Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диагностические методики для определения уровня сформированности внимания детей дошкольного возраста с ЗПР.




Диагностические методики для определения уровня сформированности внимания детей дошкольного возраста с ЗПР.

1. Методика Пьерона-Рузера для исследования внимания и темпа деятельности

Цель: на исследование внимания и темпа деятельности.

Материал: карандаш и лист с фигурками, в каждой из которых ребенок должен будет нарисовать определенный символ. Тест проводится с фиксацией времени, поэтому для него необходим секундомер или (что менее удобно) часы с секундной стрелкой. В верхней части листа показано, какой символ должен быть нарисован внутри каждой из фигур. Следующая укороченная строка - тренировочная. Далее идут тестовые строки.

Инструкция: «Здесь нарисованы разные фигуры. В каждой из них надо поставить свой значок. Наверху показано, в какой фигуре, какой значок нужно рисовать (проверяющий указывает на верхнюю часть листа). Нарисуй нужные значки в фигурах внутри рамки (проверяющий указывает на тренировочную строку)». Если во время тренировки ребенок допускает ошибки, то проверяющий указывает на них и предлагает их исправить. После того как тренировочные фигуры заполнены, проверяющий говорит: «Теперь поставь нужные значки в остальных фигурах. Начинай с первой фигуры и иди дальше, не пропуская ни одной. Постарайся сделать это побыстрее». Когда ребенок приступает к заполнению тестовых фигур, проверяющий засекает время. Через минуту он отмечает в протоколе номер фигуры, заполняемой ребенком в данный момент. По истечении второй минуты выполнение задания прекращается.

Основной показатель в этой методике — количество фигур, правильно маркированных за 2 минуты работы. Другой показатель, который необходимо учитывать при оценке выполнения этой методики, — количество ошибок, т. е. неправильно помеченных или пропущенных фигур. Дополнительную информацию дает изменение эффективности работы от первой минуты ко второй.

При отсутствии нарушений внимания неправильно маркированных и пропущенных фигур или совсем нет, или очень немного (не более двух - трех). Большое количество ошибок при низком темпе деятельности - показатель либо серьезных нарушений внимания, либо особо низкой мотивации. Оно нередко встречается при нарушении обучаемости и при умственной отсталости.

Большое количество ошибок при высоком темпе деятельности - показатель установки на скорость работы в ущерб ее качеству. Такая установка типична для импульсивных детей с низким уровнем самоконтроля.

Изобилие ошибок в сочетании со средним темпом деятельности - наиболее характерный признак плохой концентрации внимания, его неустойчивости, отвлекаемости. Обычно на второй минуте продуктивность несколько выше, чем на первой (на 10-20%) в связи с эффектом врабатывания. тренировки. Если рост продуктивности более высок, то это говорит о замедленном вхождении в деятельность. Если же, напротив, продуктивность на второй минуте ниже, чем на первой, то это показатель высокой утомляемости, частый признак астенического состояния.

Оценка:

Если ребенок просмотрел кол-во знаков в диапазоне от 12 до 24 (без ошибок, либо 2-3- ошибки), то это возрастная норма.

Если менее 12 знаков и с 6 ошибками и более - очень низкий уровень концентрации и устойчивости внимания.

Если от 12 до 24 знаков и сделал 5 и более ошибок - низкий уровень устойчивости внимания.

Если менее 12 знаков, но без ошибок - низкая работоспособность, нарушение внимания, обусловленное психофизиологическими особенностями нервной системы, либо состоянием здоровья (медлительность, астеничность).

Нарастание количества ошибок - низкая устойчивость внимания.

Необходимо делать осторожные выводы, если ребенок левша или переученный левша. Его невнимательность может не иметь никакого отношения к нарушению функции внимания.


 

2.  «Запомни и расставь точки»

Цель: исследовать у детей объем зрительного внимания.

Оборудование: 8 квадратов с постепенно увеличивающимся числом точек (от 2 до 9), изображенных на каждом из них; 8 трафаретов для заполнения; простой карандаш, секундомер.

Процедура и инструкция: Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы сверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу - квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках». Далее ребенку последовательно на протяжении 2 с. показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по отдельности и после каждого предъявления очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки данного размера в центре пустых клеточек. На воспроизведение карточки с 2-5 точками дается 10 секунд, 6-7 точками- 15 секунд, 8-9 точками -20 секунд. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

Интерпретация результатов: Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которые ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено наибольшее количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:

- 3 балла - ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке более 6 точек, что свидетельствуют о большом объеме внимания.

- 2 балла - 5-6 точек свидетельствуют о среднем объеме внимания.

- 1 балл - 3-4 точки свидетельствуют о малом объеме внимания.

- 0 баллов - менее 3 точек - о крайне низком объеме внимания.

     
 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...