Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Трудограмма и психограмма.




Трудограмма - описание труда в профессии.

1. Предназначение, "миссия" профессии, ее роль в обществе (производство материальных товаров или идей, оказание услуг в разных социальных сферах; сбор, хранение и передача информации и др.), направленность на человека.
2. Распространенность профессии (типичные для данной профессии учреждения).
3. Предмет труда в профессии - стороны окружающей действительности, на которые воздействует человек в ходе труда (материальные предметы, идеальные предметы - культура, информация, индивидуальное или общественное сознание людей, предметы натуральные в контексте природы и искусственные, созданные человеком.). Правильное видение предмета труда - первый важный шаг к профессионализму.
4. Профессиональные знания как совокупность сведений о сторонах труда в профессии.
5. Деятельности, действия, приемы, умения, способы работы, технологии, техники, применяемые в данной профессии для успешного достижения результата; степень их развернутости, обобщенности, автоматизированности.
6. Средства труда - стороны окружающей действительности (материальные и идеальные объекты), которые человек использует для воздействия на предмет труда при реализации своих целей, для получения нужного продукта труда. К средствам труда относятся реальные инструменты, приборы, компьютеры, оргтехника, а также знаковые средства и системы правил логического мышления, моральной и эстетической оценки и др. Предмет и средства труда могут меняться местами даже в рамках одной профессии.
7. Условия труда: режим труда и отдыха, возможности их варьирования; характеристика социального окружения; санитарно-гигиенические факторы труда; интенсивность, темп труда и продолжительность нагрузки; рабочее место, рабочий пост.
8. Организация и кооперация труда: формы индивидуальной, совместной, групповой деятельности, преобладающие в данной профессии; виды профессионального общения и позиции в нем, обмен средствами и продуктами труда между его участниками; нормы выполнения и сроки; субординация и иерархия подчинения, социальный статус и должности в рамках профессии.
9. Продукт труда (или его результат) - те качественные и количественные изменения, которые человек привносит в предмет труда; критерии оценки результата труда, степень заданности результата труда, его более или менее жесткая регламентация (от исполнительного труда к творчеству).
10. Возможные уровни профессионализма и квалификационные разряды в данной профессии, категории и их оплата.
11. Права представителя данной профессии: психологическая и социальная безопасность, наличие благоприятного микроклимата в профессиональной среде; социальные гарантии, размеры оплаты труда и отпуска, охрана труда; допустимость индивидуального стиля выполнения трудовой деятельности и индивидуального варьирования операции; возможность повышения квалификации, переподготовки на смежные профессии; формы служебного продвижения и поощрения профессионального роста.
12. Обязанности представителя данной профессии: владение профессиональной компетентностью, знание этических норм профессионального поведения (духовность в общении с коллегами); соблюдение профессиональной и служебной тайны в работе с людьми; умелое ведение документации; ограничения (чего не следует делать в профессии никогда). Должностные функциональные обязанности (что и как должен делать человек данной профессии в условиях конкретной должности в том или ином учреждении).
13. Позитивное влияние данной профессии на человека: возможность личностной самореализации, векторы и возможная динамика внутреннего роста; возможность развития индивидуальности и личности средствами этой профессии, принадлежность к определенной профессиональной общности, социальному кругу.
14. Негативные стороны профессии: зоны и типы трудностей и ошибок, возможные материальные и нравственные потери, наличие экстремальных и стрессовых ситуаций, резкая смена ситуаций или паузы, монотония, ограничения времени, дефицит информации или информационная перегрузка; возможность аварийных ситуаций, профессиональной деформации личности и другие психологические вредности; отсутствие профессионального роста; виды нареканий ("штрафов") за низкую эффективность, за нарушение этических норм.



Психограмма: Психологические качества, желательные для эффективного выполнения профессиональной деятельности, общения, для профессионального роста, преодоления экстремальных ситуаций в труде. Сюда относятся:
ХАРАКТЕРИСТИКИ МОТИВАЦИОННОЙ, ВОЛЕВОЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СПЕЦИАЛИСТА:
1. Мотивы, цели, задачи, потребности, интересы, отношения, ценностные ориентации человека, психологические позиции.
2. Профессиональные притязания, профессиональная самооценка, самоосознание себя как профессионала.
3. Эмоции, психические состояния, эмоциональный облик.
4. Удовлетворенность человека трудом, его процессом и результатом.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЕРАЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СПЕЦИАЛИСТА:
5. Психологические знания о труде, о профессии.
6. Психологические действия, способы, приемы, умения, техники, психотехнологии (в их влиянии на себя и на других людей).
7. Профессиональные способности, профессиональная обучаемость, открытость к профессиональному росту.
8. Профессиональное мышление, в том числе творческость, возможность обогатить опыт профессии.
9. Профессиональное саморазвитие, умение проектировать и реализовать планы своего профессионального роста.
10. Психологические противопоказания (то есть психические качества, абсолютно или относительно несовместимые с профессией), а также качества, отсутствие которых может быть компенсировано. Желательно определение противопоказаний в мотивационной и операциональной сфере.
11. Линии профессионального роста и линии распада профессиональной деятельности и личности специалиста, пути их реабилитации.

Профессиографирование: целевая направленность, методы, уровни анализа трудовой

Деятельности.

Профессиографирование – процесс изучения отдельной профессии.

Результатом психографирования (Штерн) - психограмма личности (описание человека труда в профессии):

А) полная — психологическое изучение состав­лялось по обширной программе — полной психографической схе ме

Б) частичная - программа обследования личности касалась лишь важных для об­суждаемой проблемы сторон.

I. срезовые составля­лись при разовом обследовании личности

II. продольные психограммы - при со­поставлении результатов психологического обследования лично­сти несколько раз во времени

Только продольные психограммы, считал Штерн, могли дать психологу сведения о тенденциях раз­вития личности, т.е. позволяли понять личность, устойчивые и случайные ее проявления.

Задачи психограмм:

1)основой для подбора психо­диагностических методик и прогнозирования с их помощью ус­пешности будущей профессиональной деятельности претенден­тов на конкретную вакансию

2)при исследовании профессиональной работоспособности, утомления, в целях диагностики степени снижения психических функций под влиянием проделанной работы следовало выявить ПВК как наиболее изменчивые, временно нарушаемые в данной профессии под влиянием утомления психические функции.

3)задача профессионального обучения и трениров­ки таких психических функций, ПВК, которые обеспечивают ус­пешную работу и могут стать предметом развития, упражнения

Типы профессиограмм (Иванников):

диагностическая ® выявление ПВК, психограмма

ориентировочно-диагностическая ® выявление причин аварий, проблем в деятельности, анализ типичных ошибок и сложностей

конструктивная ® повышение эффективности средств и условий труда, анализ приемов и способов деятельности, технологии

информационная ® для профориентации

Схема информационной профессиограммы:

1. специфика должности, организации, стаж человека

2. история профессии, распространенность

3. предметная область: человек-человек, ч-природа, ч-худ образ, ч-знак, ч-техника.

4. продукт деятельности

5. средства труда: орудия труда; внешние функциональные (лексика, мимика, голос); внутренние функциональные (схемы, эталоны, образцы)

6. задачи труда, профессиональные функции :нормативно заданные;реально выполняемые

7. трудовые действия

8. права, обязанности, ответственность

9. профессиональный риск

10. интересы, мотивация

11. возможности роста, карьеры, обучения

12. профессиональные сложности (для начинающих и мастеров)

13. типичные конфликты

14. типичные ошибки

15. личностные особенности (психограмма)

Способы фиксации (методы профессиографирования в вопросе 29)





©2015- 2017 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов.