Диагностические методики для определения уровня сформированности внимания детей дошкольного возраста с ЗПР.
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Диагностические методики для определения уровня сформированности внимания детей дошкольного возраста с ЗПР. 1. Методика Пьерона-Рузера для исследования внимания и темпа деятельности Цель: на исследование внимания и темпа деятельности. Материал: карандаш и лист с фигурками, в каждой из которых ребенок должен будет нарисовать определенный символ. Тест проводится с фиксацией времени, поэтому для него необходим секундомер или (что менее удобно) часы с секундной стрелкой. В верхней части листа показано, какой символ должен быть нарисован внутри каждой из фигур. Следующая укороченная строка - тренировочная. Далее идут тестовые строки. Инструкция: «Здесь нарисованы разные фигуры. В каждой из них надо поставить свой значок. Наверху показано, в какой фигуре, какой значок нужно рисовать (проверяющий указывает на верхнюю часть листа). Нарисуй нужные значки в фигурах внутри рамки (проверяющий указывает на тренировочную строку)». Если во время тренировки ребенок допускает ошибки, то проверяющий указывает на них и предлагает их исправить. После того как тренировочные фигуры заполнены, проверяющий говорит: «Теперь поставь нужные значки в остальных фигурах. Начинай с первой фигуры и иди дальше, не пропуская ни одной. Постарайся сделать это побыстрее». Когда ребенок приступает к заполнению тестовых фигур, проверяющий засекает время. Через минуту он отмечает в протоколе номер фигуры, заполняемой ребенком в данный момент. По истечении второй минуты выполнение задания прекращается. Основной показатель в этой методике — количество фигур, правильно маркированных за 2 минуты работы. Другой показатель, который необходимо учитывать при оценке выполнения этой методики, — количество ошибок, т. е. неправильно помеченных или пропущенных фигур. Дополнительную информацию дает изменение эффективности работы от первой минуты ко второй.
При отсутствии нарушений внимания неправильно маркированных и пропущенных фигур или совсем нет, или очень немного (не более двух - трех). Большое количество ошибок при низком темпе деятельности - показатель либо серьезных нарушений внимания, либо особо низкой мотивации. Оно нередко встречается при нарушении обучаемости и при умственной отсталости. Большое количество ошибок при высоком темпе деятельности - показатель установки на скорость работы в ущерб ее качеству. Такая установка типична для импульсивных детей с низким уровнем самоконтроля. Изобилие ошибок в сочетании со средним темпом деятельности - наиболее характерный признак плохой концентрации внимания, его неустойчивости, отвлекаемости. Обычно на второй минуте продуктивность несколько выше, чем на первой (на 10-20%) в связи с эффектом врабатывания. тренировки. Если рост продуктивности более высок, то это говорит о замедленном вхождении в деятельность. Если же, напротив, продуктивность на второй минуте ниже, чем на первой, то это показатель высокой утомляемости, частый признак астенического состояния. Оценка: Если ребенок просмотрел кол-во знаков в диапазоне от 12 до 24 (без ошибок, либо 2-3- ошибки), то это возрастная норма. Если менее 12 знаков и с 6 ошибками и более - очень низкий уровень концентрации и устойчивости внимания. Если от 12 до 24 знаков и сделал 5 и более ошибок - низкий уровень устойчивости внимания. Если менее 12 знаков, но без ошибок - низкая работоспособность, нарушение внимания, обусловленное психофизиологическими особенностями нервной системы, либо состоянием здоровья (медлительность, астеничность).
Необходимо делать осторожные выводы, если ребенок левша или переученный левша. Его невнимательность может не иметь никакого отношения к нарушению функции внимания.
2. «Запомни и расставь точки» Цель: исследовать у детей объем зрительного внимания. Оборудование: 8 квадратов с постепенно увеличивающимся числом точек (от 2 до 9), изображенных на каждом из них; 8 трафаретов для заполнения; простой карандаш, секундомер. Процедура и инструкция: Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы сверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу - квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек). Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках». Далее ребенку последовательно на протяжении 2 с. показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по отдельности и после каждого предъявления очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки данного размера в центре пустых клеточек. На воспроизведение карточки с 2-5 точками дается 10 секунд, 6-7 точками- 15 секунд, 8-9 точками -20 секунд. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке. Интерпретация результатов: Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которые ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено наибольшее количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом: - 3 балла - ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке более 6 точек, что свидетельствуют о большом объеме внимания. - 2 балла - 5-6 точек свидетельствуют о среднем объеме внимания. - 1 балл - 3-4 точки свидетельствуют о малом объеме внимания. - 0 баллов - менее 3 точек - о крайне низком объеме внимания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|