Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологические проблемы самореализации личности медицинской сестры в профессиональной деятельности




Термин «самореализация» впервые был приведен в «Словаре по философии и психологии», изданном в 1902 году. В настоящее время этот термин отсутствует в отечественной справочной литературе, в то время как в зарубежной он трактуется неоднозначно. Чаще всего понятие «самореализация» интерпретируется как «реализация собственного потенциала» [20].

последние годы исследовательский интерес к проблеме самореализации личности резко возрос как в отечественной, так и зарубежной психологии. Усиление внимания к этой проблеме связано с пониманием ее определяющей роли в развитии личности, предъявлением более высоких требований к таким качествам человека, как способность к саморазвитию и самосовершенствованию, что продиктовано в России социально-экономическими условиями, обострившими конкурентноспособность на профессиональном рынке труда. (Л.А. Анцыферова, Д.А. Леонтьев, Л.А. Коростылева, Э. В. Галажинский, О.В. Питерская и др.)

Коростылева Л.А. отмечает, что Р.А. Зобов и В.Н. Келасьев выявили две группы факторов, оказывающих влияние на самореализацию:

1. зависящие от человека (ценностные ориентиры, готовность к самостроительству, гибкость мышления, воля и др.);

2. не зависящие от человека (социальная ситуация, уровень жизни, материальная обеспеченность, влияние на человека средств массовой информации, состояние экологической среды).

С точки зрения И.П. Смирнова решающим фактором в реализации самого себя, своего потенциала являются не природные задатки человека сами по себе, а сформированные внешней средой личностные качества как продукт образования и воспитания, обучения труду.

По мнению Катаева основным условием самореализации личности является наличие у человека развитого самосознания и рефлексии с актуализированной способностью познавать себя и окружающий мир, реальные и потенциальные способности и возможности, интересы и ценности, перспективы личностного и профессионального роста.

Исходя из определения самореализации, включающего в себя содействие, сотворчество личности, особое значение приобретают те методологические аспекты, на которые указывал Б. Ф. Ломов, подчеркивая, что изучение процессов развития психологических явлений не только в индивидуальной деятельности, но и в общении составляет условие дальнейшего развития психологии. Иными словами, важное значение для изучения индивидуальной деятельности (в русле самореализации личности) имеют аспект содеятельности, сотворчества, представленный нами в определении и в двустороннем критерии самореализации личности, а также, соответственно, аспект адаптации в профессиональной самореализации, особенно на этапе становления.

Существенную роль в профессиональной самореализации играют такие факторы, как высокая мотивация саморазвития и профессионального роста, креативность и способность к инновациям как умение генерировать новые идеи. Мотивация саморазвития (представленная нами в определении самореализации как стремление к осуществлению возможностей развития Я посредством собственных усилий, содеятельности и сотворчества) и профессионального роста (в профессиональной сфере жизнедеятельности) детерминирующим образом сказывается на характере преодоления феномена выгорания, а также на адекватной успешности в профессиональной деятельности и трудоустройства за короткий промежуток времени.

К детерминирующим факторам самореализации относятся адекватные инновационные установки личности, способствующие ее саморазвитию.

Существуют некоторые системные эффекты, способствующие и препятствующие самореализации личности в основных сферах жизнедеятельности. На низких уровнях самореализации личности в профессиональной сфере взаимосвязи личностных и интегральных личностных свойств, особенно первых, носят реципрокный (антагонистический) несбалансированный характер, не способствующий самореализации. На высоких уровнях самореализации подобная взаимосвязь носит синергичный, комплементарный (взаимодополняющий) сбалансированный характер, адекватный процессу самореализации в основных сферах жизнедеятельности.

Таким образом, самореализации в профессиональной деятельности медсестер будет способствовать сбалансированность их личностных черт умение взаимодействовать с другими.

1. Семья выступает как культурная общность - общность людей, которых связывает определенное единство жизненных ценностей, представлений, единство позиции во взаимоотношениях с обществом и т. д. Именно характер этих функций предопределяет содержание, формы и критерии стабильности брака. Проведенные исследования в современной психологии семьи, выделили множество характеристик, дифференцирующих счастливые и несчастливые браки, и определяют факторы удовлетворенности браком, среди которых как возраст супругов, их деятельность, личностные характеристики, особенности мотивационной сферы и ценностных предпочтений.

2. В основе эффективного труда медсестер лежат их индивидуально-психологические особенности. Личность медицинских сестер стороны формируется в условиях трудовой деятельности, факторы труда оказывают влияние на выраженность тех или иных качеств медицинского работника, определяя адаптацию к деятельности и эффективное ее исполнение.

3. Семейная и профессиональная сфера взаимно влияют друг на дуга: ориентация на семью может негативно влиять на процесс профессионально -личностного развития, как субъекта труда, но в то же время удовлетворенность семейными отношениями позволяет человеку реализовываться в профессиональной деятельности- с одной стороны, с другой - проблемы в профессиональной деятельности часто перетекают в сферу семейных отношений, приводя к конфликтом и распаду семь.

4. Самореализация - это совокупность инструментально-стилевых и мотивационно-смысловых характеристик обеспечивающих постоянство стремлений и готовность к самовыражению личности в различных сферах жизнедеятельности в процессе онтогенеза. Самореализации в профессиональной деятельности медсестер будет способствовать сбалансированность их личностных черт, умение взаимодействовать с другими.

   

   
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ТИПОВ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЁР С РАЗНЫМИ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫМИ УСЛОВИЯМИ

 

Исследование проводилось на безе МЗУ Больница №4. в исследовании приняли участие 10 медсестер в возрасте 28-35 лет, 5 из которых состоят в браке и имеют детей и 5 не состоят и не состояли в браке.

Исследование поводилось в несколько этапов:

На первом этапе была определена проблема, сформулирован методологический аппарат исследования

На втором этапе нами была определена выборка испытуемых.

Третий этап исследования состоял в подборе диагностического инструментария для проведения исследования.

Четвертый этап - проведение диагностического обследования медсестре.

На пятом этапе была проведена обработка первичных данных и их интерпретация. Нами были определены количественные показатели выраженности удовлетворенности браком и личностные профили медсестер, проведен статистический анализ данных.

Целью исследования является изучение влияния семейного фактора на личностные особенности медсестер.

Объектом исследования являются медсестры.

Предметом исследования: выраженность личностных черт у медсестер с разными условиями семейной жизни.

Гипотеза: существует взаимосвязь между личностными особенностями медсестер и условиями семейной жизни.

Задачи:

5. Оценить степень удовлетворенности браком у медсестер состоящих в браке;

.   Определить выраженность личностных черт у сотрудников медсестер с разными условиями семейной жизни;

.   Установить взаимосвязь между личностными особенностями медсестер и условиями семейной жизни.

Для проведения исследования использовались следующие методики

4. Тест на уровень удовлетворенности браком

.   16 - факторный опросник Кеттела (форма С)

Описание методик исследования

Тест на уровень удовлетворенности браком, разработанный Гозман Л. Я., Алешина Ю. Е., Дубовская Е. М., предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворенности-неудовлетворенности браком обоих супругов.

Опросник представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 17 утверждений (Приложение 1), относящихся к различным сферам: восприятия себя и партнера, мнения, оценки, установки и т. д. Каждому утверждению соответствуют четыре варианта ответа

При суммировании ответов варианту а приписывается 0, б - 1, в - 2, г- 3. В вопросах №№ 1,4,6, 8,9, 12, 14, 16 баллы приписываются в обратном порядке. Уровень удовлетворенности варьирует от 0 до 51 (средний балл по выборке 60 испытуемых в возрасте от 21 до 54 лет составил 29). Высокий балл говорит об удовлетворенности браком.

Исследование личности с помощью 16 - факторного опросника Кеттела (форма С). Опросник Кеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан по руководством Р.Б. Кеттела и предназначен для написания широкой сферы индивидуально-личностных отношений.

Выявление относительно независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности. Данное их качество было выявлено с помощью факторного анализа из наибольшего числа поверхностных черт личности, выделенных первоначально Кеттелом. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты.

Существует 4 формы опросника: А и В (187 вопросов) и С и Д (105 вопросов). В России чаще всего используют формы А и С. Наибольшее распространение опросник получил в медицинской психологии при диагностике профессионально важных качеств, в спорте и научных исследованиях.

Опросник Кеттела включает в себя все виды испытаний - и оценку, и решение теста, и отношение к какому-либо явлению.

Перед началом опроса испытуемому дают специальный бланк, на котором он должен делать определенные пометки, по мере прочтения. Предварительно дается соответствующая инструкция, содержащая информацию о том, что должен делать испытуемый. Контрольное время испытания 25-30 минут. В процессе ответов на вопросы экспериментатор контролирует время работы испытуемого и, если испытуемый отвечает медленно, предупреждает его об этом. Испытание проводится индивидуально в спокойной, деловой обстановке.

Предлагаемый опросник состоит из 105 вопросов (форма С) на каждой из которых предлагается три варианта ответов (a, b, c). Испытуемый выбирает и фиксирует его в бланке ответов. В процессе работы испытуемый должен придерживаться следующих правил: не терять времени на обдумывание, а давать пришедший в голову ответ; не давать неопределенных ответов; не пропускать вопросов; быть искренним.

Вопросы группируются по содержанию вокруг определенных черт, выходящих в конечном итоге к тем или иным факторам.

Обработка результатов ведется по специальному ключу, где даны номера вопросов и количество баллов, которые получают ответ a, b, c в каждом вопросе. В тех клеточках, где проставлена буква, обозначающая фактор, количество баллов равно нулю. Таким образом, за каждый ответ испытуемый может получить 2, 1 или 0 баллов. Количество баллов по каждому фактору суммируется и заносится в бланк ответов (в правый столбик), экспериментатор получает профиль личности по 16-ти факторам в сырых оценках. Эти оценки переводятся в стены. Затем экспериментатор определяет какое развитие получил каждый фактор: низкая, средняя, высокая, выписывает черты, характеризующие степень их развития и анализирует результаты.

При общем размахе вариативности данных в 10 стенов, средние значения составляют 5,5 стена. Оценки в 4 и 7 стенов указывают на незначительные отклонения характеристик личности от средней. Яркая выраженность качества связана с оценкой 1-3 и 8-10.

В результате обработки полученных ответов извлекаются оценки 16-ти полярных факторов личности (Приложение 1), в том числе фактора самооценки, который дает информацию об ее адекватности.

Ориентируясь на средние оценки и результаты анализа, в котором учитывается соотношение между оценками по факторам, можно построить индивидуальные графики личности, которые часто носят название «профиль личности».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...