Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Достоверность как кач-во тестирования СП-бы борьбы с сознательными искажениями




Сознат-ые искажения испытуемые вносят в своих интересах. Защита ПД-ста от этого: 1. осведомление исп-го о тесте и процедуре тестир-ия. 2. собл-ие спец-м треб-ий этич-го кодекса пс-га. 3. тенденция исп-х давать о себе соц-но-одобр.инф-цию. Для устран-ия или хотя бы регистрации фен-на соц-й желат-сти, необходимо исп-ть шкалы лжи. Желат-но не сообщать исп.по чьей инициативе провод.тестир-ие (администр.школы, родит.и т.д.).4. ситутативная тактика исп-го – соотнесение исп-м Я-образа для себя и Я-образа для др-х. Искажение в рез-х возн-т тогда, когад исп-й созн-но предпосит-т тактику раскрвтия своего образа как бы под маской,тщат-но скрывая своё реальное Я. Для пров-ки достов-сти рез-в теста, пс-г м\провести этот же тест повторно ч\з некот-ое время, но с другой установкой: постар-сь, вып-я этот тест, произвести на др.впеч-ие, описать себя так, чтобы выглядеть благопр-но в глазах др. Здесь выс-ая кор-ция м\у тестом и ретестом м\свид-ть о серьёзном искажении. Приём репертуарной модификации опросника м\б видоизменён предлож-и исп-му вып-ть тест не только от своего имени, но и от имени опред-го репертуара ролей. 5. специфич-ий отказ исп-го от тестир-ия внутренне, но внешне это не проявл-ся, тогда он выб-т одну из след-х тактик: тактику позит-го стиля ответа (да, нет, нейтр-й ответ) либо тактику случ-го стиля ответа. Для устран-ия этих искажений, приним-ся ряд мер в самом опроснике: для исключения вл-ия соглашат-ва или отрицания, исп-ся прямые пункты (ответ: верно в пользу выявленного св-ва), обратные (ответ: неверно в пользу выявл-го св-ва). Если баланс утвердит-х и отриц-х ответов наруш-ся, то рез-ты призн-ся ненадёжными. Для исключения тестов со случ-ми ответами, в стим-й мат-л ввод-ся вопросы-дубли – синонимы, перефразы. Если исп-й по-разл-му отв-т на один и тот же вопрос, зн-т он прим-т случ.тактику и рез-ты призн-ся недостов-ми.

Надёжность тестовых измерений. Ошибка измерения. Надёжность-устойчивость.

Н – критерий кач-ва теста, отраж.точность псих-х измерений и уст-сть рез-в к действию постор-х и случ-х факторов. Точность изамер-ия опред-ся с помощью кор-х методов стат-ки, при этом обячно исп-ся ф-ли кор-ции Спирмена, Кэнделла и др. Коэф-нт корреляции Спирмена (коэф.над-сти):

Если коэф.над-сти отлич-ся от 1, то в измерения м\закр-ся ошибка, как обратный индикатор точности, поэтому, чтобы выяснить истинное значение тестового балла, примен-ся ф-ла:

Где - истинное значение тестового балла; коф-нт над-сти (указ-ся разраб-м теста); измер-ый балл i-го исп-го; средний балл.

Уст-сть рез-в измер-ия – для этого необходимо учит-ть: рез-т обычно подвержен вл-ию большого кол-ва трудноучит-х ф-ров (эмоц.сост.исп., утомление, волнение, страх). Любое измен-ие сит.обслед-ия усил-т вл-ие одних и ослабл-т влияние др. ф-ров на рез-т теста. Ошибки измер.возн-т под возд-вием 2 ист-ков: 1.лабильность самого измер-го св-ва. 2. нестаб-сть измерит-ой процедуры. Поэтому важн-м ср-вом повышения над-сти теста явл-ся станд-ция процедуры обслед-ия – регламентация процедуры, условий, обстановки работы исп-го, хар-ра инструкций, врем-х огранич., способов и особ-стей контактов с исп-ми, порядок предъявл-ия стим-го мат-ла, получ-ия «сырых баллов». В процессе док-ва над-сти теста, при его констр-ии, уст-сть и точность рассм-ся взаимосвязано. Поэтому в понятие над-сти теста принято выд-ть 3 гл-х аспекта, соотв-х 3 процедурам вычисления коэф.над-сти: 1. над-сть - уст-сть. Измер-ся ч\з повторное примен-ие теста на той же выб-ке станд-ции, второе назв-ие – ретестовая над-сть. Обычно врем-й разрыв м\у исслед-ми сост-т 2 недели. Недост-к теста-ретеста – при непрод-м врем-м разрыве у исп-го м\сформ-ся навык работы с ПД-ой методикой. Привод.к улучшению инд-х рез-в; м\б запомин-ие исп-м отд-х ответов; разл-ое состояние измер-го кач-ва – его измен-ие под возд-м жизн.сит., возр-х измен. 2. над-сть – эквивалентность – опред-ся ч\з опред-ие 2-х эквив-х форм теста к одной и той же выб-ке. Эквив-ые формы- это 2 теста с тожд-м псих-м сод-м, стим-ые части кот. олич-ся др. от др. по внешнему оформлению. Этот вид над-сти ещё наз-ся над-стью парал-х форм. Кол-во заданий в 2-х тестах д\б один-м и уравновеш-м по трудности, оба теста д\иметь прим-но равные ген-ые ср-ие и станд-ык отклон-ия, процесс прим-ия тестов и техника оценив-ия рез-в д\б унифицирована. Применение парал-х форм теста помогает избежать недост-в ретестовой над-сти, т.к. в парал-х формах исп-ся разл-ые, хоть эквивал-ые задачи. Получ-ие выс-го коэф.кор-ции м\свид-ть об эквивалентности их псих-го сод-ия, так и выс-й над-сти тестов в целом. 3. над-сть – соглас-сть. Опред-ся ч\з расщепление теста на 2 части и вычислением коэф.кор-ции м\у оценками, получ-х по каждой из 2-х частей. Иногда этот показ-ль наз-т над-стью частей теста. Чаще всего метод расщ-ия осущ-ся ч\з объед-ие в 1 половине всех чётных, а во 2 всех нечётных. Осн-ся эта процедура на том положении, что при норм-м рапред-и оценок по тесту, вып-ие любого, случ-го набора частей теста, также даст аналогичное, норм-ое рапред-ие оценок по тесту. Выс-ий коэф-нт кор.м\у частями теста, гов-т о его гомогенности – однородности, что явл-ся выраж-м над-сти теста, внутр-й соглас-сти тест-х задач, поэтому в процессе констр-ия теста, относит-но каждого вопроса, осущ-ся дискриминативный анализ – отброс негомогенных вопросов. Преим-ва над.-соглас-сти: отсут-вие необх-сти повт-го обслед-ия, экономия вр., снятие эф-та упражнения и др. Недост-к метода: невозм-сть устан-ть рез-ты теста ч\з время, что треб-т комбинир-ия над.-соглас.с др.над-ми.

Ретестовая надёжность.

Этот показатель определяется путём повторного обследования испытуемых с помощью одного итого же теста через некоторый промежуток времени. Он вычисляется по соответствию результатов первого и второго обследований или по сохранению ранговых мест испытуемых в выборке при ре тесте, т.е. выявляет характер корреляции между результатами двух проверок. Коэффициент надёжности соответствует коэффициенту корреляции между полученными результатами. На практике ретестовая надежность определяется следующим образом. Результаты первичного тестирования в порядке возрастания распределяют на шкале тестирования. Эти данные принимают за истинный показатель. Теоретически это место для каждого участника должно быть постоянным, т.е.

повторное тестирование должно дать такое же распределение мест на шкале, как и в первый раз. В этом случае тест считается абсолютно надежным. Полученные отклонения являются основой для расчета коэффициента надежности. Величина коэффициента надежности определяется величиной изменения оценок испытуемых на шкале в результате вторичного тестирования по сравнению с первичным. Следовательно, чем выше точность измерения первичного и вторичного тестирования, тем выше надежность теста как измерительного инструмента. Метод повторного тестирования обладает как достоинствами, так и недостатками. К числу достоинств относятся естественность и простота определения коэффициента надежности. Основным недостатком метода является неопределенность в выборе интервала между двумя тестированиями. Разные исследователи рекомендуют проводить повторное тестирование в интервале от двух недель до шести месяцев. Кроме того, при повторном тестировании зачастую очень сложно, порой и вовсе невозможно создать идентичные с первым обследованием условия. Это связано с тем, что при всех, казалось бы, равных условиях, повторное испытание всегда отличается от первого.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...