Сильные стороны семей с одним родителем.
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 • Четкость, непротиворечивость требований к детям; • Одинокие родители способны сочетать стили материнского и отцовского поведения и часто мобилизириуются (принятие отвественности за детей); • Отсутствие конфликтов на бытовой почве.
Слабые стороны: • Не знают, как выходить из конфликта, так как нет примера; • Низкий социоэкономический статус; • В полных семьях есть иерархия детско-родительских позиций, что помогает ребенку сформировать свои личные границы; • Дети в полных семьях видят ролевое разделение на мужскую и женскую роль, а у неполных - этого нет, что мешает воспроизводить ролевое поведение. • У матерей, самостоятельно воспитывающих ребенка, не реализуется потребность во взаимности, а у ребенка - отсутствует ресурс для такой поддержки (ребенок не может утешить, это будет по-детски). • Отсутсвие эмоционального контакта с мужем ведет к установлению неправильного контакта матери с ребенком.
Роль отца в отличие от матери: Фрейд: отец - центральная фигура в процесса самоидентификации ребенка. По Фромму: отцовская любовь - особая, ее еще нужно заслужить. Отец дистанцируется от воспитание и осуществляет руководящую функцию, а потому даже маленькая похвала от него воспринимается очень ярко.
Модели отцовства: • Традиционная: отец - глава семьи, кормилец и высшая инстанция. • Современная модель: отец тоже принимает участие в воспитании и общается активно с ребенком. Маргарет Мид описывала межкультурные различия в роли у мужчин и женщин, отличные от наших. Например, в одном племени женщины "работают", а мужчины - занимаются искусством.
Влияние отца на личностные особенности:
• Делинквентность поведение отца (наркомания, алкоголизм) приводят к таким же появлением у подростков (мальчики более чувствительны). • Игры с отцом способствуют развитию моторики ребенка (а с матерью - дают чувство безопасности и тепла). • Взаимодействие отца с ребенком отличается от взаимодействия с матерью.
Лекция. Мая. Интеллект -наиболее общий показатель умственной деятельности, включающий логическое и абстрактное мышление, способность разрешать проблемные ситуации, а также планирование, понимание сложных идей, способность быстро обучаться (и в академической сфере, и при накоплении практического опыта). • Это официальное определение из манифеста, не надо здесь говорить, что у разных авторов - разное представления о нем, потому как его подписали 50 ведущих специалистов в когнитивной сфере. • Интеллект здесь рассматривается не только как актуальный уровень, но и как некоторая потенция (способность обучаться). Общий интеллект (фактор G) - результат факторного анализа. Структура показателей интеллекта имеет иерархическое строение. Общий и нтеллект: флюидный и кристаллизованный (подвиды по Кеттеллу). Уровни: 1. Общий интеллект. 2. Когнитивные способности (частная когнитивная характеристика). • Например, математические способности (высокие показатели по математике, легче усваивает, интересуется). На бытовом уровне можно сказать: "У моего ребенка НЕТ математических способностей". Способность понимается НЕ по Теплову - как формирующиеся в деятельности. • В науке говорят, что у человека есть когнитивная способность, если ее уровень количественно отличается у разных людей. 3. Данные отдельных субтестов.
• Общий интеллект - один из самых надежных из всех используемых в психологии сегодня. После 6 лет - устойчив, у взрослого человека тест-ретест составляет 0,96 (очень высоко).
• Имеет наиболее высокую предсказательную валидность (наряду с показателями СЭС). Пример: - люди с высоким интеллектом имеют большую продолжительность жизни (значимые корреляции), потому что они более ответственны к жизни и здоровью. - люди с высоким интеллектом реже умирают от насильственной смерти (потому что меньше вступают в конфликт).
Абсолютное значение показателей интеллекта меняется под влиянием условия развития. IQ во взрослом возрасте - это среднее по популяции, а не умственный ХВ. В реальности интеллект НЕ снижается с возрастом, потому как он соответствует среднему для его возраста (ведь все достигают какого-то уровня, развились и т.д.). В пожилом возрасте происходит инволюция, естественно обусловленная, но поскольку решать задачи стало сложнее
Неблагоприятные средовые условия приводят к снижению уровня интеллекта. • Отсутствие полноценного питания; • Загрязнения окружающей среды; • Риск инфекции и хронических заболеваний.
Повышение уровня интеллекта под влиянием социальных условий: • Под влиянием школьного обучения; школьные задания - повышают интеллектуальный уровень. Дисперсия показателей выше у домашних детей (то позанимались, то нет), а среднее - у тех, кто в садике (из-за систематичности обучения). • При изменении социальной политики (доступность образования повышается); • При усыновлении.
Эффект Флинна. Примерно каждые 10 лет тесты реформируются (нормы ужесточаются), потому как люди начинают лучше решать. Вариативность интеллекта зависит не только от средовых факторов, но и от генотипических влияний! - Генетические влияния: 51% - Общая среда: 11-35% - Индивидуальная среда: 14-38% С возрастом увеличивается влияние индивидуальной среды, а общей - уменьшается.
Противоречие в психологических и психогенетических исследованиях НЕТ, просто мы говорим о разном! • Наследуемость относится к вариативности и мы говорим, что с возрастом генетические влияния становятся все более значимыми.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|