Стратегия управления финансирования оборотного капитала
Существуют некоторые общие рекомендации управлении дебиторской задолженностью: · Контроль за состоянием расчетов с покупателями; · С целью уменьшения риска неуплаты одним или несколькими крупными покупателями следует по возможности иметь широкий круг потребителей; · Следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности, так как значительное превышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости предприятия и привлечения дополнительно дорогостоящих источников финансирования; · Использовать способ предоставления скидок при долгосрочной оплате. Для улучшения финансового положения предприятия экономисты предлагают следующие пути: 1. Следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности. Значительное превышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости предприятия и делает необходимым привлечение дополнительных источников финансирования; 2. По возможности ориентироваться на увеличение количества заказчиков с целью уменьшения масштаба риска неуплаты, который значителен при наличии монопольного заказчика; 3. Контролировать состояние расчетов по просроченным задолженностям. В условиях инфляции всякая отсрочка платежа приводит к тому, что предприятие реально получает лишь часть стоимости выполненных работ. Поэтому необходимо расширить систему авансовых платежей; 4. Своевременно выявлять недопустимые виды дебиторской и кредиторской задолженности, к которым в первую очередь относятся: просроченная задолженность поставщикам и просроченная задолженность покупателей свыше 3-х месяцев, просроченная задолженность по оплате труда и по платежам в бюджет, внебюджетные фонды.
Эффективность использования оборотных средств заключается не только в ускорении их оборачиваемости, но и в снижении себестоимости продукции за счет экономии натурально-вещественных элементов оборотных средств (запасов) и издержек обращения. Поскольку обобщающими показателями эффективности работы промышленных предприятий служат величина прибыли и уровень общей рентабельности, следует определить влияние использования оборотных средств на эти показатели. Основными факторами, влияющими на величину и скорость оборота оборотных средств предприятия, являются: - масштаб деятельности предприятия (малый бизнес, средний, крупный); - характер бизнеса или деятельности, то есть отраслевая принадлежность предприятия (торговля, промышленность, строительство и так далее); - длительность производственного цикла (количество и продолжительность технологических операций по производству продукции, оказанию услуг, выполнению работ); - количество и разнообразие потребляемых видов ресурсов; - география потребителей продукции, поставщиков и смежников; - система расчетов за товары, работы, услуги; - платежеспособность клиентов; - качество банковского обслуживания; - темпы роста производства и реализации продукции; - доля добавленной стоимости в цене продукта; - учетная политика предприятия; - квалификация менеджеров; - инфляция. В условиях Российской Федерации переход к рынку сопровождается для многих предприятий попаданием в зону хозяйственной неопределенности и повышенного риска. Большинство предприятий впервые стало перед необходимостью объективной оценки финансового состояния, платежеспособности и надежности своих партнеров, постоянного контроля за качеством расчетно-финансовых операций и платежной дисциплины. В деятельности многих предприятий укоренилась порочная практика злоупотребления заемными средствами. Парадоксом стала ситуация, когда предприятие, которое считается безнадежным должником, в то же время имеет солидный валютный счет, осуществляет активные финансовые вложения в акции и другие ценные бумаги, в уставные капиталы других предприятий и банков. Используя механизм беспроцентной товарной ссуды, предприятия-партнеры получают продукцию без предоплаты, превращают ее в деньги и задействуют в качестве оборотных средств. Если на протяжении длительного времени стороны не проявляют стремления к взысканию (погашению) задолженности, то в их действиях можно усмотреть признаки сознательного умысла не расплачиваться. Так феномен массовых неплатежей обращается в аморальную выгоду некоторых хозяйствующих субъектов, совершающих ничтожные сделки.
В целях борьбы с неплатежами с 1 января 1995 года вступил в силу Указ Президента РФ «Об обеспечении правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)». Указом определен 3-х месячный срок со дня фактического получения товаров дебитором, в течение которого должны быть проведены все взаиморасчеты между производителем и потребителем. Если это требование не соблюдено и кредитор не предпринял решительных действий по взысканию задолженности, то дебитору предлагается добровольно в течение одного месяца произвести надлежащие выплаты в доход государства. По истечении месячного срока невостребованная сумма перечисляется со счета предприятия в федеральный бюджет в судебном порядке. Таким образом, дебиторский долг превращается в убыток кредитора. Заключение
Управление оборотными активами составляет наиболее обширную часть операций финансового менеджмента. Это связано: · с большим количеством элементов их внутреннего материально-вещественного и финансового состава, требующих индивидуализации управления; · высокой динамикой трансформации их видов; · высокой ролью в обеспечении платежеспособности, рентабельности · и других целевых результатов финансовой деятельности предприятия. Политика управления оборотными активами - это часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающейся в формировании необходимого объема и состава оборотных активов, рационализации и оптимизации структуры источников их финансирования, разрабатывающиеся по основным этапам:
1. Анализ оборотных активов предприятия в предшествующем периоде. 2. Определение принципиальных подходов к формированию оборотных средств предприятия. 3. Оптимизация объема оборотных активов. 4. Оптимизация соотношения постоянной и переменной частей оборотных активов. 5. Обеспечение необходимой ликвидности оборотных активов. 6. Обеспечение повышения рентабельности оборотных активов. 7. Обеспечение минимизации потерь оборотных активов в процессе их использования. 8. Формирование принципов финансирования отдельных видов оборотных активов. 9. Формирование оптимальной структуры источников финансирования оборотных активов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|