Обработка и интерпретация результатов. Стандартный вариант обработки заключается в подсчете первичных сырых оценок
Обработка и интерпретация результатов может проходить на трех уровнях: 1) подсчет и интерпретация баллов общего интеллекта, вербального и невербального интеллектов, 2) анализ профиля оценок выполнения субтестов испытуемыми на основе подсчета соответствующих коэффициентов, 3) качественная интерпретация индивидуального профиля с привлечением данных наблюдения за поведением испытуемого в ходе обследования и прочей диагностической информации. Стандартный вариант обработки заключается в подсчете первичных "сырых" оценок по каждому субтесту. Затем "сырые баллы" по соответствующим таблицам переводятся в стандартные и отображаются в виде профиля. Сырые оценки отдельно по вербальной и невербальной части суммируют и определяют по таблицам показатели общего, вербального и невербального IQ. Классификация IQ-показателей по Векслеру: · 130 баллов и выше – очень высокий IQ – у 2,2% населения · 120-129 баллов – высокий IQ – у 6,7% населения · 110-119 баллов – хорошая норма – у 16,1% · 90-109 баллов – средний IQ – у 50% населения · 80-89 баллов – плохая норма – у 16,1% · 70-79 баллов – пограничная зона – у 6,7% населения · 69 баллов и ниже – умственный дефект – у 2,2%
WISC Шкала интеллекта для детей (WISC) вышла в 1950 г. Вариант WISC-R издан в 1974 году. Шкала предназначена для тестирования детей в возрасте от 6,5 до 16,5 лет. В тест входят 12 субтестов, соответствующих субтестам теста WAIS, но дополненные более легкими однотипными заданиями. Кроме того, в шкалу действия включен дополнительный субтест "Лабиринты". Причем при проведении исследования субтест "Понимание" может быть заменен "Запоминанием цифр", а субтест "Лабиринт" субтестом "Кодирование". При диагностике субтесты вербальной и невербальной частей чередуются.
Показатели дополнительных тестов при подсчете IQ не учитываются. Субтест "Лабиринт" состоит из возрастающих по трудности лабиринтов. Испытуемый должен выполнить его за определенный промежуток времени (найти выход), подсчитываются ошибки и регистрируется время. РАВЕН. Относится к невербальным методикам на интеллект. ПМР, по мнению автора, предназначена для измерения способности мыслить, систематизировать планомерную и методическую деятельность интеллекта. Разработана в 1936 г. в Великобритании Равеном. Наиболее распространены 2 варианта прогрессивных матриц: 1) чёрно-белый вариант; предназначен для детей и подростков от 8 до 14 лети взрослых от 20 до 65 лет. 2) цветной вариант; проще чёрно-белого и предназначен для обследования детей от 5 до 11 лет и иногда старше 65 лет. Чёрно-белый вариант состоит из 60 заданий – 5 серий по 12 задач в каждой. Каждая матрица представляет собой коврик, с имеющимся окошком, внизу предлагается 6-8 элементов, один из которых необходимо вставить в матрицу. Подходит только один элемент. В первых сериях требуется только точность различения, а в последующих, более трудных, предполагается использование перестановок, изменение образца, аналогий и др. логических связей. Сложность увеличивается с каждой серией. В процессе решения составляющих тест заданий, проявляется 3 основных психических процесса: 1) внимание; 2) восприятие; 3) мышление. Во время решения заданий, внимание очень напряжено. Если внимание рассеяно, то возможны ошибки решения. 2. Инструкция к тестированию. При групповом тестировании, каждому испытуемому необходимо выдать 1 экземпляр тетради с заданиями и 1 бланк ответов. До начала тестирования, тест должен быть перевёрнут до тех пор, пока не прозвучит инструкция, чтобы испытуемый его не видел. «Вам будут предложены задания, которые предназначены для измерения способности мыслить, систематизировать планомерную и методическую деятельность интеллекта. Вам будут выданы матрицы, к каждой из которых вам надо будет найти подходящий элемент. На выполнение заданий даётся ограниченное количество времени. До 5 задания включительно, вы имеете право спросить правильность ответа. Не задерживайтесь долго над одним заданием. Старайтесь работать быстро и без ошибок».
До 5 задания включительно, испытуемые имеют право спросить правильность ответа. Первое задание решается совместно с экспериментатором. Время засекается после решения 5 задания. Время прохождения методики = 35 минут. 3. Характеристика ПМР по отдельным сериям. 1 серия: характеризуется по непрерывности и целостности структуры. 2 серия: характеризуется аналогия между парами фигур. 3 серия: характеризуются прогрессивные изменения в структурах. 4 серия: характеризуется перестановка структур. 5 серия: характеризуется разложение структур на составляющие части. 4. Оценка результатов. 1. очень хороший, весьма хороший инт-кт – 95% и выше. 2. Хороший, высокий интеллект – 75% и выше. 3. средний инт-кт – от 25 до 75%. 4. слабый, сниженный инт-кт – 25% и ниже. 5. очень слабый инт-кт или инт-ый деффект – 5% и ниже. Количественная обработка производится следующим образом: каждое правильное решения = 1 баллу, в сумме может быть 60 баллов. Подсчитывается общая сумма полученных баллов, общий процент правильных решений, число правильных решений в каждой из 5 серий. 5. Сфера применения ПМР. Требования к использованию. ПМР, благодаря простоте применения, валидности и надёжности результатов, возможности группового обследования, получил широкое распространение в медицинской психологии, в обследовании детей и взрослых, в психиатрии, а профотборе. Запрещено использование методики для развлечения, передача методики неподготовленным лицам, т. к. нарушаются этические нормы. 46 Тест структуры интеллекта Амтхауэра Этот тест предназначен для оценки уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года. В тесте 9 групп заданий, которые позволяют определить уровень развития различных составляющих интеллекта:
Субтест 1 - "Логический отбор" - исследование индуктивного мышления, чутья языка. Задача испытуемого - закончить предложение одним из приведенных в качестве ответа слов. Субтест 2 - "Определение черт" - исследование способности к абстрагированию, оперированию вербальными понятиями. В заданиях предлагается пять слов, из которых четыре имеют общую смысловую связь, а одно такой связи не имеет. В качестве ответа необходимо указать это слово. Субтест 3 - "Аналогия" - анализ комбинаторных способностей, то есть умения строить аналогии. В заданиях необходимо установить связь, аналогичную той, которая существует между парой предложенных слов. Субтест 4 - "Классификация" - оценка способности выносить суждения. В заданиях этого типа испытуемый должен обозначить два слова общим понятием. Субтест 5 - "Задания на счет" - оценка уровня развития практического мышления. Состоит из 20 арифметических задач. Субтест 6 - "Ряды чисел" - анализ индуктивного мышления, способности оперировать с числами. В заданиях необходимо установить закономерность числового ряда и продолжить его. Субтест 7 - "Выбор фигуры" - исследование пространственного воображения, комбинаторных способностей. Задания состоят из разделенных на части геометрических фигур. В качестве ответа необходимо указать фигуру, которая соответствует фигуре - заданию. Субтест 8 - "Задания с кубиками" - исследование того же, что и в субтесте 7, но при оперировании пространственными фигурами. Задания состоят из отдельных кубиков, имеющих различные пометки на гранях. Эти кубики - задания необходимо идентифицировать с кубиками - ответами. Субтест 9 - "Задание на способность сосредоточить внимание и сохранить в памяти усвоенное". В заданиях необходимо запомнить слова, соединенные в группы. После этого эти слова предлагаются в качестве заданий и необходимо вспомнить, в какую из групп они входят. После этого проводится обработка (в баллах по шкалам). Субтесты 1,2,3,4 и 9 позволяют оценить развитость гуманитарных способностей; субтесты 5,6,7 и 8 - естественно-научных; субтесты 7,8 - технических, а субтесты 5 и 6 - математических способностей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|