Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация предпринимательских рисков

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: " Общая схема процесса управления риском"

 


Содержание

 

Введение

1. Общая схема управления риском

1.1 Этапы управления риском

1.2 Меры по устранению и минимизации риска

2. Виды рисков

2.1 Классификация предпринимательских рисков

2.2 Классификация банковских рисков

3. Управление банковскими рисками

4. Практическая часть

4.1 Задача 1

4.2 Задача 2

Заключение

Литература

 

 


Введение

 

Актуальность данной курсовой работы связана с нестабильным состоянием международных финансовых рынков, неполнотой исследований в данной области, открывающимися возможностями для использования методов оценки инвестиционных рисков в российской экономике.

Значимость управления риском заключается в возможности, во-первых, прогнозировать в определенной степени наступление рискового события, во-вторых, заблаговременно принимать необходимые меры к снижению размера возможных неблагоприятных последствий. Для того чтобы управлять риском, необходимо иметь его количественную оценку, т.е. уметь измерять вероятность наступления неблагоприятных событий и величину потерь сопутствующих им.

Российская экономика является переходной, сочетающей в себе черты открытой рыночной и административной систем. Процесс реформ оказался связан с крупнейшими макроэкономическими проблемами: инфляция, инвестиционный кризис, бюджетный дефицит, быстро растущий государственный долг, демонетизация экономики, высокие риски и нестабильность. Поэтому модели, используемые при оценке рисков, которые возникали на российском финансовом рынке, позволили банкам и предприятиям сглаживать негативные последствия таких экономических тенденций. Управление риском предполагает осуществление ряда процессов и действий, реализующих целенаправленное воздействие на риск. К ним можно отнести: определение целей рисковых вложений капитала, сбор и обработку данных по аспектам риска, определение вероятности наступления рисковых событий, выявление степени и величины риска, выбор приемов управления риском и способов его снижения.

 


Общая схема управления риском

Этапы управления риском

 

Известно, что управление как целенаправленное воздействие управляющей системы на управляемую обычно проявляется в виде множества взаимосвязанных между собой процессов подготовки, принятия и организации выполнения управленческих решений, составляющих технологию процесса управления.

Как система управления, управление риском также предполагает осуществление ряда процессов и действий, реализующих целенаправленное воздействие на риск. К ним можно отнести: определение целей рисковых вложений капитала, сбор и обработку данных по аспектам риска, определение вероятности наступления рисковых событий, выявление степени и величины риска, выбор приемов управления риском и способов его снижения.

 

Рис. 1 Общая схема процесса управления риском

 

Представленные на схеме этапы процесса управления риском можно подразделить на две составляющие (группы) – анализ риска и меры по устранению и минимизации риска.

Анализ риска включает сбор и обработку данных по аспектам риска, качественный и количественный анализ риска.

Меры по устранению и минимизации риска включают выбор и обоснование предельно допустимых уровней риска, выбор методов снижения риска, формирование вариантов рискового вложения капитала, оценку их оптимальности на основе сопоставления ожидаемой отдачи (прибыли и т.п.) и величины риска.

Сбор и обработка данных по аспектам риска – один из важнейших этапов процесса управление риском, поскольку процесс управления в первую очередь предполагает получение, переработку, передачу и практическое использование различного рода информации.

Полученная на этом этапе информация должна быть достоверной, качественно полноценной и своевременной. В зависимости от целей и характера рискового вложения капитала это может быть информация:

· о вероятности наступления рискового события;

· о финансовой устойчивости и платежеспособности партнеров, клиентов, конкурентов;

· о политической и экономической ситуации в стране партнера по внешнеэкономической деятельности;

· о состоянии рынка определенных товаров и услуг;

· об условиях страхования и др.

Источником такой информации могут быть данные об опыте подобных проектов в прошлом, мнения экспертов, различного рода аналитические обзоры, данные специализированных компаний.

Сбор и обработка информации является важным этапом процесса управления независимо от его конкретного содержания. Однако в процессе управления риском к полноте и качеству информации предъявляются особые требования. Это обусловлено тем, что отсутствие полной информации является одним из существенных факторов риска, и принятие решений в условиях неполной информации служит источником дополнительных финансовых и других потерь и, следовательно, уменьшения прибыли.

В этих условиях информационное обеспечение процесса управления риском служит не только в качестве источника данных для анализа риска, но и само по себе является важным средством снижения уровня риска.

Таким образом, в процессе сбора и обработки информации следует стремиться к получению и использованию наиболее полной и достоверной информации.

Следует также учитывать и фактор времени – получение полной и достоверной информации требует значительных затрат времени, а в большинстве случаев решение необходимо принимать в ограниченные сроки.

В процессе сбора и обработки информации по аспектам риска следует стремиться к достижению оптимальной соотносительности между полнотой и качеством информации, с одной стороны, и стоимостью ее получения – с другой. В ряде случаев экономически целесообразнее работать с неполной информацией, чем собирать практически полную, но крайне дорогую информацию, требующую к тому же недопустимых затрат времени.

Особо важную роль играет информация в процессе качественного и количественного анализа риска.

Качественный анализ предполагает: выявление источников и причин риска, этапов и работ, при выполнении которых возникает риск, т.е.: установление потенциальных зон риска; идентификацию всех возможных рисков; выявление практических выгод и возможных негативных последствий, которые могут наступить при реализации содержащего риск решения.

В процессе качественного анализа важно не только установить все виды рисков, которые угрожают проекту, но и по возможности выявить возможные потери ресурсов, сопровождающие наступление рисковых событий.

Результаты качественного анализа служат важной исходной информацией для осуществления количественного анализа.

Количественный анализ предполагает численное определение отдельных рисков и риска проекта (решения) в целом. На этом этапе определяются численные значения вероятности наступления рисковых событий и их последствий, осуществляется количественная оценка уровня риска, определяется также допустимый в данной конкретной обстановке уровень риска.

Количественная оценка вероятности наступления отдельных рисков и то, во что они могут обойтись, позволяет выделить наиболее вероятные по возникновению и весомые по величине потерь риски, которые будут являться объектом дальнейшего анализа для принятия решения о целесообразности реализации проекта.

В литературе по проблеме риска приводится много различных методов количественной оценки риска, наиболее распространенными из которых являются статистический метод и метод экспертных оценок.

Суть статистического метода заключается в том, что изучается статистика потерь и прибылей, имевших место на данном или аналогичном производстве, устанавливается величина и частотность получения того или иного экономического результата и составляется наиболее вероятный прогноз на будущее.

Статистический метод количественной оценки риска требует наличия значительного массива данных, которые не всегда имеются в распоряжении предпринимателя. Сбор и обработка данных могут весьма дорого обойтись. Поэтому часто при недостатке информации приходится прибегать к другим методам.

Суть экспертного метода заключается в получении количественных оценок риска на основании обработки мнений опытных предпринимателей или специалистов.

Применение этого метода особенно эффективно при решении сложных неформализуемых проблемных ситуаций, когда неполнота и недостоверность информации не позволяют использовать статистический или другие формализованные методы для количественной оценки риска.

К недостаткам этого метода относятся отсутствие гарантий достоверности полученных оценок, а также трудности в проведении опроса экспертов и обработке полученных данных.

Наиболее приемлемым вариантом для практики является комбинация из статистического и экспертного методов.

В результате проведения анализа риска получается картина возможных рисковых событий, вероятность их наступления и последствий. После сравнения полученных значений рисков с предельно допустимыми вырабатывается стратегия управления риском, и на этой основе – меры предотвращения и уменьшения риска.

 

1.2 Меры по устранению и минимизации риска

 

Меры по устранению и минимизации включают следующие этапы:

· оценку приемлемости полученного уровня риска;

· оценку возможности снижения риска или его увеличения (в случае, когда полученные значения риска значительно ниже допустимого, а увеличение степени риска обеспечит повышение ожидаемой отдачи);

· выбор методов снижения (увеличения) рисков;

· формирование вариантов снижения (увеличения) рисков;

· оценку целесообразности и выбор вариантов снижения (увеличения) рисков.

После выбора определенного набора мер по устранению и минимизации риска следует принять решение о степени достаточности выбранных мер. В случае достаточности – осуществляется реализация проекта (принятие оставшейся части риска), в противном случае целесообразно отказаться от реализации проекта (избежать риска).

Характер и содержание перечисленных выше этапов и работ, используемые методы их выполнения в значительной степени зависят от специфики предпринимательской деятельности и характера возможных рисков.

Сущность и содержание рассмотренных здесь этапов – методы количественной оценки экономического риска, методы принятия решений по выбору вариантов в условиях риска и неопределенности, методы и пути снижения рисков – будут рассмотрены в последующих разделах.


Виды рисков

Классификация предпринимательских рисков

Предпринимательский риск – это вероятное ухудшение бизнеса. Предпринимательская деятельность всегда предполагает, что есть шанс получения прибыли, но есть и риск оказаться в убытке.

В каждом виде бизнеса, в работе каждой фирмы есть набор таких важных параметров, которые характеризуют их способность достигать свои цели, развиваться, выживать в этом сложном мире. Это размер и стабильность прибыли, доля рынка, объем оборотов, надежность партнеров, безопасность и многое другое.

Все эти параметры можно измерить с той или иной степенью точности. Предпринимательский риск может быть определен как вероятное уменьшение количественных и ухудшение качественных показателей бизнеса. Это предпринимательские потери, которые позволяют измерить объективную составляющую предпринимательского риска.

Вместе с тем, одни и те же характеристики бизнеса в разных случаях могут иметь разную значимость для центральной фигуры – предпринимателя, бизнесмена. Именно он определяет, что значит для него каждое изменение, как это влияет на его интересы. Субъективная, личная оценка предпринимательских потерь бизнесменом – это предпринимательский ущерб или ущерб интересам предпринимателя.

Управление предпринимательскими рисками – это деятельность по устранению, уменьшению или локализации потерь от предпринимательских рисков.

Цель управления предпринимательскими рисками – достичь и поддерживать такое состояние защищенности бизнеса от рисков, которое соответствует целям данной предпринимательской деятельности.

Для достижения целей управления предпринимательской деятельности мы выбираем такие методы управления рисками, которые действительно активно воздействуют на внешние и внутренние факторы риска, активно защищают объекты риска и приводят к устранению, уменьшению или локализации предпринимательских рисков.

Внешние факторы риска – это такие явления, события, организации и люди, которые извне влияют на деятельность и являются причинами вероятных потерь.

Таких внешних факторов риска существует множество, они взаимосвязаны и взаимозависимы, их влияние на бизнес подчинено сложным законам.

Можно разделить внешние факторы риска на следующие группы:

1. Факторы конкуренции;

2. Факторы региональной экономической ситуации;

3. Факторы национальной экономической ситуации;

4. Факторы техногенных ситуаций;

5. Факторы природных катаклизмов;

6. Факторы социальной ситуации;

7. Факторы политической ситуации;

8. Факторы ситуации на финансовых рынках;

9. Факторы правовой ситуации в сфере бизнеса;

10. Факторы криминального свойства.

Внутренние факторы риска – это причины предпринимательских потерь внутри бизнеса. Внутренними причинами предпринимательских рисков часто являются несовершенство структуры фирмы, ошибки управления бизнесом, отсутствие у персонала мотивации на добросовестный труд, а часто даже саботаж, вредительство, воровство, предательство сотрудников.

Для успешного управления предпринимательскими рисками выделим следующие группы внутренних факторов риска:

1. Факторы операционно-технологические;

2. Факторы административно-управленческие;

3. Факторы инженерно-научные;

4. Факторы организационно-структурные;

5. Факторы криминального свойства;

6. Человеческие факторы.

Классификация рисков – это описание предпринимательских рисков бизнеса, сделанное на основе их систематизации по различным признакам.

Основная классификация предпринимательских рисков делается на основе и в результате построения карты рисков (графическое отображение предпринимательских рисков). Эта классификация позволяет систематизировать предпринимательские риски по факторам риска, объектам риска, видам и величине потерь, степени их вероятности.

Наряду с основной классификацией для достижения целей управления предпринимательскими рисками применяется их классификация по следующим признакам:

1. Чистые и спекулятивные риски;

2. Первичные и вторичные риски;

3. Односторонние и многосторонние риски;

4. Срочные и бессрочные риски;

5. Массовые и уникальные риски;

6. Предсказуемые и непредсказуемые риски;

7. Количественные и качественные риски;

8. Редкие и частые риски;

9. Малые, средние, высокие и катастрофические;

10. Риски разных фаз жизнедеятельности фирмы.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...