Проблемы психологического сопровождения персонала.
⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Когда нужно: 1. В случае, когда человек адаптируется при приходе в организацию, он находится в роли адаптанта: он должен приспособиться. 2. в случае нововведений в организации работник становится отчасти адептом: он вынужден осваивать эти нововведения, пополняя свои профессиональные знания и умения. Типичные проблемы в этой связи – программа обучения и дообучения. 1-Социальная адаптация – это адаптация к трудовому коллективу и организационной культуре учреждения, профессиональная адаптация – к особенностям проф. ситуаций, личностная адаптация – к своей новой проф. роли, её включению в систему личностных смыслов, потребностей и мотивов, определённые изменения системы ценностей и образа Я в связи с этим. Работа психолога в данной ситуации: диагностика специфических трудностей новых работников, построение индивидуализированных программ оптимизации процессов адаптации; за счёт этого происходит сокращение периода адаптации, более быстрое и субъективно более лёгкое становление человека интерналом (т.е. переход на следующую ступень проф. развития). В рамках адаптации человека к организации и психологического сопровождения нововведений используются методы профессионального обучения, главным образом, тренинги профессиональных умений. Это могут быть общепрофессиональные умения, важные для широкого круга профессий (например, навыки делового общения) или специальные (например, навыки продаж для работников торговли или обучение работе на новом оборудовании в технических специальностях). Бывают и специальные тренинги, направленные на первичную профессиональную адаптацию новичков. В современных организациях различные обучающие мероприятия организуют с целью:
- помощи новым работникам в их социальной и профессиональной адаптации; - устранения выявленных пробелов в профессиональной подготовке сотрудников, которые мешают качественной и продуктивной работе - обучения новым технологиям и средствам труда - помощи в освоении новой сложной должности в организации (если раньше её просто не было) Формы обучения: традиционные (лекции), активные (семинары, учебные ролевые и деловые игры, разбор реальных проф ситуаций (кейс-стади)), с использованием компьютерных средств. В случае, если работа связана с вредными и стрессирующими воздействиями, часто приходится говорить о психической дезадаптации работника. Это – кризисное состояние, которое может быть обусловлено самыми разными по природе воздействиями (от нарушения временных ритмов до особенностей информационного потока, с которым нужно работать, или одиночества по причине работы), но всегда ведёт к нарушению или разрушению деятельности, часто – к нервно-психическим расстройствам. В связи с этим есть ещё два важных понятия. Психическая переадаптация – это внутренняя работа личности, направленная на преодоления, восстановление нарушенного душевного равновесия, возникшего под влиянием экстремальной ситуации. У профессионалов, работающих в сложных технических системах, эти процессы сопровождаются специфическими нарушениями восприятия пространства-времени, особыми состояниями сознания (снижение нервно-психической устойчивости, нарастание внутриличностных конфликтов и т.д.). Психическая реадаптация – это процесс перестройки адаптационных механизмов, сложившихся в экстремальных профессиональных условиях, неадекватных в обычной жизни. Она необходима, когда человек возвращается в обычную, не связанную с экстремальными факторами жизнь. В качестве мер помощи профессионалу в восстановлении нормального психического состояния и профилактики острых (требующих длительного отдыха и лечения) форм дезадаптации рекомендуются активные виды досуга, переключающие личность на другие, спокойные формы предметной деятельности. Это могут быть: домашний труд, рыбалка, охота, спорт, музыка, занятие искусством, общение с друзьями и близкими и т.д. Но эти средства могут помочь не всем людям. В исследовании Даровской (на инкассаторах) было показано, что определяющую роль в развитии дезадаптации играют устойчивые свойства индивидуальности (такие как локус контроля или стили копинг-поведения). Лиц, обладающих определённого рода индивидуальными особенностями (например, высокая внутренняя конфликтность, внешний локус контроля, установка на сохранение здоровья), рекомендуется не использовать в опасных профессиях.
Ещё одна проблема, связанная с адаптацией к профессии, - изменение личности, которое может проявляться как профессионально-обусловленные акцентуации или даже как профессиональные деформации личности, актуальные для выполнения профессиональных обязанностей, но неадаптивные в остальных жизненных ситуациях. 36. Психологические основы подбора/отбора и аттестации кадров. Гуревич. Типы профессий:
К первому типу профессий нужен отбор, а ко второму - подбор. Функции оценки персонала: 1. достижение соответствия между особенностями профессионала, его характеристиками и функциями, которые он должен выполнять. 2. раскрытие потенциала сотрудников 3. формирование адекватных представлений сотрудников о своих достоинствах и недостатках 4. мотивирование персонала по улучшению качества работы Этапы проведения оценки: 1. формулировка целей оценки, исходя из организационных целей: отбор персонала реорганизация работа с кадровыми резервами аттестация сокращение
2. Определение критериев оценки: Профессиография Организационная диагностика Ориентация на анализ должностных инструкций и специальной литературы 3. проведение оценки 4. подведение итогов: портреты испытуемых рейтинг рекомендации Методы оценки: 1) Тесты: Объективные Личностные Профессиональные 2) Беседа 3) Ситуационно-поведенческое тестирование (моделирование реальной деятельности профессионалов): Ролевые и деловые игры Профессиональные задачи Наиболее емкий по времени метод. 4) Метод экспертной оценки сотрудников. Часто используется для оценки результатов деятельности. 5) Психофизиологические методы (полиграф) 6) Аппаратурные поведенческие методы (анализ скорости реакции, времени ответа)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|