпатичных членов семьи (отчим, брат и т. д.) дети не рисовали лиц. В "Рисунке семьи" строгие родители изображались большими, а сам ребе­нок — очень маленьким. Техника "Рисунка семьи" в отечественной психологии на­шла применение в клинических исследованиях. А.И. Захаро­вым предложен вариант методики, состоящий из двух за­даний. Для выполнения первого из них ребенку нужно нарисовать в четырех "комнатах", расположенных "на двух этажах" по одному из членов семьи, включая себя. При интерпретации рисунка обращается внимание на размещение членов семьи по этажам и на то, кто из них находится с ребенком (т. е. эмоционально более близок). Второе задание — выполнение рисунка в свободной форме без каких-либо дополнительных инструкций. Методика "Рисунка семьи" доступна и удобна в приме­нении в условиях психологического консультирования, об­ладает значимостью с точки зрения выбора тактики дея­тельности психолога-консультанта по психологической коррекции нарушений межличностных отношений, так как дает представление о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с другими чле­нами семьи. В рисунках дети могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами, т. е. язык рисунка более открыто и искренне передает смысл изображенного, чем вербальный язык. Вследствие привлекательности и естественности задания эта методика способствует установлению хорошего эмоцио­нального контакта психолога с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования. Особенно продуктивно применение рисунка семьи в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, так как полученные с помощью этого ре­зультаты мало зависят от способности ребенка вербализовать свои переживания, от его способности к интроспекции, от спо­собности "вжиться" в воображаемую ситуацию, т. е. от тех осо­бенностей психической деятельности, которые существенны при выполнении заданий, основанных на вербальной технике.

56 Психогеометрический тест - проективная методика исследования личности. Опубликована С.Деллингер в 1989 г.

Стимульный материал состоит из пяти геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, зигзаг и круг.

С.Деллингер говорит о 85%-ной точности диагностики с помощью разработанного ею теста, не указывая способы, которыми рассчитывалась эта точность. Данные о валидности и надежности отсутствуют. «Посмотрите на 5 фигур, изображенных на предыдущей странице. Выберите из них ту фигуру, в отношении которой можете сказать: " это - я!" Только не занимайтесь никаким логическим анализом и ненужными умопостроениями и т.д.» Квадрат. Неутомимый труженик, усердный, доводит дело до конца, вынослив и методичен, коллекционер всевозможных данных, эрудирован. Сильная сторона -мыслительный анализ. Любит раз и навсегда заведенный порядок. Распланированная, предсказуемая жизнь. Треугольник. Рожден, чтобы быть лидером. Способность концентрироваться на главной цели. Решителен, неудержим, сильная личность. Глубоко и быстро анализирует ситуацию, сосредотачиваясь на сути проблемы. Уверен в себе и хочет быть первым во всем. Честолюбив. Прямоугольник. Символизирует состояние перехода и изменения. Основное состояние-замешательство, неопределенность. Непоследователен, непредсказуем, низкая самооценка, стремится быть лучше. Любознателен, смел, наивен. Круг. Доброжелателен, заинтересован в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность - люди. Лучший коммуникатор и слушатель. Эмоционален, эмпатичен, уступчив. Зигзаг. Креативен, правополушарный. Интуитивность, образность, интегративность, ищет новое, не выносит рутины и постоянства. Восторженный.

57. Тест выбора цвета Люшера.

Цветовой тест отношений - это невербальный компактный диаг­ностический метод, отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровень отношений человека. Его использование опи­рается на концепцию отношений В. Н. Мясищева, идеи Б. Г. Ананье­ва об образной природе психических структур любого уровня и пред­ставления А. Н. Леонтьева о чувственной ткани смысловых образова­ний личности.

Он базируется на предположении о том, что существенные ха­рактеристики невербальных компонентов отношений к значимым другим и к самому себе отражаются в цветовых ассоциациях. Цвето­вая сенсорика весьма тесно связана с эмоциональной жизнью лично­сти. для красного характерны значения активнос­ти, экстраверсии; синему приписываются характеристики, связанные с высокой моральной оценкой; зеленый воспринимается как доми­нантный, интровертированный; желтый как очень активный при низ­кой моральной оценке, что отличает его от не менее активного крас­ного; фиолетовый характеризует эгоизм и неискренность; коричне­вый символизирует слабость и отношение зависимости; черный - отвергаемый цвет, которому приписываются разнообразные негатив­ные характеристики; серый - слабый и пассивный. Все это подтверждает валидность цветовых ассоциаций как метода изме­рения эмоциональных значений на достаточно высоком уровне дос­товерности. Тест был разработан в 1949 году. Основные требования, предъявляемые к стимульному материалу: на карточке синий, черный и коричневый не должны находиться вместе; основные и дополнительные цвета должны быть вперемежку; цвета должны быть выбраны из предложенных, а не воображаемых (если бы цвет был ярче, я бы выбрал); тестирование должно проводиться при неярком дневном освещении. При интерпретации исходят из 2-х факторов: из структуры цвета (значение цвета, независимо от отношения к нему испытуемого); из функции цвета (субъективное предпочтение цветов). Выбранные цвета составляют выборку теста Люшера. В ней 8 позиций: +1, +2 – устремление: поведение, к которому стремятся, добиваются как цели; x3, x4 – состояние: собственно настрой; средства, применяемые личностью для достижения цели; =5, =6 – индифферентность: временно утраченное качество, отложенная возможная возможность; -7, -8 – отклонение: сознательно заторможенная потребность (ввиду целесообразности.

2 способа интерпретации – простой и сложный. Простой – полученная выборка разделяется на 4 группы и добавляется 5-й группой из 1-го и последнего цветов (группа + -) Сложный способ – рассматривается расположение цветов: 0,6,7 в позициях от 1 до 3, и цвета: 1,2,3,4 в позициях 6,7,8. Если цвета 1-4 располагаются в 6-й позиции, ставится «!», и все последующие цвета, включая цвет в 6-й позиции, получают знак «-». Если цвета 1-4 в 7-й позиции, то ставятся!!! Если цвета 1-4 в 8-й позиции, то ставятся!!! Для каждого последнего цвета присваивается символ «А», но первый цвет в группе «+» получает символ «К». При расположении цветов 0,6,7 в позициях от 1 до 3, ставятся для цвета в позиции и «+» для предыдущих цветов. В зависимости от места расположения цвета ставится!. На первом месте -!!!, на втором -!!, на третьем -!. Последующий цвет группы «+» получает символ «х», все остальные– «=». В конце сравниваются между собой 1-я и 2-я выборки с целью установления совпадающих групп цветов. Чем больше символов «=», тем там больше эмоционально устойчива личность. При сравнении 1-й и 2-й выборок подсчитывается количество! в обоих выборках. Если число! больше в 1-й, считается, что проблема существует на физиологическом уровне, если больше во 2-й – проблема на психологическом уровне.

58 EPI – серия личностных опростников предназначенных для диагностики нейротизма, экстраверсии-интроверсии и психотизма. Разработана Г.Айзенком и является реализацией типологического подхода к изучению личности. На основании исследований Айзенка, направленных на анализ составляющих экстра- интроверсии и нейротизма, как базисных личностных измерений б. предложен новый опросник – «Айзенка личностный опростник» или EPI. Состоит из 48 вопросов, предназначенных для диагностики экстра- интроверсии и нейротизма, а также 9 вопросов, составляющих шкалу лжи, кот. oпределяет наличие тенденций представлять себя в лучшем свете. Ответы совпадающие с ключом оцениваются в 1 б.(ответы только да/нет). Разработаны 2 эквивалентные формы А и В. Коэф. ретестовой надежности EPI для фактора экстра- интроверсии составляют 0,82-0,85 для фактора нейротизма 0,81-0,84. Коэф. Надежности метод. Расчепления 0,74-0,91. Иногда эти данные оспариваются. Созданы варианты для детей и подростков. Широко используется в отеч. исслед., однако адаптация не завершена полностью.

59 Модель структуры личности по Р.Кеттелу. Тест-опросник 16 PF. Основы теории черт в разработке системного подхода к изучению личности заложил маер.пс-г Г. Олпорт. Согласно ему, личность явл-ся функц-ой организацией тех психич-х сис-м, сущ-х в индивиде, кот. опред-т хар-ки повед.и мысли. В своём первонач-м смысле, черты – это гештальты высшего порядка, предш-щие псих-му ан-зу и предст-щие собой исходный материал для научной работы. Разл-т поним-ие черты как явления восприятия и черты как переменной. Научный подход в иссл-ии личности предп-т переход от исп-ия данных субъект-го воспр.к примен-ию объект-х данных, кот. д\поддаваться колич-му опред-ию. Потенциально измеримая черта личности наз-ся переменной. Развивая теорию черт, Кеттел пост-л перед собой жёсткое треб-ие исп-ть при постр-ии модели личности лишь те хар-ки, кот. м\снабдить измерит-ми проц-ми и колич-но оценить. Он попыт-ся найти за поверхн-ми чертами фунд-ые перем-ые личности. Спец-м методом для этого оказ-ся факторный анализ. Чтобы отличать перем-ые, получ-ые в ходе факт-го ан-за, от др., выявляемых иными методами, их принято наз-ть факторами, целый ряд кот-х Кеттел выд-л и описал. В концепции Кеттела, стр-ра личности – это набор черт. 3 типа данных, разл-ся по методам сбора первичной инф-ции – L-данные – ч\з регистр-цию реального поведения чел-ка; Q-данные – самоотчёты, опросники, разл-ые шкалы; Т-данные – получ-ые в усл-х объект-х тестовых процедур. Все ф-ры личности описаны лат-ми буквами: буква Q исп-ся только для тех ф-ров, кот. выд-ны на основе Q-данных. Все ф-ры имеют бытовые и спец-ые назв-ия; биполярные назв-ия. Описание каждого ф-ра состоит из след-х разделов: букв-ый индекс ф-ра, спец-ое и бытовое назв-ие, список наиболее знач-х хар-к в L-данных, интерпретация ф-ра. Сам термин «фактор» появ-ся в рез-те внедрения в псих-ие исслед-ия мат-ко-стат-х процедур переработки эмпирически получ-й инф-ции. Ф-ры в теории черт личности нальзя интерпр-ть как первичные черты, т.е. поверхностные черты, под-ся нопоср-му набл-ию. Ф-р – это перем-ая или параметр, опред-ый ч\з те явления, кот. им сильно насыщены. Смысл факт-го ан-за закл-ся в отыскании общего ист-ка набл-х у личности качеств. Перем-ая (ф-р) и черта явл-ся разл-ми псих-ми реальн-ми. Группы ф-ров: конституц-ые, ф-ры опред-ые средой, структ-ые ф-ры. Ф-ры 1 порядка: А – шизотимия – циклотимия, В – низкий – высокий инт-кт, С – эго-слабость – эго-сила, D – флегм-ый темп-нт – возб-сть, Е – конформность – домин-сть, F – десургенсия – сургенсия, G – слабость – сила сверх Я, Н – тректия – пармия, I – харрия – премсия, L – алаксия – протенсия, М – праксерния – аутия, N – безыскуст-сть – искуств-сть, О – гипертимия – гипотимия, Q1 – консерватизм – радикализм, Q2 – социабельность – самодостаточность, Q3 – импульсивность – контроль желаний, Q4 – низкая эго-напряжённость – фрустрированность. 16-факт-ая модификация модели стр-ры личности, разраб. Кеттелом, явл-ся теоретич-ой конструкцией для созд-го им же измерит-го ср-ва – опросника 16 пф. Тест обладает серьёзной конструктной вал-стью. Формы опр-ка: А и В (187? – для грам-х), Ц и Д (105? – для менее грам-х), Е и Ф (178? – для людей с низкой грам-стью). Над-сть рез-в повыш-ся при комбинации прим-х форм: в 1 день исп-ся одна форма теста, во 2 день – соотв-щая ей парал-ая форма. Сущ-т также спец-ые формы опр-ка для детей 8-12 лет. Наиболее достов-ые рез-та тест даёт в сит.доверит-го контакта, в сит.внешней экспертной оценки возм-ны мотивационные искажения.

60 Детский вариант опр-ка Кеттела.

Опр-к м\б предъявлен письменно, ответы занос-ся в спец-й бланк. На слух ч\з сис-му наушников, визуально с помощью видеопроектора. Один сеанс отнимает у исп-го не менее 50 минут. Ручная обработка предп-т исп-ие ключа для подсчёта сырых баллов. Превод сырых баллов в станд-ые происх-т ч\з применение стенов. Станд-ая шкала в стенах рассм-т среднее значение сырого балла как центр-ое значение (посередине м\у стенами 5 и 6) и добавл-т 1 стен на каждую половину станд-го отклон-ия сырого балла. После перевода сырых баллов в стены строится профиль по данному исп-му. Форма А – 187?, к каждому из кот-х даны 3 возм-х вар-в ответов. Оригинал дет-го вар0та опр-ка сипикью для ослед-ия детей то 8 до 12 лет состоит из 14 шкал. Две формы опр-ка (А и В) вкл-т по 140? Каждая, они счит-ся эквив-ми и м\прим-ся вместе и порознь. 12 шкал – А – замкнутость, недоверчивость – открытость, доброжел-сть, общит-сть, участл-сть. В – низкие формы сфор-сти интел-х ф-ций – выс-ая степень. С – неув-сть – ув-сть. Д – нетор-сть. Сдерж-сть, флегм-сть – нетерпел-сть, реакт-сть, возб-сть. Е – посл-сть, уступч-сть – домин-сть, независ-сть. Ф – благораз-сть, рассуд-сть, серьёзность – скл-сть к риску, бесп-сть, храбрость. Джи – недобросов-сть, безотв-сть – добросов-сть – исполн-сть. Аш – робость, заст-сть, чувств-сть к угрозе – соц-но-смелый, решит-сть. И- реалист, практик, полаг-ся на себя – чув-сть, нежность, зави-сть от др-х. О – безмят-сть – трев-сть. Ку3 – низкий самоконтроль – выс-ий самоконтроль. Ку4 – рассл-сть – напряг.

61 Миннесотский многофазный личностный опросник (MMPI) — метод, психодиагностического исследования индивидуальных особенностей и психических состояний личности, относящийся к категории личностных опросников. Разработан в конце 40-х гг. американскими учеными С.Хатеуэйем и Дж. Маккинли как метод клинического изучения синдромов патохарактерологического развития личности. Тест содержит 3 оценочных и 10 базисных шкал. К оценочным относятся шкала «лжи» (искренность ответов испытуемого), достоверности результатов, коррекции (неосознаваемый контроль поведения). Названия базисных шкал отражают первоначальную клиническую направленность метода: 1 — ипохондрия; 2 — депрессия; 3 — истерия; 4 — психопатия; 5 — мужественность — женственность; 6 — паранойяльность; 7 — психастения; 8 — шизоидность; 9 — гипомания; 10 — социальная интроверсия. Соотношение показателей каждой из шкал образует профиль личности, диагностическое значение которого, не сводящееся к интерпретации отдельно взятых шкал, определяется содержательным анализом комбинации показателей по различным шкалам, что требует от экспериментатора не только большого опыта, но и особого искусства интерпретирования профиля. В мировой практике помимо десяти базисных разработано еще более 200 дополнительных шкал, фиксирующих широкий круг индивидуально-психологических свойств личности. В отечественной психологической науке проведена адаптация и рестандартизация методики с учетом специфики социокультурных условий, возможностей ее распространения на контингент психически здоровых лиц, а также использования сокращенного варианта теста. В результате созданы Модифицированный метод исследования личности — ММИЛ (Ф. Б. Березин, М. П. Мирошников и др.), Стандартизированный метод исследования личности — СМИЛ (Л. Н. Собчик), Стандартизированный клинический личностный опросник — СКЛО (Ленинградский психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева) и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...