3. «Переплетенные линии». 4. Найди и вычеркни
3. «Переплетенные линии» Цель: исследовать у детей уровень развития устойчивости внимания Оборудование: Лист с переплетенными линиями, протокол для фиксации параметров, часы с секундной стрелкой. Процедура и инструкция: Ребенку предлагается бланк с переплетенными линиями. Начало каждой линии имеет цифру слева. А концы линий пронумерованы справа, номера начала и конца одной и той же линии не совпадают. Ребенку предлагается проследить по порядку все линии глазами, без помощи рук, и найти конец каждой линии. При этом вслух называть номер начала линии и ее конец. Дается инструкция: «Сейчас мы с тобой поиграем. Будь внимателен. На этом рисунке изображены линии, которые переплетены между собой. Необходимо проследить только глазами от начала до конца каждую линию: найти ее начало и конец. Приступай к работе» Интерпретация результатов: Необходимо фиксировать время, затраченное на весь тест, а также остановки, ошибки. На все задание отводится не более 4-х минут. Высокая устойчивость внимания - Равномерный темп выполнения, 8 сек на каждую линию, отсутствие ошибок (время - 1 мин. 20 сек и меньше). Средняя устойчивость - Без ошибок, время в пределах 1, 5-2 мин. (или 1-2 ошибки, но темп быстрее). Низкая устойчивость - 3 и более ошибок за то же время. Очень низкая - Большое число ошибок. Такой результат может говорить о состоянии временного утомления у ребенка в момент проведения теста или об общей слабости (астении) процессов внимания, связанной с другими причинами
4. Найди и вычеркни Цель: определение продуктивности и устойчивости внимания. Инструкция: Ребенку показывают рисунок. На нем в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего содержания: «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово " начинай", ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово " стоп". В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово " начинай". После этого ты продолжишь делать то же самое, т. е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово " конец". На этом выполнение задания завершится».
В этой методике ребенок работает 2, 5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай». Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например, звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик — горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды. Оценка: При обработке и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2, 5 мин, т. е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости: S = (0, 5N – 2, 8n) / t где S - показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка; N - количество изображений предметов на рис. 6 (7), просмотренных ребенком за время работы;
t - время работы; п - количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения. 10 баллов - продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая. 8-9 баллов - продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая. 4-7 баллов - продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя. 2-3 балла - продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая. 0-1 балл - продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая.
5. Методика Е. Е. Кравцовой «Да и нет». Цель: выявить уровень сформированности контекстного общения со взрослыми у детей 6 – 7 летнего возраста. Метод: эксперимент, беседа. Материал: два комплекта вопросов. Процедура проведения. Методика Е. Е. Кравцово построена на основе общеизвестной детской игры в фанты. Согласно инструкции, ребенок должен отвечать на вопросы экспериментатора с таким расчетом, что требуют употребления именно запрещенных слов. Предполагается, что дети, утратившие непосредственность поведения, смогут перейти от импульсивных ответов, на которые провоцировал прямой смысл задаваемых вопросов, к ответам, соответствующим правилам игры. В этом случае количество верных ответов становится прямым показателем произвольности в общении. Эксперимент состоит из трех серий. Проводится индивидуально, ответы протоколируются. Первая серия. Дети отвечают на вопросы взрослого, не используя слов «да», «нет». Экспериментатор объясняет ребенку правила игры, приводит примеры вопросов и ответов на них, задает пробные вопросы, а затем переходит к собственно игре. Всего ребенку задается 25 вопросов: 20 провоцирующих и 5 нейтральных. В этой серии экспериментатор никак не оценивает ответы детей и на их прямые вопросы «Правильно? » не отвечает. По окончании игры в этой серии ребенок должен повторить правила игры, а затем оценить свои ответы, то есть сказать, использовал он или нет запрещенные слова. Вторая серия. Взрослый задает детям аналогичные вопросы (но не те же, что в первой серии, а из второго набора). В отличие от первой серии, после каждого ответа дается оценка его верности – соответствия правилам игры. Если ребенок отвечает неверно, то экспериментатор забирает у него фант. Фантами могут служить, например, игрушки, разрезные картинки.
Третья серия. Детям предлагаются вопросы, аналогичные тем, которые задавались в предыдущих сериях. Однако, отвечать на эти вопросы дети должны только после «знака» экспериментатора. Взрослый подавал «знак» через десять секунд после каждого вопроса. Если дети пытаются отвечать на вопрос, не дожидаясь «знака», то экспериментатор останавливает их и обращает внимание на то, что «знака» еще не было и отвечать пока нельзя. Обработка данных. По результатам эксперимента для каждой возрастной группы вычисляют среднее количество верных ответов и среднее время работы, выделяют самые трудные и самые легкие вопросы, определяют количество детей в каждой группе, правильно оценившие свои ответы. На основании полученных данных выявляют уровень сформированности контекстного общения ребенка со взрослыми. Рассматривают результативность деятельности детей в эксперименте (количество верных ответов) во взаимосвязи с показателем уровня произвольности в общении со взрослым. Вопросы к методике «Да и нет не говорите» (первый комплект) 6. Ты любишь смотреть мультфильмы? 7. Ты видел когда-нибудь кошку? 8. Солнышко какого цвета? 9. Ты сейчас ешь конфету? 10. Днем есть на небе звезды? 11. Сейчас ночь? 12. Завтра ты пойдешь в школу? 13. В каком городе ты живешь? 14. Когда выходной, ты ходишь в детский сад? 15. Птички в норках живут? 16. Может ли кошка съесть мышку? 17. Рыбки живут в воде? 18. После зимы наступает осень? 19. Летом в пальто ходят? 20. Ты любишь рисовать? 21. На день рождения тебе подарили подарок? 22. Как зовут твоего друга? 23. Снег летом бывает? 24. Ты хочешь стать космонавтом (артисткой)? 25. Ты делаешь утром зарядку? 26. Игрушки живые? 27. Какого цвета халат у врача? 28. Ты сейчас спишь? Вопросы к методике «Да и нет не говорите» (второй комплект)
1. Сейчас идет дождь? 2. Ты красивый? 3. Ты умеешь разговаривать? 4. Какого цвета небо? 5. У тебя есть нос? 6. Ты любишь жевательную резинку? 7. Ты хотел бы уехать в Америку? 8. Купить тебе самолет? 9. Где живут лягушки? 10. Хочешь стать волшебником? 11. Пойдешь ко мне жить? 12. Любишь папу с мамой? 13. У тебя есть кот? 14. Тебе нравится в садике? 15. Сколько ножек у стола? 16. Хочешь стать летчиком? 17. Сейчас весна? 18. Зимой шуба греет? 19. Солнце светит всегда? 20. Когда снег бывает? 21. Белые медведи живут на севере? 22. У тебя есть бабушка? 23. Вода мокрая? 24. Тебя зовут Сережа? 25. Кем ты хочешь стать?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|