Диагностические методики для определения уровня сформированности памяти детей дошкольного возраста с ЗПР.
Диагностические методики для определения уровня сформированности памяти детей дошкольного возраста с ЗПР. 1. «Заучивание 10 слов» А. Р. Лурия. Цель: методика позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания, истощаемости больных нервно-психическими заболеваниями. Инструкция для детей. «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке». «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те, которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке». Далее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3-5 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз». После 5-6 кратного повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне еще раз». На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час испытуемый по просьбе исследователя воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками. Примеры набора слов: Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом. Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень. Число, хор, камень, гриб, кино, зонт, море, шмель, лампа, рысь. Интерпретация результатов На основе подсчета общего количества воспроизведенных слов после каждого предъявления может быть построен график: по горизонтали откладывается число повторений, по вертикали — число правильно воспроизведенных слов. По форме кривой можно делать выводы относительно особенностей запоминания. Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньшее количество, могут демонстрировать застревание на лишних словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит правильно до 9 или 10 слов.
Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, на выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый (взрослый или ребенок) сразу воспроизвел 8-9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается).
2. Методика Д. Векслера Цель: исследовать зрительную память у детей дошкольного возраста Ребенку предлагается 4 рисунка: На каждую из картинок ребенку разрешается посмотреть в течение 10 секунд. Затем он их должен воспроизвести на чистом листе бумаги. Результаты опыта: 1. Две перекрещенные линии и два флажка - 1 балл; правильно расположенные флажки - 1 балл; правильный угол пересечения линий - 1 балл; максимальная оценка этого задания - 3 балла. 2. Большой квадрат, разделенный на 4 части двумя линиями - 1 балл; четыре маленьких квадрата в большом - 1 балл; две пересекающиеся линии и 4 мелкие квадрата - 1 балл; четыре точки в квадратах - 1 балл; точность в пропорциях - 1 балл; максимальная оценка этого задания - 5 баллов. 3. Большой прямоугольник с маленьким в нем - 1 балл; все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами внешнего прямоугольника - 1 балл;
маленький прямоугольник точно размещен в большом - 1 балл. Максимальная оценка - 3 балла. 4. Открытый прямоугольник с правильным углом на каждом краю - 1 балл; центр и левая и правая стороны воспроизведены правильно - 1 балл; фигура правильная за исключением одного неправильно воспроизведенного угла - 1 балл. Максимальная оценка - 3 балла. Максимальный результат - 14 баллов. 10-14 баллов – хорошая зрительная память 6-9 баллов - средняя 0-5 баллов – низкая
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|