Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологические исследования типологий личности




ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Тема: «Личностные типы медицинских сестёр с разными семейно- брачными условиями»

 

 

Составитель: Главная мед сестра Романова Л.А.

Руководитель: преподаватель МосОМК, Стебакова Д.А.

 

 

Москва 2011 г.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЁР И СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ КАК ФАКТОРА, ВЛИЯЮЩЕГО НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛА

Психологические исследования типологий личности

1.2 Психологические исследования брачных и семейных отношений

1.2.1 Удовлетворенность браком как психологический феномен

Супружеская совместимость

Стадии развития семьи

Факторы успешности брака

Социально-психологические условия профессионального становления и развития медицинской сестры

Исследование характера влияния семейных условий на профессиональное развитие медицинской сестры

Психологические проблемы самореализации личности медицинской сестры в профессиональной деятельности

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ТИПОВ МЕДСЕСТРЫ С РАЗНЫМИ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫМИ УСЛОВИЯМИ

Основные этапы и методы исследования

Результаты исследования

ВЫВОДЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлена тем, что в психологии традиционно значительная часть исследований посвящена изучению семьи и семейных отношений. Смежные дисциплины (семейное право, социология и демография) также проявляют интерес к негативным явлениям в развитии института семьи, поэтому их достижения и результаты активно используются психологией для создания и совершенствования моделей современной семьи.

Интенсивно протекающие процессы преобразований в социальной, экономической, культурной сферах современной России, обусловленные идеями глобализации, демократии, технического прогресса и рыночной экономики определяют новое звучание проблемы благополучия человека и его ближайшего (семейного, профессионального, социального) окружения.

Настоящее время процесс взаимодействия института труда и занятости, с одной стороны, и семьи и брака, с другой, приобретает все более сложный характер, что на уровне семьи я зачастую приводит к появлению противоречия между возрастающими с каждой последующей вышестоящей должностью объемами времени и внимания, необходимых для успешного выполнения функциональных обязанностей в рамках профессиональной должности, и потребностями членов семьи работника в совместном общении, проведении досуга, выполнении семейно - бытовых обязанностей.

Еще более острый характер противоречий для женщин занятых работой, позволяет сформулировать основную проблему исследования: как семейные условия влияют на развитие личности.

Если учесть что проблеме влияния семьи не личность ребенка уделяется большое внимание, то проблема личностных особенностей у женщин с разными условиями семейной жизни практически не изучена.

Цель исследования: изучение влияния семейного фактора на личностные особенности медицинских сестер.

Объект исследования: медицинские сестры амбулатории МУЗ ЩМР «Участковая больница в селе Трубино» Щелковского района.

Предмет исследования: выраженность личностных черт у медсестер с разными условиями семейной жизни.

Гипотеза: существует взаимосвязь между личностными особенностями медсестер и условиями семейной жизни.

Задачи:

1. Проанализировать литературу по проблеме исследования;

.   Оценить степень удовлетворенности браком у медсестер, состоящих в браке;

.   Определить выраженность личностных черт у сотрудников медсестер с разными условиями семейной жизни;

.   Установить взаимосвязь между личностными особенностями медсестер и условиями семейной жизни.

Методы: наблюдение, тестирование, статистическая обработка данных.

Методики:

1. Тест на уровень удовлетворенности браком

.   16 - факторный опросник Кеттела (форма С)

3. Тест самоактуализации (САТ) Авторы: Кроз М.В. Гозман Л.Я.

Единицы наблюдения: 20 медсестер, в возрасте 28-35 лет- 5 состоят в браке и имеют детей и 10 - свободны.

Новизна исследования: заключается в рассмотрении проблемы взаимосвязи личностных особенностей и условий семейной жизни у медицинских сестер.

Практическая значимость проведенного исследования: полученные результаты могут быть использованы при консультировании по вопросам семьи, учитываться при профессиональном отборе.

 


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР И СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ КАК ФАКТОРА, ВЛИЯЮЩЕГО НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИПРОФЕССИОНАЛА

медицинский супружеский личность семья

Психологические исследования типологий личности

 

Любая психологическая теория личности базируется на априорных - часто даже не выделяемых ее авторами - постулатах, "символах веры" ее автора-психолога. Примеры теорий личности Г. Айзенка, Р. Кеттела, Г. Олпорта, К. Юнга и Майерс-Бриггс, Б. Скиннера, А. Маслоу, Дж. Келли, Э. Эриксона, Э. Кречмера, У. Шелли, К. Леонгарда, А. Личко описаны в этой главе.

В центре теории А. Маслоу лежит понятие самоактуализации - потребности личного совершенствования каждого человека. А. Маслоу характеризует самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать. Самоактуализация - это высший уровень в иерархии потребностей человека. На этом уровне человек добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности. Автор отмечал, что у самоактуализирующихся людей появляется потребность общения другого уровня - общения с собой. Особенно это становится понятным для координаторов, - найти себе собеседника, с которым можно обсудить свою задачу - это огромная редкость!

Самоактуализация - это совсем не выражаться через творческие усилия, направленные на создание произведений искусства. Родитель, спортсмен, студент, преподаватель или рабочий у станка - все они могут актуализировать свой потенциал, выполняя наилучшим образом то, что они делают. Специфические формы самоактуализации очень разнообразны. Мы рассматриваем эти две типологии совместно, так как они построены на сходных методологических принципах.

Для их построения на первом этапе была проведена обширная экспериментальная работа. Были разработаны специальные опросники, имеющие огромное количество вопросов. Затем был проведен массированный опрос, включивший в себя несколько десятков тысяч человек. После этого к ответам на опросники были применены математические методы анализа, которые позволили выявить группы "сходных" ответов. Затем были подобраны вопросы, которые соответствовали данной "черте личности".

Таким путем и Г. Айзенком, и Р. Кеттелом были сформированы соответствующие инструменты для определения типа личности. Сам тип личности понимался как "совокупность некоторых черт личности". А сами "черты личности" определялись из опросника, по результатам специально организованной математической обработки результатов опроса.

Таким образом, тип человека в данных типологиях возникал как следствие применения к конкретному человеку определенного инструмента - опросника и последующего математического анализа результатов. С целью экспериментальной и прогностической деятельности Р. Кеттел разработал понятийный аппарат, который направлен на разделение "черт личности" и черт, сформированных окружающей средой. Так, он выделяет два подтипа исходных черт типа - один обусловлен биологическими и физиологическими данными индивида, тогда как другой - обусловлен влиянием окружающей среды.

Суть теории личности Г. Айзенка заключается в предположении об иерархичности расположения элементов личности. Фактически, в этом исходном положении уже зафиксирована методика нахождения типа личности: поднимаясь "вверх", мы от "множества специфических реакций" приходим к "привычным реакциям", а затем, "укрупняя" рассмотрение - и к "чертам", а потом и "суперчертам" которые определяют тип личности.

Вначале Г. Айзенк выделил 2 суперчерты, названные им "интроверсия - экстраверсия и "нейротизм - стабильность". Впоследствии к ним он присоединил еще "психотизм - сила суперэго".

В качестве методики для классификации - типирования - Г. Айзенком разработан ряд опросников, в которых определяется САМОоценка человека.

Выведение из рассмотрения объективных критериев не позволяет описать деятельность человека. В определенном смысле теория Г. Айзенка, несмотря на ее широкое распространение, является шагом назад по сравнению с теорией Р. Кеттела.

К. Леонгард рассматривал акцентуированные черты личности как те, которые могу сравнительно легко перейти в патологию.

"Акцентуированные черты характера далеко не так многочисленны, как черты вариантные. Это те же самые черты, но они имеют наклонность перейти в патологию. На тех ступенях, которые еще остаются в пределах нормы, они составляют особенности человека лишь в той степени, в которой они накладывают индивидуальный отпечаток на его личность. Тем не менее у них есть существенная особенность - возможность их превращения в чрезмерные..."Таким образом, типология К. Леонгарда не является типологией здоровых людей, а являет собой вариант типологии "переходных к патологии" состояний психики.

Типология А. Личко описывает проявления психопатий - но ориентирована она на подростков. Согласно теории, у одного подростка может проявляться одновременно несколько разных типов психопатий.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...