Семьи со взрослыми детьми.
1) старше 18 - в одной семье; Старшее 22 - в другой. Количество детей не ограничивается. Нужны данные матери и отца в одной семье; другая - мб неполная. Родители должны быть родные! Нельзя обследовать родственников и психологов!!! • Нужен обязательно контактный телефон хотя бы 1 из члена семьи. • Должно быть все заполнено, если больше 4 вопросов пропущено - уже не засчитывается.
Лекция. 2.04.15 Семейный метод. 1. Генеалогическое исследование. Этот метод не сводится только к нему! В пси используется редко. 2. Сопоставление родственников разных поколений. 3. Сопоставление родителей и детей. 4. Сопоставление сиблингов.
1. Генеалогическое исследование: • Строится генеалогическое древо. Пример: исследование гемофилии. У женщины вероятность проявления рецессивного признака, сцепленного с полом - меньше, НО она есть! Женщина может заболеть гемофилией!
2. Сопоставление родственников: Почему запрещены кровные браки? Не потому, что больше мутаций, а потому, что повышается вероятность гомозиготности = болезни. Самое частое заболевание: Хорея Гендингинтона. Пик заболевания - 40 лет.
• Фенилкетонурия - накопление токсина, который повреждает мозг => умственная отсталость. Фениланин - аминокислота => содержится в белках (и в жвачке).
• У младенцев берут кровь из пяток на проверку наличия тех или иных генетических заболеваний.
Ограничения метода: • Смешиваются генетические и средовые влияния. • Разница в возрасте => разные социальные условия.
Определить генетические и средовые влияния на дисперсию некоторого показателя: веса. Метод приемных детей - сиблинги.
Коэффициент корреляции может считаться с 20 пар и больше.
Показатель наследуемости может меняться с возрастом! Потому что разная экспрессия генов и и потому что среда меняется с возрастом.
Лекция. 23.04.15 Интеллект и порядок рождения. Исследование Бельмонта и Мареллы. Наибольшим и наилучшим показателем интеллекта обладают первые дети (рожденные из двух) и единственные дети в семье.
Почему? 3 теории: 1. Теория смешения: люди с большим уровнем образования и интеллекта склонны иметь меньше детей. 2. Ресурсная модель: предполагается, что семья изначально обладает необходимыми ресурсами (как материальными: деньги на достаточную еду, технику, одежду) и психологическими (возможное время, которое может мама уделить ребенку). 3. Модель взаимовлияния (Зайонца и Маркуса). Вводится специальный индекс, показывающий интеллектуальное развитие, но это НЕ IQ. Предполагается, что к 20 годам человек обладает уже всеми необходимыми знаниями. Средний интеллектуальный уровень семьи: среднее арифметическое показателей его членов.
Интервал между рождением детей должен быть 2 года или больше, чтобы ситуация у второго была более благополучная. • Спустя несколько лет после рождения второго ребенка, старший ребенок принимает на себя роль обучающего, что способствует резкому увеличению его интеллектуального уровня. • Сразу после рождения второго ребенка интеллектуальный уровень в семье снижается, и поэтому второй ребенок сначала развивается медленнее, чем его старший сиблинг.
Критика модели (путем статистической проверки): Галбрайт выявил, что минимальный интервал рождения между детьми в двухдетной семье, требуемый для объяснения данных, должен равняться 16 годам, тогда как Зайонца писал, что интервал рождения был меньше 6 лет. • Если между детьми только 2 года разницы, то второму может существенно недоставать ресурсов.
• Для младшего возраста разница в 1 и 1,5 года - очень большая, но среда - НЕ индивидуализируется - они всё равно идут в один класс, и таким образом у кого-то есть несоответствие реальным требованиям возраста.
15 мая - ИТОГОВАЯ К.р. - тест, 30-35 вопросов; закрытые, но может быть несколько вариантов ответа вплоть до всех правильных.
Если показатель наследуемости получился БОЛЬШЕ 1, то за показатель мы берем оценку внутрипарного сходства. с2 - прочерк.
Лекция. 30.04.15 Критика концепции Зайонца. Использовали текст Векслера и матрицы Равена. 1. Есть положительная корреляция между интеллектом ребенка и присутствием в семье отца (полная семья). Если вынести за скобки социоэкономический показатель, то показатель уравнивается. 2. Между показателями IQ близнецов, у которых сиблинг-близнец умер (одиночный близнец) и обычным близнецом - разницы нет (но это НЕ подтвердилось в мета-анализе). 3. Интервал между рождениями влияет только в одной из подгрупп (белые дети до 7 лет). 4. Различие между.... НЕ было обнаружено??? 5. Наличие в семье других взрослых, кроме родителей, НЕ влияет напрямую на интеллектуальное развитие детей.
Норвежское популяционное исследование. Армейский экзамен. 1. Интеллект отрицательно связан с номером рождения и с размером семьи (старшие дети имеют больший интеллект). 2. Социоэкономический статус и интервал между рождением детей влияет, но НЕ опосредует различия по интеллекту + образование родителей. Если интервал от 10 лет и больше, то наличие сиблинга вообще никак не влияет на интеллект и развитие ребенка. Выводы: • Интеллект зависит от порядка рождения
Влияние порядка рождения на личностные и когнитивные особенности. • Исследование идет из психоанализа: Юнг. 4 типичные позиции: • первенец; • второй или средний ребенок; • младший ребенок; • единственный ребенок. Есть промежуточные: ребенок-привидение (рожденный, чтобы возместить боль утраты, в крайнем случае - дают даже такое же имя. Его как личности - не существует. Он должен стать образом умершего); девочка после нескольких мальчиков и наоборот. По Толману: Благополучные союзы: между старшим братом сестры и младшей сестрой;
Между старшей сестрой и младшим братом.
Неблагополучные: между старшим и старшей; младшем и младшей. Так как конкуренция по привычно занимаемым позициям. Но данные не подтвердились и в результате опроса: на деле все вступают в брак с людьми, того же порядка рождения.
Эволюционно-психологическая теория. Салловэй: Рожденный бунтовать. Функция младших - быть бунтарем.
Теория семейных ниш: • Сиблинги вынуждены находиться в конкуренции за ограниченные семейные ресурсы (любовь, внимание, принятие). • Наличие различий между людьми, а НЕ их сходство - является адаптивным. • Каждый ребенок занимает определенную семейную нишу. Но она может захватываться и другим ребенком. Например, старший ребенок заболел. Он раньше имел функцию заботиться обо всех, но так как он болен, меняются роли с младшим братом. Ниша может быть связана не только с порядком ребенка, но и с полом (кто при отце, кто при матери). • Первенцы считаются опорой семьи по своей позиции, они более консервативны. Вторые - более открыты новому опыту и доброжелательны.
В близнецовой паре обычно доминирует девушка-близнец.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|