Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мотивы вступления в брак и выбора брачного партнера




Почему люди вступают в брак? Если первый ответ, который вам пришел в голову, - «по любви», то вы наивный романтик и неисправимый оптимист. Чаще всего побудительными причинами выступают совершенно другие соображения. Иногда осознанные, иногда - нет.

Не вдаваясь в тонкости и не пытаясь дифференцировать любовь от влюбленности и полового влечения к конкретной особи, некоторые психологи отводят на все эти варианты не более 10% всех заключенных браков. Далеко не каждый отдает себе отчет в том, что его решение жениться или выйти замуж продиктовано скрытыми мотивами. Конечно, чаще всего это комплекс самых разнообразных причин, но все-таки какая-либо из них является ведущей. Мы рассмотрим только самые типичные.

Очень часто молодые люди вступают в брак по достаточно банальной причине: так делают все. Социальные стереотипы имеют на нас весьма сильное влияние. И даже если не хочется, не время, не созрел, «общественное мнение» в лице родителей, друзей, коллег, знакомых и незнакомых оказывает на человека давление.

Прогноз развития дальнейших отношений и сохранности брака в этом случае достаточно благоприятный, особенно если мотивация партнеров совпадает. Ведь большинству из тех, кто руководствуется социальными стереотипами, присуще чувство долга и ответственности. Поэтому и в браке такой человек будет придерживаться основных стереотипов: быть защитником интересов семьи и добытчиком или хорошей хозяйкой и заботливой женой. Однако иногда желание «быть как все» может носить несколько инфантильный характер. Особенно это касается девушек, которые, насмотревшись на свадьбы подруг и родственниц, тоже хотят побыть невестой, королевой бала, принцессой. Они стремятся не к браку, а к свадьбе, особенно не задумываясь о будущей семейной жизни. Развитие брачных отношений в этом случае зависит от способности каждой отдельно взятой невесты, осознать семейные ценности освоить семейные роли и от способности мужа терпеливо дождаться этого[5].

Достаточно часто люди вступают в брак в поиске более комфортных условий для жизни. Бывает, что в основе желания жениться или выйти замуж лежит жажда заботы и душевного тепла. У мужчин, впрочем, иногда это просто желание, чтобы его обслуживали, а у женщин - чтобы в доме был хозяин и добытчик. Прогноз такого брака достаточно благоприятный: цель достаточно четкая, сознание, незамутненное романтическими иллюзиями, позволяет трезво оценивать искомые качества кандидата.

К этой же категории можно отнести и стремление к упорядоченному сексу. Весьма распространенная в советские времена причина (тогда проблема «с кем и где» стояла острее) снова стала приобретать актуальность и в наши дни, когда призрак СПИДа многих стимулирует к моногамным отношениям.

Сюда же можно отнести и брак по материальному расчету, и выход замуж за иностранца в надежде на красивую жизнь. О перспективах подобных браков написано более чем достаточно: такие браки могут быть как весьма удачными, так и очень драматическими[5].

Не менее распространенной побудительной причиной вступления в брак может быть прямо противоположный вариант - желание о ком-то заботиться, что в большей мере присуще женщинам. Иногда этот инстинкт настолько силен, что побуждает женщину выходить замуж за калеку или за вдовца с несколькими детьми. (Суррогатные варианты - это заведение целой кучи собак или котов.) Понятно, что в том случае, когда свои судьбы объединяют тот, кто ищет заботы, и тот, кто испытывает потребность ее дарить, брак может быть очень удачным.

Бывает, что женитьба - это своеобразное бегство от одиночества. В этом случае сверхцель весьма примитивна: чтобы кто-то был рядом. Естественно, что низкий уровень притязаний в этом случае удовлетворяется достаточно легко: «кого-то» найти много проще, чем достойного партнера. Но вот жить с ним будет, скорее всего, не очень весело[17].

К разряду скрытой мотивации к вступлению в брак принадлежит и желание вырваться из родного гнезда. На первый взгляд может показаться, что это закономерный этап взросления и становления личности, стремление к самостоятельности и к тому, чтобы выстраивать жизнь по своим законам. Однако нельзя использовать женитьбу или замужество как средство для достижения каких бы то ни было побочных целей, так как брак является целью сам по себе. И если его используют не как цель, а как средство, прогноз весьма неблагоприятный.

Чаще всего непреодолимое желание покинуть родительский дом продиктовано тяжелой семейной обстановкой, деспотизмом родителей или их склонностью к тотальному контролю. В этом случае можно говорить о «невротическом» браке, одной из особенностей которого является опасность, что муж или жена будут обладать именно теми качествами родителей, от которых пришлось удирать. Именно так девушка, настрадавшаяся от алкоголика-отца, выбирает себе пьющего супруга. Бывает вариант и «от противного». В этом случае выбор падает на абсолютного трезвенника, что и становится решающим фактором без учета других, иногда не самых лучших качеств (нередки, например, истории, когда, избавляясь от пьющего отца, девушка становится женой наркомана). Точно так же молодой человек, избавляясь от властной матери, весьма быстро оказывается под каблуком у супруги. Или же выбирает себе в жены тихую, на первый взгляд, покорную женщину, а получить может, к примеру, хитрую интриганку. Подобные опасности подстерегают тех, для кого брак - это не серьезный, продуманный шаг, а паническое бегство от неблагоприятных обстоятельств.

Нередко бывает и так, что брак человеку нужен для самоутверждения. Прогноз при этом не самый лучший, так как и в данном случае заключение семейного союза является средством достижения эгоистических целей одним из партнеров. Так, многие, например, вступают в брак, чтобы что-то кому-то доказать: родителям, что он достаточно взрослый, своему предыдущему партнеру, что он не страдает от того, что был отвергнут. Такими могут быть и поздние неравные браки, продиктованные желанием продлить свою молодость.

К этой же категории относится и женитьба как способ избавиться от комплексов, доказать другим - но в первую очередь самому себе - что он может быть любимым и желанным. При этом для человека не особенно важно отсутствие в собственном сердце чувств к своему партнеру. Многие стремятся чувствовать себя объектом любви, восхищения и даже поклонения. Им необходимы бесконечные доказательства веры в их неординарность и исключительность, что часто присуще, например, «профессиональным красавицам» или «непризнанным гениям». Очень тяжелый вариант, если партнер склонен самоутверждаться за счет другого. Но это уже из разряда патологических браков: человек с садистскими наклонностями ищет свою жертву. Или же потенциальная жертва ищет своего палача (мы не имеем в виду непременное наличие сексуальных отклонений: в постели все может быть весьма традиционно).

И, вне всяких сомнений, люди вступают в брак, влекомые сильным всепобеждающим инстинктом продолжения рода, с которого, возможно, нужно было и начинать.

В 1989 году С.И. Голод привел обстоятельное исследование, показавшее, для какой доли женихов и невест та или иная причина создания семьи являлась главной. Результаты этого исследования представлены в нижеследующей таблице 1.

 

Таблица 1 Мотивы вступления в брак (в %)

Мотивы Женихи Невесты
Любовь 39,1 49,6
Общность взглядов и интересов 26,1 28,5
Чувство одиночества 14,1 4,7
Чувство сострадания 7,4 3, 1
Ожидание ребенка 6,7 4,3
Случайность 4 2,4
Материальная обеспеченность будущего супруга 0 3,1
Наличие у будущего супруга жилплощади 2 1,2
Другие мотивы 0,6 3,1

 

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проводившим опрос о том, почему, по оценкам россиян, люди вступают в брак; чаще или реже за последние 10-15 лет наши соотечественники стали создавать семьи и разводиться; как россияне относятся к составлению брачного договора, люди сейчас вступают в брак, прежде всего, чтобы:

·   быть вместе с любимым человеком (отмечают 57% респондентов);

·   для продолжения рода (40%);

·   чтобы не быть одинокими, гарантировать стабильную старость (24%);

·   «по расчёту», чтобы найти партнёра не только в семье, но и в карьере, бизнесе и т. п.

Реже заключают брак, потому что «так принято», в соответствии с религиозными и национальными традициями (7%) и для того, чтобы иметь надёжного сексуального партнёра (7%).

Так, мы видим, что со времени проведения опроса И.С. Голодом браки самым распространенным по прежнему остается мотив любви к своему избраннику. Мотив продолжения рода стал также очень актуальным, что примечательно на фоне демографической проблемы. Проблема одиночества, которая стала актуальной в последние годы в связи с высокими темпами урбанизации, да и жизни в целом, также отражена и при определении мотивов вступления в брак. Человек боится остаться один и он ищет себе партнера. Следующим мотивом вступления в брак по распространенности является расчет, заметим, что по результатам Голода этот мотив стоял практически на последнем месте. Да, со времени его исследования поменялось многое, как страна, так и экономический строй, и материальные, денежные отношения являются во многих сферах жизни определяющими. Российское общество официально стало делиться на классы, а брак всегда являлся тем лифтом, по средствам которого возможно быстро изменить свой социальный статус.

Однако мотив вступления в брак может стать определяющим для благополучия семьи. Так С.И.Голод через 2-3 года совместно с коллегами опросил тех же людей, бывших женихов и невест, а теперь супругов, как они оценивают свою семью. При этом учитывались лишь те пары, которые пришли к согласию в оценке брака. Результаты приведены в таблице. Удовлетворенность супругов в зависимости от мотивов брака (через 2-3 года после начала совместной жизни)

 


Таблица 2 Результаты исследования состояния брака в зависимости от мотивов вступления в брак

Мотивы

Состояние брака

  Отличное Удовлетворительное Плохое
Любовь 37,9 41,8 20,3
Общность интересов 40,4 46,4 13,2
Чувство одиночества 11,7 48,3 40
Чувство сострадания 6,3 37,5 56,2
Вероятность скорого рождения ребенка 11,9 70,5 17,6
Случайность 10 10 80
Материальная обеспеченность будущего супруга 0 0 100
Наличие у будущего супруга жилплощади 0 25 75
Другие мотивы 33,3 50 16,7

 

Из таблицы 2 мы видим, что наиболее успешными оказались браки, заключенные на основе общности интересов. Второе место по удачности брака занимает мотив "любовь". О том, почему этот мотив уступает предыдущему, мы говорили ранее: часто влюбленность принимается за любовь и по прошествии влюбленности оказывается, что супругов мало что соединяет. Интересно сопоставить это с предыдущей таблицей, из которой следует, что мотив любви является, безусловно, доминирующим, особенно у невест. Но самым впечатляющим является итог двухлетней совместной жизни у тех пар, главным мотивом создания семьи одного из которых была материально обеспечена за счет будущего супруга. 10% пар признали состояние семьи плохим. А это означало, по условиям исследования, предразводное состояние супругов. Такие же прогнозы дальнейших отношений и у семей, мотивом вступления в брак одного из супругов которых является жилплощадь.

Таким образом, мотив вступления в брак во многом может предсказать его будущее. Но, зачастую, можно искать в семейном союзе одно, а найти совсем другое, куда более ценное для совместной жизни. И нередко бывает так, что брак, который заключался не из самых высоких побуждений, перерастает затем в крепкий союз; легкомысленная влюбленность перерастает в любовь; примитивный материальный расчет сменяется глубокой привязанностью.. И все же, брак - это серьезный шаг, от которого зависит судьба не только тех, кто в него вступает, но и их будущих детей.

Супружеская совместимость

Не существует единого мнения относительно явления психологической совместимости членов малой социальной группы. Так, Обозов видит совместимость как эффект взаимодействия, характеризующийся возможной субъективной удовлетворенностью друг другом и ощущением целостности, единства друг с другом. В то же время, Волкова понимает под ней такое соотношение характеристик членов группы, при котором группа наиболее эффективно выполняет свои функции. При этом Обозова А.Н. приписывает совместимости супругов два аспекта:

1) совместимость по реализации функций семьи (согласованность установок на семейный уклад и распределение ролей);

2) личностная совместимость.

Кроме того, согласно Волковой, у совместимых супругов характеристики, значительно опосредованные воспитанием и условиями развития, имеют тенденцию к подобию, а характеристики, обусловленные преимущественно наследственностью - к контрасту.

Последняя часть утверждения вторит мнению А. Аугустинавичюте, которая считает наиболее гармоничными те пары, где супруги имеют противоположные типы характеров: например, сочетание открытого, общительного человека и замкнутого.

Другие авторы - Ю.Орлов, С. Гильд и С. Хрусталев - выделяют два подхода к пониманию совместимости.

1) Совместимость как два набора качеств, которые соответствуют друг другу (стремление лидировать у одного подкрепляется желанием подчиняться у другого; спокойствие и рассудительность у обоих супругов приводит к полному взаимопониманию)

)   Совместимость на основе стремления супругов к уступкам и к поиску гармоничных отношений.

Авторы полагают, что первый вариант прогнозирует, а второй - гарантирует успешность брака.

С другой стороны, Д. Майерс, считает гипотезу о взаимодополняемости супругов, удовлетворяющих некомпенсированные потребности друг друга, спорной: люди склонны жениться на тех, чьи потребности и личностные качества подобны их собственным.

А. Кемпински же именно в сходстве супругов по глубинным личностным характеристикам видит причину эмоционального отчуждения и конфликта партнеров.

Заметим, что с использованием понятия совместимости связаны попытки систематизации факторов, влияющих на качество брака. Так, Волкова считает, что удовлетворенность браком - это проявление совместимости на социально-психологическом уровне. А Дмитренко полагает, что эти оба компонента (а также функционально- ролевое взаимодействие супругов) образуют единство трех блок-факторов, влияющих на стабильность брака. Е.Ф. Ачильдиева также рассматривает три уровня стабильности брака:

·   устойчивость брака (отсутствие развода);

·   приспособляемость в браке (согласованность взглядов на семейные роли);

·   успешность брака (совпадение ценностных ориентаций супругов).

В исследованиях А.Н. Обозовой, выделены четыре уровня супружеской совместимости:

·   психофизиологическая,

·   психологическая,

·   семейно-ролевая;

·   духовная.

По мнению Шнайдера Л.Б., семейная совместимость как способность членов семьи согласовывать свои действия, оптимизировать взаимоотношения в различных областях и видах совместной деятельности образует много слоев.

слой - физическая и психофизиологическая совместимость, предполагающая телесную совместимость, совместимость темпераментов, согласованность сенсомоторных действий.

слой - сексуальная совместимость

слой ¾ интеллектуальная совместимость

Едва ли муж и жена смогут общаться долгое время, если они интеллектуально несовместимы. Их разговоры будут либо однообразны, либо они совсем не будут понимать друг друга.

слой - совместимость характеров

слой - согласованность функционально-ролевых ожиданий. В этом случае значимы представления членов семьи о том, что, как, с кем и в какой последовательности они будут делать для достижения общих задач. Принято считать, что согласованность структуры ролей, понимание и распределение ролей внутри пары обеспечивают стабильность и благополучие семьи.

слой - ценностно-ориентационное единство

У каждого есть интересы, потребности, цели существования и средства их достижения, которые являются самыми важными в жизни. Если будущий супруг не разделяет приоритетов другого, едва ли брачный союз будет успешным и стабильным, даже если в других областях люди идеально подходят друг другу.

слой - личностная и социальная зрелость супругов

Для гармоничного брака необходима личностная и социальная зрелость, подготовленность, активность и устойчивость в профессиональной сфере, способность материально обеспечивать свою семью, готовность заботиться о воспитании детей. Психологически зрелых супругов отличает чувство долга, ответственность за свою семью, самообладание, гибкость, выдержанность, трудолюбие, деликатность.

Всесторонняя совместимость бывает очень редко. Куда чаще встречается неполная совместимость, и ее обычно хватает для хороших отношений, если только бережно к ней относиться.

Особенно большую значимость в семейно-брачных отношениях имеют ценностная и психофизиологическая совместимость людей. Все остальные виды совместимости или несовместимости подвержены динамическим изменениям и достаточно легко изменяются в процессе взаимной адаптации членов семьи или в ходе психотерапии. Ценностная и психофизиологическая несовместимость не поддается или с большим трудом поддается коррекции.

Психофизиологическая, и в частности сексуальная, несовместимость способна привести к распаду брака. А рассогласование ценностей во взаимодействии людей, особенно в повседневных контактах, приводит к почти необратимому разрушению общения и супружеских взаимоотношений. Здесь важно, с одной стороны, насколько различны оценочные критерии супругов, а с другой - насколько индивидуальные критерии соответствуют общепризнанным. Можно говорить о двойной гармонии, когда ценностные установки супругов совпадают между собой и с общепринятой системой ценностей; о совпадении взглядов с общепринятой системой ценностей только одного из супругов; о соответствии ценностных критериев обоих партнеров общепринятым ценностям при одновременной дифференциации их точек зрения; о двойной дифференциации, когда системы ценностей расходятся и интересы обоих не отождествляются с общепризнанными критериями.

Психологическая совместимость предполагает совмещение темпераментов, характеров, потребностей, мотивов поведения супругов. “Психологический уровень супружеских отношений имеет много общего с интимно-исповедальной формой дружбы и любовными отношениями (например, добрачные отношения молодоженов). Известно, что главной функцией этих видов межличностных отношений является избирательный контакт, способствующий наиболее полному самовыражению личности, поддерживающий и стимулирующий развитие ее неповторимой индивидуальности, дает терапевтический эффект понимания, одобрения, принятия личности, является источником моральной и эмоциональной поддержки При детальном изучении психологической совместимости в браке были обнаружены две основные закономерности: совместимые партнеры характеризовались подобием одних и контрастом других личностных черт. При этом черты, обусловленные скорее природными факторами (например, черты темперамента), у совместимых партнеров обнаруживают тенденцию к контрасту.

Практика же показывает, что в большинстве случаев прочность брака зависит от того, насколько люди могут и желают идти навстречу друг другу, удовлетворяя потребности друг друга и жертвуя своими потребностями.

Стадии развития семьи

Семья - это единственная социальная группа, приспособившаяся к множеству сменяющих друг друга событий в таком небольшом жизненном пространстве и в течение такого короткого времени.

По определению В. В. Столина, семья - это «открытая система, подверженная внешним воздействиям», и, по его утверждению, она «должна учитывать в своем строении всю совокупность различных влияний и добиваться некоторого внутреннего равновесия».

По мнению В. В. Столина, в функционировании семьи прослеживается динамический аспект.

Г. Навайтис рассматривает следующие этапы развития семьи:

1) Добрачное общение. На данном этапе необходимо достигнуть частичной психологической и материальной независимости от генетической семьи, приобрести опыт общения с другим полом, выбрать брачного партнера, приобрести опыт эмоционального и делового общения с ним.

2) Брак - принятие супружеских социальных ролей.

3) Этап медового месяца. К его задачам относятся: принятие изменений в интенсивности чувств, установление психологической и пространственной дистанции с генетическими семьями, приобретение опыта взаимодействия в решении вопросов организации каждодневного быта семьи, создание интимности, первичное согласование семейных ролей.

4) Этап молодой семьи. Рамки этапа: решение о продолжении рода - возвращение жены к профессиональной деятельности или начало посещения ребенком дошкольного учреждения.

5) Зрелая семья, то есть семья, выполняющая все свои функции. Если на четвертом этапе семья пополнилась новым членом, то на пятом она дополняется новыми личностями. Соответственно изменяются роли родителей. Их возможности удовлетворять потребности ребенка в опеке, в безопасности должны дополняться способностями воспитывать, организовывать социальные связи ребенка. Этап заканчивается, когда дети достигают частичной независимости от родительской семьи. Эмоциональные задачи семьи можно считать решенными, когда психологическое влияние детей и родителей друг на друга приходит к равновесию, когда все члены семьи условно автономны.

6) Семья людей старшего возраста. На данном этапе возобновляются супружеские отношения, придается новое содержание семейным функциям (например, воспитательная функция выражается участием в воспитании внуков).

Наличие проблем у членов семьи может быть связано с необходимостью перехода семьи на новую стадию развития и адаптации к новым условиям. Обычно наиболее стрессогенными являются третья стадия (по классификации Картера и Мак-Голдринга), когда появляется первый ребенок, и пятая стадия, когда структура семьи нестабильна в связи с «приходом» одних членов семьи и «уходом» других. Даже позитивные изменения могут приводить к стрессу семьи [5].

Неожиданные и особенно травматические переживания, такие как безработица, ранняя смерть или рождение позднего ребенка, могут затруднять решение задач по развитию семьи и переходу ее на новую стадию. Ригидный и дисфункциональный стиль взаимоотношений в семье также увеличивают вероятность того, что даже нормальные семейные изменения будут переживаться как кризис. Изменения в семье рассматриваются либо как нормальные, либо как «ненормальные». Нормальные изменения в семье - это такие трансформации, которые семья может ожидать. А «ненормальные», наоборот, внезапны и неожиданны, как, например, смерть, самоубийство, болезнь, бегство и др.

 

Факторы успешности брака

В связи с изменением семейных функций в современном обществе проблема качества брака становится центральной проблемой при исследовании семьи. В литературе по проблемам семьи существует некоторая размытость в терминологии, в частности, в дефиниции устойчивости брака. В работах, посвященных этой проблематике, можно встретить такие понятия, как устойчивость, стабильность, качество брака, супружеское счастье, благополучие семейных отношений и т. д.

По данным Т. В. Андреевой и А. В. Толстовой, наибольшая удовлетворенность браком, бесконфликтное распределение ролей складываются в тех семьях, в которых супруг является сангвиником, а супруга - меланхоликом. Их рисунки "идеальной семьи" ничем не отличаются от той семьи, в которой они живут сейчас. В парах холерик-сангвиник часто возникает борьба за власть друг над другом, супруги часто спорят, не могут прийти к единому мнению. В парах меланхолик-флегматик также наблюдается более низкая удовлетворенность браком, чем в парах с другим темпераментом. Очень сложные отношения возникают в парах холерик-меланхолик. Оба супруга несдержанны в своем поведении и высказываниях, но в то же время оба легко ранимы и тяжело переживают любые ситуации, в которых оказывается задето их самолюбие[5].

Факторами успешности брака являются согласованностью семейных ценностей, ролей, жизненных позиций, мотивов социального поведения[11].

Тоумен на основании своих обширных исследований влияния семейной констелляции (около 3000 семей) утверждает, что для стабильного супружества решающее значение имеет то, в какой мере в нем повторяется положение, которое каждый из супругов занимал среди братьев и сестер. Различают способность к идентификации и комплементарности. Индивидуум легче всего идентифицирует себя с тем, кто происходит из однотипной семейной констелляции (например, старший брат из одной семьи может идентифицировать себя со старшим братом т другой семьи). Напротив, взаимодействие и сотрудничество лете всего достигаются в общении с индивидуумом, занимавшим комплементирующее положение. Например, старший брат, у которого была младшая сестра, может создать исключительно устойчивый союз с женой, также имевшей старшего брата. Аналогично этому, младший брат, у которого была старшая сестра, ожидает, что жена будет заботиться о нем, оберегать его, ухаживать за ним. Жена, являвшаяся в родительской семье старшей сестрой брату, будет и к мужу проявлять заботливое отношение. Союз будет стабильным и гармоничным.

Согласно Тоумену, происходит перенос связей, существовавших в родительской семье между братьями и сестрами, на своего партнера в супружестве. Данная связь тем прочнее и продолжительнее, чем больше отношения обоих партнеров напоминают их положение в семьях родителей. Это правило называют «теорией дубликатов».

С. Кратохвил отмечает, что роль, которую играл каждый из супругов в родительской семье, может охарактеризоваться его положением (порядок, пол) среди братьев и сестер. Следовательно, с этой точки зрения супружеские связи могут быть комплементарными, частично комплементарными и некомплементарными [18].

Комплементарный брак - это такой союз, в котором каждый из супругов занимает то положение, какое он имел по отношению к братьям или сестрам в родительской семье. Например, муж был старшим братом двух сестер; следовательно, он научился обращаться с девочками, чувствует себя ответственным за них, оберегает их и помогает им. Если его жена имела старшего брата (или братьев), то она легко приспосабливается к мужу, принимает его защиту, ответственность за нее, поддается его влиянию. Роли обоих супругов дополняют друг друга. Подобным комплементарным браком является брак мужчины, который в родительской семье имел старшую сестру (или сестер), с женой, имевшей младшего брата (или братьев). В этом случае следует ожидать, что жена возьмет на себя все заботы и руководство семьей.

Некомплементарный брак - это брак партнеров с одинаковой порядковой позицией в родительской семье. При прочих равных условиях им требуется больше времени и усилий, чтобы договориться и действовать согласованно. Когда в брак вступают два старших ребенка, они могут бороться за власть и конкурировать во взаимоотношениях. Единственные дети, в силу их большей привязанности к родителям, скорее будут искать в партнере черты отца или матери. Наилучший прогноз для единственных детей имеет брак с супругом, имевшим младшего брата или сестру. Наихудший прогноз имеют браки, в которых каждый из супругов был единственным ребенком в семье.

Частично комплементарные отношения устанавливаются в том случае, когда один или оба партнера в родительской семье имели несколько типов связей со своими братьями и сестрами, из которых по крайней мере одна совпадала с таковой у партнера.

Профессионально-важные качества личности медицинской сестры и социально-психологические условия их формирования

Профессионально-важные качества медицинской сестры

Успешность профессиональной подготовки и последующей деятельности человека зависит от личностных особенностей.

Профессия медицинской сестры относится к сложным видам труда, требующего от субъекта разносторонней образованности, непрерывности процесса профессионализации, а также обладания личностными и профессиональными качествами.

Успешность профессиональной подготовки и последующей деятельности человека зависит от личностных особенностей.

Еще 2500 лет тому назад Гиппократ писал в своем трактате: «он (врач) должен быть справедливым при всех обстоятельствах…в отношении духа - быть благоразумным….»[26, с. 25]

Поэтому, медицинская сестра должна обладать чувством долга, ответственностью, эмпатийностью, неистовым терпением, наблюдательностью, интуицией, решительностью, оптимизмом и т. д.

Труд медицинских работников ответственен, требует выносливости, предполагает высокую и постоянную психо-эмоциональную нагрузку, а также необходимость принятия решений в экстремальных ситуациях.

Сама профессиональная деятельность медицинской сестры предполагает эмоциональную насыщенность и высокий процент факторов, вызывающих стресс.

Эмоции, как правило, амбивалентны: удовлетворение по поводу успешно проведенной операции или лечения, чувство собственной значимости, сопричастности другим людям, одобрение и уважение коллег; но и сожаление, угнетение из-за неправильного диагноза или ошибки в лечении, зависть к преуспевающим коллегам, разочарование в профессии и т.п.

В основе медицинской профессии лежит уважение к жизни, включающее принцип священности человеческой жизни и принцип качества жизни. Не причинение вреда, зла, ущерба - первейшая обязанность каждого медицинского работника.

По мнению Г.С.Абрамовой, медицинская деонтология является практическим применением этических принципов в работе медицинского персонала. Наряду с соблюдением этикодеонтологических норм и высоким профессионализмом медицинская сестра должна обладать особыми личностными качествами:

·   состраданием,

·   гуманностью,

·   терпением,

·   сдержанностью,

·   добросовестностью,

·   честностью,

·   любовью к своей профессии,

·   внимательностью.

Умение общаться, базирующееся на знание психологических особенностей процесса общения, или коммуникативная компетентность - необходимое профессиональное качество медработника. Важно, чтобы медицинская сестра владела собственными эмоциями, умел сохранять уверенность, контролировать свои реакции и поведение в целом. Терпение и вежливость - составные элементы хорошего стиля работы, в них выражается заботливость и внимание медицинского персонала к своим пациентам. Медицинская сестра должна уметь адекватно строить взаимоотношения с пациентом, добиваясь при этом решения профессиональных задач [1].

В морфологическом и функциональном строении медицинской деятельности особое значение имеют данные о структуре профессионально важных качеств его субъекта, формирующихся в процессе трудовой деятельности, специфика которой порождает профессиональную специфику личности.

В.В. Знаков, отмечает, что к необходимым личностным качествам медицинских сестер относятся:

·   внимательность и наблюдательность,

·   пунктуальность и аккуратность,

·   умение постоянно контролировать свои действия и поступки.

Спокойный и уравновешенный темперамент медицинского работника благоприятно сказывается на его работе. Если же медицинский работник проявляет избыточный темперамент, то возникает угроза совершения ошибки из за скороспелого и необдуманного поступка. Излишняя темпераментность, при которой утрачивается самоконтроль, для медицинского работника является недостатком.

Требования, предъявляемые к эмоциональной сфере медицинских работников, довольно противоречивые. Наряду с эмпатичностью они должны быть и эмоционально устойчивыми, так как чрезмерная эмоциональность, так и заторможенность могут быть препятствием для осуществления чётких и быстрых действий. Способность медицинских работников отрицать свои негативные эмоции может иногда быть силой, но нередко это становится их слабостью.

Как считает В.В.Бойко деятельность медицинского персонала связана с повышенными психоэмоциональными нагрузками, в сочетании с ответственностью в принятии решений при различных экстремальных ситуациях. Наибольшее психоэмоциональное напряжение вызывают взаимоотношения с пациентами, испытывающими боль, боящимися медицинского вмешательства, встревоженными и напряженными, иногда агрессивно настроенными, недоверчивыми и их родственниками [7].

Медицинские работники, с течением времени могут приобретать личностные особенности, отличные от личностных особенностей других людей. Это, возможно, связано с особенностями больных, проходящих лечение, а также со спецификой взаимодействия профессионалов в рамках отдельной области научных знаний.

Поскольку объектом исследования и субъектом взаимодействия является человек, а характер знаний прикладной, то от медицинских работников требуется высокая мера ответственности за результаты своей деятельности.

По мнению М.М. Авхименко, высокая производственная нагрузка медицинского персонала, круглосуточный режим работы с обязательными дежурствами, ожидание осложнений в состоянии больных требуют высокой функциональной активности организма и могут быть квалифицированы как ведущие патогенные профессиональные факторы. Кроме того, отягчающее влияние на здоровье работающих оказывает контакт с умирающими больными, когда медицинский работник не видит положительных результатов своих усилий по спасению больного и нередко ощущает собственное бессилие.

Сталкиваясь с негативными эмоциями, медицинская сестра невольно и непроизвольно вовлекается в них, в силу чего начинает и сама испытывать повышенное эмоциональное напряжение. Более всего риску возникновения стресса подвержены лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. Настоящий медик в их представлении - это образец профессиональной неуязвимости и совершенства. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и частной жизнью.

Так, выделяют три типа медицинских сестер, которым в наибольшей степени подвержены негативному влиянию стресса:

·   «педантичный», характеризующийся добросовестностью, возведенной в абсолют, чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка (даже в ущерб себе);

·   «демонстративный», стремящийся первенствовать во всем, всегда быть на виду. Этому типу свойственна высокая степень истощаемости при выполнении даже незаметной рутинной работы;

·   «эмотивный», состоящий из впечатлительных и чувствительный людей. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением.

У медперсонала, нетрудоспособность поч

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...