Методология дифференциальной психологии.
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Психогенетика и дифференциальная психология. Черткова Юлия Давидовна
Зачет: 1) Итоговая к/р 2) Практика 3) Собеседование
Для автомата: 1) Хорошо написанные текущие к/р 2) Итоговая работа написана хорошо (порог: 2/3 правильных ответов, относительно по группе); 3) Практическая работа вовремя Лекция 1. 12.02.2015 kpg2013@list.ru Пароль: Student 2013 Лит-ра: 1) Егорова М.С. - Психология индивидуальных различий. Планета детей, 1997 2) Малых, Егорова, Мешкова - Психогенетика, Питер,2008, Том 1 3) Купер - Индивидуальные различия, 2000 4) Психология индивидуальных различий. Тексты (Гиппенрейтер, Романова)
• Дифференциальная психология - область психологии, изучающая закономерности формирования индивидуальных различий. Психология индивидуальных различий = синоним. • Г.Олпорт - основоположник. Нужно иметь дело с особенностями, а не универсалиями.
• Области: психология индивидуальных различий, психогенетика, психология уникальности. • Будем рассматривать: - Групповые различия (гендерные, расовые, социоэкономические, разные семьи); - Структура психологических функций (когнитивные функции); - Психогенетический блок (природа индивидуальных различий - почему люди отличаются друг от друга?); - Интраиндивидуальная вариативность (изменение человека от настроения, от ситуации).
Предмет дифференциальной психологии: • Выделение существенных для психологического анализа характеристик и выяснение их структуры; • Определение диапазонов индивидуальных различий (например, рост 2 метра - вполне возможно, а вот 3 метра - есть ли такой диапазон?). Чем тоньше характеристика, тем больше диапазон (например, по общительности он шире, чем по интеллекту).
• Описание различий между группами людей и выяснение их источников; • Идеографический анализ индивидуальности (применение общих закономерностей для изучения конкретных людей).
Предмет психогенетики: Говорит, почему люди отличаются друг от друга. 2 фактора: наследственность и среда. => • Природа индивидуальных различий • Роль наследственности и среды в формировании индивидуальных различий Лежит на стыке психологии и биологии (генетики), но при этом - это психологическая дисциплина.
Психология: • Дифференциальная психология • Общая психология • Психология развития • Психофизиология
Сначала обе науки были слиты - Френсис Гальтон - основоположник. 2 точки зрения: - Либо дано, либо нет (наследственность); - Изначально - табула раса, а затем накладывается что-то новое.
Признаки делятся на: - Качественные - дискретная изменчивость; Пример: группа крови, резус-фактор. Здесь нет промежуточных значений, только четкое деление (нет группы крови 1,5). Сюда же - талантливость по Гальтону (есть/нет).
- Количественные - континуальная изменчивость. Пример: рост, интеллект.
Конкордантность. • Конкордантность - совпадение признаков у членов пары. • Антоним - дискордантность. • Выражается в %. Это оценка сходства! Пример: манная каша.
Для количественных признаков - коэффициент корреляции.
Выдающиеся люди: - У выдающихся людей чаще бывают выдающиеся родственники (у людей близких генетически больше и общая среда, поэтому мы и не можем говорить, что больше повлияло);
Штерн - 1911 - Дифференциальный подход. • Номотетический подход - поиск общих закономерностей. • Идиографический подход - поиск своеобразия.
Методика: номотетика - идеография - номотетика.
Лекция 2. 19.02.2015 История предмета (продолжение):
• Предполагается, что разные люди имеют разную ценность как "производители". • Государство должно стимулировать рождение людей с социальными генетически заложенными задатками. Родители: высококвалифицированные специалисты например.
=> Идеи Гальтона вывелись в направление ЕВГЕНИКА (существовала с 19 века до 45 года).
Евгеника - это наука, которая призвана разрабатывать меры социального контроля, которые могут исправить или улучшить расовые качества будущих поколений, как физические, так интеллектуальные. Наука о усовершенствовании человеческого рода.
Каким образом государство здесь может поспособствовать? • Позитивная евгеника - улучшение человеческого рода за счёт увеличения рождаемости среди образованных, богатых... стоящих людей; • Негативная - уменьшения рождаемости на противоположном полюсе. Криминальные и бедные. Запрет на рождаемость у тех, у кого есть генетические заболевания.
• Основоположником позитивной евгеники считается Гальтон! Несмотря на то, что он был религиозным человеком, он выступал против целибата (безбрачие у католиков).
Флоринский Василий Маркович "Усовершенствование и вырождение человеческого рода" 1866г. Сам по себе врач-гинеколог; Сформулировал следующее правило: патологическому признаку у одного из супругов должно противопоставляться нормальное у его партнера (здоровое). В этом случае ребенок будет или здоров, или тяжесть заболевания будет гораздо меньшая, чем в случае нарушения генов обоих родителей. Также выдвинул идею, что красивые и здоровые и отчасти нравственные дети - результат правильного сочетания родителей.
Вопрос: какие же заболевания и качества передаются по наследству? В какой мере те или иные психологические свойства имеют наследственную природу?
Английская евгенистическая программа 1925 г.: Предполагалось пресечь размножение безнадежно дефективных индивидов путем сергегации или стерилизации.
Люди, которые в последствии будут высокообразованными.. Долго учатся, долго вступают в брак, значит имеют меньше детей. Как государство должно стимулировать их жениться и рожать раньше? Экономическая поддержка здоровой супружеской пары (субсидии, жилище, прибавка к жалованию);
В это же время ограничение социальной поддержки для малоимущих слоев.
Евгеника в нацистской Германии: • Тиргартенштрассе 4 (Т4) - по месту, где был центральный офис компании 300-400 тысяч людей были убиты по эвтаназии - убийство как помилование (Aktion gnadentod); • Дети до 3 лет с пороками, которые сильно повлияют на их жизнь;
США. 24 год - ограничительный эмиграционный акт Джонсона: Поощрение иммиграции лиц нордической и англо-саксонской и запреты для восточной Европы и евреев. Что послужило поводом? Тесты. Если переселенцы показывают по ним низкие результаты, значит они менее развитые, и будут ухудшать генофонд. На самом деле: приезжие не знали языка. Тест не адаптированный для приезжих (например, вопрос про какой-то мультик, который сроду никто не видел). => Выборка была нерепрезентативная (рабочие, беженцы) и неадаптивные тесты- в чем суть ошибки США.
Северная Каролина. • Сейчас! Проводятся выплаты для тех, кто был принудительно стерилизован. • С 33 по 37 год было стерилизовано 7600 человек. • Там было самое жесткое в Америке законодательство по принудительной стерилизации умственно отсталых - граница в 70 баллов IQ.
В каком виде это существует сейчас: • Медицинская генетика как преемница негативной евгеники; • Генетический анализ плода во время беременности на предмет патологии (но не принудительно). Женщина сама принимает решение, когда ей говорят о вероятности болезни ребенка. • Медико-генетическое обследование родителей (вероятность зачатия больного).
МЕТОДОЛОГИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.
1. Анализ индивидуальных различий. Существует три подхода: • Построение типологий (исторически первый): выделяются типы, к которым человек должен быть отнесен • Выделение крайних групп. Количественные изменения с введением того или иного порога. Вопрос: имеют ли крайние группы качественную специфику? Иногда применяется в современной психологии как один из вариантов анализа, как предварительная опробация исследуемого явления.
Пример: Балл айкью - гений это качественное или количественное? • Анализ вариативности - рассмотрение всего континуума изменений. В настоящее время в дифф пси типологии не применяются!!!
Сферы, рассматриваемые в дифференциальной психологии: • abcd affect - чувства эмоции настроения; • behavior - жизненные показатели (карьера, семья); • cognition - интеллект; • drive - мотивация.
РАННИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1. Гиппократ (темперамент); современно - нейрогуморальная регуляция. Холерик флегматик меланхолик сангвиник. 2. Клавдий Гален - развил идеи Гиппократа. 3. Кант - описал эти типологии в своей работе, и она стала популярной потому, что Кант был популярный. 4. 1958 г. Айзенк. Экстраверсия/интроверсия; эмоциональная стабильность/нестабильность - так представили систему темперамента. С одной стороны появляются представления о непрерывности психологических характеристик, с другой стороны все еще выделяются типы. 5. Вундт. 6. Фрейд, Юнг.
Переход от типологии к анализу континуума значений. Теория черт - это единственная психологическая теория, основным предметом которой является изучение индивидуальных различий.
Психологические черты должны быть: • По ним должны наблюдаться индивидуальные различия; • Стабильная; • Распределена в популяции континуально; • Имеет в популяции нормальное или j распределение; • Черты имеют иерархическую структуру (более высокого и низкого порядка); • Связаны с биологическими и социальными характеристиками; • Генетически обусловлены.
Лекция 3. 26.02.15 • Геном -совокупность генов, входящих в гаплоидный (единичный) набор хромосом данного вида ИЛИ ДНК, содержащаяся в гаплоидном наборе хромосом определенного вида организма. • Геном = ген+хромосома у вида.
• Описывается кариотипом (совокупностью признаков хромосомного набора) и генами в 24 хромосомах. • У мужчин меньше генов!
• Существуют хромосомные аномалии, которые в большинстве своем летальны - происходит самопроизвольное прекращение беременности. Организм сам освобождается от генетически неполноценного потомства.
Пример: трисомии (3 пары вместо 2); моносомия (Х0 или У0). Дауны - интеллект 55 (при норме - 100) - 15% от всех умственно отсталых; они доживают до 30-40-50 лет.
• Выкидыш = Самопроизвольное прерывание беременности. • Если есть У хромосома - это в любом случае мужчина. • У мужчин ХУУ - снижены когнитивные способности, у них страдает отдаленное осознание поступков; они импульсивны => большая склонность к асоциальным поступкам (а не найден ген преступности).
Пример: нашли вора, доедавшего курицу после кражи.
• Геном - характеристика вида. Это совокупность всех генов человека. Чтобы описать геном, нужно описать все 24 пары хромосомы. Геном НЕ равен генотипу. Геном совпадает у видов (потому мы ближе с мышами, чем с мамой). • Локус - участок хромосомы, в котором содержится определенная нуклеотидная последовательность. Возможны замены нуклеотидов, тогда (если они совместимы с жизнью) - ген существует в разных формах (аллелях). • Аллель - одно из возможных структурных состояний гена (например, у гена группы крови - 3 аллеля: А,В, i). • Полиморфизм - качественное различие по какому-либо признаку, не имеющему переходных форм. • Генофонд - совокупность генов данной популяции (генофонд - характеристика популяции). • Фенотип - совокупность всех признаков индивида, которая формируется при участии генотипа под влиянием среды. Неважно, где ген, а где среда. Фенотипический признак - любой признак индивида. Притом он внешний - не обязательно тот, что виден (цвет глаз), а например - любовь к шоколадному мороженому (спросили - мы ответили), туда же - ЧСС (померили).
У людей как у вида одинаковый геном, но разный генотип! Одинаковый генотип у двух разных людей - только у монозиготных близнецов (однояйцевые).
Вариативность. • Индивидуальные различия • Межиндивидуальные различия • Изменчивость • Межиндивидуальная изменчивость • Дисперсия (обозначение в генетике - V) • Варианса
Рональд Фишер: полигенное наследование. • Признак определяется многими генами, каждый из которых в отдельности оказывает лишь небольшое влияние, недостаточное для проявления признака в фенотипе. • Признаки (на которые влияют многие гены) - имеют континуальное распределение (то есть они количественные?). • При полигенном наследовании гены могут оказывать влияние на несколько признаков (один ген - влияние на несколько разных признаков); • Влияние гена зависит от системы, в которую он включен.
Признаки: помимо качественных и количественных признаков есть признаки с пороговым эффектом. Пример: температура 37,5 - сама по себе континуальна, но порог является критерием для постановки диагноза + диабет. • Норма реакции - наследственно закрепленные пределы модификационной (ненаследуемой) изменчивости у конкретного организма. Она индивидуальна! для организма. На людях ее не исследуют, потому что это невозможно (мы не можем узнать максимально низкий вес, потому что достигнув его - человек умрет; кроме того - максимальное число монозиготных близнецов - меньше 10, а надо много особей с одинаковыми генами, поставленные в разные условия).
Причины индивидуальных различий при полигенном наследовании: • Генетический полиморфизм: множественный аллелизм - один и тот же ген существует в разных структурных формах; • Взаимодействие генов; • Разнообразие средовых условий; • Взаимодействие генотипа и среды.
Компоненты фенотипической изменчивости: Фенотипическая вариативность (дисперсия) -равна сумме генотипической вариативности, средовой вариативности и ковариации генетических и средовых влияний: Vp(фенотипическая вариативность) = Vg(генетическая вариативность) + Ve(средовая вариативность) + 2covGE.
- Генотипическая вариативность - та часть фенотипической вариативности, которая обусловлена влиянием генетическим факторов. - Средовая вариативность - обусловлена влиянием средовых факторов. - GE - генотипсредовое взаимодействие. Пример: шизофрения, которая определяется совокупностью среды и наследственности. - СovGE - неравномерное распределение обладателей различных генотипов по средам.
1. Активная/реактивная/пассивная. • Активная генотипсредовая ковариация - ребенок хочет заниматься музыкой, сам записывается и при этом продолжает учиться хорошо. • Реактивная - мама заметила, что если не положить вовремя спать - то ребенок весь день будет капризный => учитывать это. Некий внешний человек реагирует каким-то образом. • Пассивная - ребенок наследует от родителей не только гены, но и среду. Пример: общительность имеет некий генетический компонент. Родитель - общительный, поэтому само собой среда будет оказывать положительное влияние на общительность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|