Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Управление банковскими рисками

Деятельность любого предприятия неразрывно связана с понятием «риск»: банк, в котором вы держите свои денежные средства, может обанкротиться, деловой партнер, с которым заключена сделка, – оказаться недобросовестным, а сотрудник, принятый на работу, – некомпетентным. Не стоит забывать и о стихийных бедствиях, компьютерных вирусах, экономических кризисах и других явлениях, способных нанести урон компании. Вместе с тем рисками можно управлять так же, как процессами производства или закупки материалов.

Для того чтобы компания могла принимать обоснованные решения в условиях неопределенности, она должна выработать политику по управлению рисками. Управление рисками следует регламентировать специальным внутренним документом – программой по управлению рисками.

Основная цель, которую преследуют компании при создании системы управления рисками, – это повышение эффективности работы, снижение потерь и максимизация дохода

При управлении кредитными рисками компания предварительно определяет приемлемый размер потерь, который она может себе позволить (лимит потерь). В том случае, если та или иная сделка характеризуется риском потерь, размер которых превышает установленный лимит, она отклоняется. Тем самым компания регулирует уровень риска по осуществляемым сделкам.

В качестве основного показателя рассматривается объем убытков на одного клиента. В мировой практике максимальный размер кредитного риска на одного клиента варьируется в пределах 15–25% от собственного капитала компании. Каждая организация выбирает для себя эту величину в зависимости от отношения к риску. Если у компании большое количество клиентов, то устанавливается граница стоимости сделки, ниже которой предприятие считает нецелесообразным управлять риском.

После определения максимально допустимого размера кредитного риска на одного клиента необходимо оценить вероятность неисполнения каждым конкретным покупателем (заемщиком) своих обязательств. Сделать это можно путем анализа внутренних факторов, влияющих на кредитоспособность клиента, таких как стабильность денежных потоков, величина собственного капитала, кредитная история, качество управления и т.д. Каждому из вышеперечисленных факторов риск-менеджер присваивает определенный вес (оценку значимости показателя в процентах) и балл (качественную оценку). По результатам кредитного анализа составляется сводная рейтинговая таблица, в которой каждому контрагенту присваивается риск-класс (рейтинг кредитоспособности).

Рассмотрим упрощенный пример рейтинговой таблицы, используемой в компании «Объединенная финансовая группа» (см. таблицу 2). В рейтинговой таблице представлена трехуровневая структура факторов, влияющих на кредитоспособность клиента.

Все факторы делятся на внутренние и внешние. Балл группы факторов определяется как сумма произведений оценок факторов и их веса. Так, балл качественных факторов определяется следующим образом: 8х0,25+4х0,15+1х0,5+3х0,2+5х0,15=4,2. При этом качественным факторам присваивается вес 55%.

Аналогично определяются балл и вес количественных, отраслевых и страновых факторов.

Итоговый балл является суммой оценок внешних и внутренних факторов.

Риск-класс устанавливается на основе рассчитанного итогового балла оценки клиента. Каждое предприятие разрабатывает свою шкалу, в которой итоговому баллу соответствует определенный риск-класс. В рассматриваемом случае для итогового балла от 10 до 12 единиц соответствует риск-класс 4, от 12 до 14 – риск-класс 5 и т.д.

Затем на основе каждого риск-класса определяется размер кредитных лимитов, который может варьироваться от максимально возможного до нуля.

Таким образом, определенному риск-классу соответствует определенный размер лимита. Чем выше риск-класс, тем ниже вероятность дефолта со стороны покупателя и тем больший кредитный лимит ему будет установлен.

 

Таблица 2

Клиент Баллы Вес, %
Внутренние факторы 5,1  
Качественные: Кредитная история на рынке 8 25
Доля на рынке 4 15
Наличие гарантий или обеспеченности 1 25
Поддержка акционеров 3 20
Качество управления 5 15
Итого 4,2 55
Количественные: Ликвидность 7 25
Достаточность собственного капитала 8 30
Рентабельность 4 20
Стабильность денежных потоков 5 25
Итого 6,2 45
Внешние факторы 6,76  
Отраслевые: Состояние конкурентной среды 8 60
Фаза делового цикла 9 40
Итого 9,4 60
Страновые: Кредитный рейтинг страны 5 30
Государственная поддержка 4 70
Итого 4,3 40
Итоговый балл 11,86  
Риск-класс 4  

 

Для эффективного управления кредитными рисками не достаточно установить кредитные лимиты для клиентов – необходимо осуществлять регулярный мониторинг клиентской кредитоспособности, периодически корректировать рейтинговые таблицы и пересматривать установленные лимиты. Делать это целесообразно раз в квартал либо при наступлении любого значительного события, которое прямо или косвенно может повлиять на кредитоспособность клиента.

 


Практическая часть

Задача 1

 

Исходные данные:

По данным условного предприятия рассчитать значения показателей по системе Бивера на начало и на конец периода и проанализировать полученные результаты. На начало 2007 года чистая прибыль предприятия составила 653 тыс. рублей, амортизация – 894 тыс. рублей. На конец 2007 года чистая прибыль предприятия составила 726 тыс. рублей, амортизация – 962 тыс. рублей.

Оценить вероятность наступления банкроства условного предприятия, используя пятифакторную Z-модель Альтмана и два различных варианта двухфакторной модели прогнозирования банкроства на конец отчетного периода. Сделать выводы. Пусть выручка предприятия в 200 (Х-1) году составляет 1500 тыс. рублей, в 200Х – 1800 рублей. Прибыль до налогообложения – 773 тыс. рублей и 900 тыс. рублей соответственно.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...