Методы и программы психопрофилактики неблагоприятных функциональных состояний.
Особый интерес представляет проблема управления функциональным состоянием работника. Проблема регуляции психического состояния работника возникла как реакция на участившиеся сбои в работе (из-за утомления, неправильного режима труда и т. п.). Л. Г. Дикая и Л. П. Примак выделяют следующие основные методы регуляции психических состояний: рефлексологический метод (воздействие на биологически активные рефлексогенные зоны и точки с помощью токов, иглоукалывания, лазерными технологиями); воздействие через музыку (цветомузыку). Одно время на крупных предприятиях была мода на комнаты психологической разгрузки (КПР), где активно использовались релаксационные занятия с успокаивающей музыкой; психофармакологические средства. Считается, что это один из старых способов. Он применяется для стимуляции работоспособности. К сожалению, обнаружилось множество проблем: не все люди одинаково переносят такие препараты; быстро вырабатывается зависимость от препаратов. Со временем также эффективность действия стимулирующих препаратов снижается; постгипнотическое внушение и метод моделирования особых суггестивных состояний человека (ОССП). Эти методы используются для мобилизации резервов человеческой психики (лишь в особых случаях). Основные недостатки метода: перевод оператора в состояние постгипнотического внушения реально прерывает его деятельность, нарушает ее целостность; кроме того, сроки такого воздействия достаточно непредсказуемы и сильно зависят от особенностей конкретных людей; релаксационные упражнения (изменения рабочих поз, упражнения на расслабления и т. п.). Способы коррекции неблагоприятных функциональных состояний субъекта труда.
Оптимизация ФС - она необходима т.к. неоптимальные ФС негативно влияют на уровень продуктивности деятельности, на качество продукции и др. 1.варьирование видов деятельности (чтобы не возникало монотонии). Возможно также обучить персонал коротким упражнениям (типа “мы писали – наши пальчики устали”). 2.изменение структуры трудовой деятельности – это косвенный путь влияния на человека. Пример: рассадить сотрудников по разным помещениям, создать таким образом индивидуальное пространство для работы. 3.Предложение чего-либо именно самому человеку. Сюда входят внешние и внутренние средства. К внешним относятся: -Оптимизация режима питания. Например: организовать столовую для сотрудников; составить нормальный график перерывов на обед. -Библиотерапия (Бехтерев) Пример: организовать библиотеку для сотрудников; рекомендовать им для прочтения интересные книги; проводить встречи после работы для обсуждения прочитанного. -Формакотерапия. сотрудникам предлагается пить витаминки.. Пример: если на предприятии есть столовая или повар, то можно разработать специальное меню, давать фрукты и соки, а в “трудные дни” (время сдачи проектов, отчетности и др.) – давать пищевые добавки. Внутренние средства – 2 вида: 1.Спонтанно сформированные 2.Специально изученные Примеры: Организовывать “перекуры” во время работы. Разрешать сотрудникам пить чай, кофе. Можно сделать из этого традицию, как в Англии. Иногда в офисах ставят телевизоры. Надо следить, чтобы работники иногда отвлекались, а не работали монотонно и без перерывов.
Индивидуальные особенности субъекта труда как основание для повышения эффективности программ психопрофилактики неблагоприятных состояний. Особый интерес представляет проблема управления функциональным состоянием работника. Проблема регуляции психического состояния работника возникла как реакция на участившиеся сбои в работе (из-за утомления, неправильного режима труда и т. п.). Л. Г. Дикая и Л. П. Примак выделяют следующие основные методы регуляции психических состояний:
рефлексологический метод (воздействие на биологически активные рефлексогенные зоны и точки с помощью токов, иглоукалывания, лазерными технологиями); воздействие через музыку (цветомузыку). Одно время на крупных предприятиях была мода на комнаты психологической разгрузки (КПР), где активно использовались релаксационные занятия с успокаивающей музыкой; психофармакологические средства. Считается, что это один из старых способов. Он применяется для стимуляции работоспособности. К сожалению, обнаружилось множество проблем: не все люди одинаково переносят такие препараты; быстро вырабатывается зависимость от препаратов. Со временем также эффективность действия стимулирующих препаратов снижается; постгипнотическое. релаксационные упражнения (изменения рабочих поз, упражнения на расслабления и т. п.). Способы коррекции неблагоприятных функциональных состояний субъекта труда. Оптимизация ФС. Понятно, что она необходима т.к. неоптимальные ФС негативно влияют на уровень продуктивности деятельности, на качество продукции и др. 1варьирование видов деятельности (чтобы не возникало монотонии). Возможно также обучить персонал коротким упражнениям (типа “мы писали – наши пальчики устали”). 2изменение структуры трудовой деятельности – это косвенный путь влияния на человека. Пример: рассадить сотрудников по разным помещениям, создать таким образом индивидуальное пространство для работы. 3Предложение чего-либо именно самому человеку. Сюда входят внешние и внутренние средства. К внешним относятся: -Оптимизация режима питания. Например: организовать столовую для сотрудников; составить нормальный график перерывов на обед. -Библиотерапия (Бехтерев) Пример: организовать библиотеку для сотрудников; рекомендовать им для прочтения интересные книги; проводить встречи после работы для обсуждения прочитанного. -Метод суггестивного воздействия. -Формакотерапия. сотрудникам предлагается пить витамины, в “трудные дни” (время сдачи проектов, отчетности и др.) – давать пищевые добавки.
Внутренние средства – 2 вида: Спонтанно сформированные Специально изученные Примеры: Организовывать “перекуры” во время работы. Разрешать сотрудникам пить чай, кофе. Можно сделать из этого традицию, как в Англии. Иногда в офисах ставят телевизоры. Надо следить, чтобы работники иногда отвлекались, а не работали монотонно и без перерывов Структурные компоненты трудовой деятельности. Триада «предмет - задача - результат (продукт)». Проф. Задача тянет за собой исследования о предмете. Пример: проф. Социономического типа – всё равно система задач не только люди, но и документы. Важно выявить структурные компоненты: система задач у какой задачи какой предмет и какой результат. Всегда и везде нужен анализ триады: из чего (предмет), что преобразовать, что изучить.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|