Возможные нарушения постулата близнецового метода о равенстве средовых условий.
1)? 2) Монозиготы могут быть похожи меньше, чем дизиготы.
Систематические факторы, влияющие на внутрипарные различия МЗ близнецов: 1. Неравенство условий в пренатальный период развития; 2. Распределение ролей в паре (комплементарность - дополнительность; лидерство в паре).
3) Есть некоторое генетическое влияние на среды, которое в свою очередь влияет на изучаемую психологическую характеристику.
Но это не приводит к отказу от близнецового метода! Почему: 1) Некоторое средовое сходство не обязательно определяет сходство по психологическим характеристикам.
Отличия близнецов от одиночнорожденных: - Пренатальные и перинатальные различия; - Близнецовые эффекты: позже формируется схема тела; близнецовая речь. => В старшей школе у близнецов наблюдается отставание только по родному языку.
Лекция 6. 19.03.15 Варианты близнецового метода. • Близнецовый метод нужен для того, чтобы определить относительную роль наследственности и среды в фенотипической изменчивости + количественная оценка: => разведение + оценка. • Фенотипическая изменчивость (дисперсия) - различные оттенки цвета волос в популяции (или выборке - если она репрезентативна). Дисперсия - математический показатель различий между людьми по какому-то признаку (межиндивидуальные различия). • НО вот разновидности далеко НЕ ВСЕ имеют те же функции!
Метод разлученных близнецов. Испытуемые: чаще всего используются МЗ близнецы, но могут быть МЗ и ДЗ.
Этапы исследования: 1) Формирование выборки разлученных близнецов (разлученных вскоре после рождения); 2) Оценка внутрипарного сходства близнецов по изучаемому признаку.
Пример: индийские фильмы; Зита и Гита. Максимальное количество найденной выборки: под 400 пар! Кейсовый анализ: находят несколько пар, в затем ищут их сходства и различия.
• Мы уравниваем показатели наследуемости и говорим, что внутрипарное сходство разлученных близнецов является прямым показателем наследуемости. h(в квадрате) = rмз
• Если близнецы разлучены вскоре после рождения, то у них НЕТ общей среды, поэтому различие обусловлено наследственностью (генетикой).
Ограничения метода: - позднее время разлучения; - нерепрезентивность выборки (то, что близнецы живут порознь и даже не знают друг о друге - редкая, и даже ненормальная ситуация). Чаще всего - это дети войны. - разновозрастная выборка (найти сложно - кого уж нашли); - социокультурные различия между парами (берут всех из разных культур).
Метод частичного (позднего) разлучения. Здесь нет трагичности, а все бытового плана.
Испытуемые: 1) только МЗ близнецы; 2) МЗ и ДЗ близнецы.
• Происходит оценка влияния интенсивности общения на степень внутрипарного сходства МЗ и ДЗ близнецов (жили вместе, а затем - разъехались). • Берется старший школьный возраст, когда жизненные пути будут расходиться. • Разновидность лонгитюда.
Этапы: • Обследование выборки близнецов, живущих вместе. • Повторное обследование той же выборки, через несколько лет. • Формирование 3 подвыборок по критерию интенсивности общения: живут вместе; часто видятся; редко видятся. • Оценка внутрипарного сходства близнецов в трех подвыборках. • Оценка влияния интенсивности общения на степень внутрипарного сходства.
Метод контрольного близнеца. Задача другая: Оценка эффективности каких-то определенных, частных средовых воздействий. Испытуемые: МЗ близнецы (!), потому что выборки должны быть уравнены.
Этапы исследования:
1) Выборка МЗ близнецов делится на две подвыборки, в каждую из которых входит по одному близнецу из пары. 2) На близнецов из одной подвыборки (экспериментальной) оказывается экспериментальное воздействие. 3) На близнецов из второй подвыборки (контрольной) - воздействие не оказывается. 4) Оцениваются различия между Э и К выборкой.
• Чаще всего используется для оценки эффективности медицинского воздействия. • Пример: нужно ли учить ходить целенаправленно? (психология развития) => время начала ходьбы различалось в 2 дня => это связано с общим созреванием. • Метод использовал Лурия.
Метод близнецовых семей. Задача: экспериментальная оценка материнского эффекта. Испытуемые: только дети МЗ близнецов. Этапы исследования: • Оценка внутрипарного сходства детей, чьи матери - МЗ близнецы. • Оценка внутрипарного сходства детей, чьи отцы - МЗ близнецы. • Оценка материнского эффекта.
Метод близнецовой пары. 1) Задача: определить специфику развития МЗ и ДЗ пар и оценить какие риски несет за собой близнецовость, с учетом зиготности.
Испытуемые: - МЗ близнецы; - ДЗ близнецы; - Одиночнорожденные близнецы.
Этапы: • Оценка уровня развития и динамики развития близнецов (ДЗ,МЗ, одиночнорожденных) • Определение специфики.
Выяснено, что например одиночнорожденные - более успешны в учебе, потом идут ДЗ близнецы, а МЗ - самые отстающие.
2) Задача: анализ эффектов индивидуальной (различающейся, которая рассматривается не напрямую, а по остаточному принципу) среды, приводящие к проблемам в развитии близнецов.
Испытуемые: только МЗ близнецы.
Исследование одиночных близнецов. • Сопоставление одиночнорожденных детей (они так жили), хотя родились от многоплодной беременности, но второй ребенок - умер при рождении или в первые дни жизни. • Было показано, что по вербальным способностям одиночные близнецы не отличаются от одиночнорожденных, а близнецы - сильно отличаются. Значит, влияние на вербальные способности оказывает не близнецовость сама по себе, а особенность близнецовой ситуации. 6. Лонгитюдное исследование близнецов.
Лекция. 26.03.15 Метод приемных детей.
• Позволяет получить прямые оценки наследуемости и общей среды.
Мотивы усыновления: направленность на ребенка (просто ценность детей и жалость к ним); направленность на себя (заполнение пустоты в доме - способ решить свои проблемы); экзистенциальные вопросы. Проблемы усыновления: проявление наследственных заболеваний; юридические сложности; трудно скрыть факт усыновления; плохая наследственность/криминальные наклонности; поиски ребенком биологических родителей; психологические проблемы.
Между усыновителем и усыновленным разница в возрасте должна быть не меньше 16 лет!
1) Сопоставление родителей и детей. Испытуемые: - дети, - их биологические родители; - родители, усыновившие детей. • Биологические родители - генетически - родитель, но НЕТ общей среды.
Биологические сиблинги. - дети; - их биологические сиблинги; - сводные сиблинги.
• Биологические сиблинги - родились от одних родителей, но были разлучены. • Сводные сиблинги - не имеют общих генов. Это могут быть: приемный и от брака; дети в браке от других браков. • Виртуальные близнецы - сводные сиблинги, с малым интервалом между рождением (3-4 мес.). Получается нечто похожее на близнецовую ситуацию.
Этапы: - Оценка некого признака у всех трех подгрупп. - Оценка сходства детей с биологическими родственниками. - Оценка сходства детей с родителями-усыновителями и сводными сиблингами. - Сравнение степени сходства в двух группах: дети - биологические родственники; дети - усыновители (или сводные сиблинги).
rпр и бр = 0,2 rпр и ру = 0,3
h2, c2, e2 - вычислить.
h(в квадрате) = коэффициент корреляции в квадрате (двойной коэффициент корреляции между родственником и ребенком).
Недостатки метода: 1) К сходству детей их биологических родственников могут приводить негенетические причины (при этом показатель наследуемости h2 увеличивается).
Почему: - нерепрезентативность выборки; - пренатальные влияния; - позднее усыновление (феномен госпитализма);
- селективное усыновление (неслучайный подбор семей-усыновителей); - различие в возрасте (при сравнении родителей и детей). Роберт Пломин - Колорадское исследование приемных детей, попытка решить проблемы - лонгитюд. • Нашли выборку нормальных людей (не наркоманов, не алкоголиков), отдавших детей. В основном это были студентки-католички. • Матери проводили с ребенком как минимум 4 дня (чтобы избежать феномена госпитализма), но больше с детьми не встречались никогда. • Пренатальное сопровождение - негативное влияние было уменьшено, потому что сразу обращались в спец центры. • Заранее подготавливали документы, чтобы сразу попасть в приемную семью, как можно быстрее. • Не разрешали отказываться от ребенка, каким бы он ни получился. • Использовали взрослый тест Векслера (с 16 лет) => уравнивание. 2) Уменьшение показателя общесредовых влияний (с2). • Дети знают, что они приемные, и это может усиливать дивергнецию (стремление детей отличаться от усыновителей и сводных сиблингов). • Родители относятся к приемным детям не так, как к собственным! (Более критично - простая драка - не обыденное явление, а проявление патологии).
Этого избежать невозможно в полной мере, но была контрольная группа обычных семей.
3) Отсутствие генотип-средовой ковариации (пассивная; активная; реактивная) у приемных детей в первые годы жизни. Нет пассивной, потому что нет общих генов с усыновителями.
Эмоциональность, дисперсия проявлений у приемных детей - больше.
!!!В следующий раз - контрольная: основные понятия и методы психогенетики. Методика будет выдана и связана с трансляцией в семье. Крайний срок сдачи - 30 апреля!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|