Глава 1. Теоретические основы исследования личности учителя как фактора педагогической деятельности
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Тема: Личность учителя глазами младшего школьника (на примере сочинения в жанре портретной зарисовки) Оглавление Введение Глава 1. Теоретические основы исследования личности учителя как фактора педагогической деятельности Личность учителя как психолого-педагогическая проблема: современные подходы в исследовании Особенности восприятия личности учителя младшими школьниками Анализ практики использования школьного сочинения как средства оценки личности учителя Портретная характеристика учителя как жанр школьного сочинения Глава 2. Использование сочинения в жанре портретной зарисовки как средства оценки личности учителя Готовность младших школьников к созданию и использованию жанров портретной зарисовки (организация, ход и результаты констатирующего эксперимента) Организация работы по обучению созданию портретной зарисовки (основные задачи, ход формирующего эксперимента) Результаты экспериментальной работы Заключение Список использованной литературы Приложение
Введение Сегодня в период интенсивного экономического, политического, социального развития принято говорить о глобализации всех сфер жизни. Причём «центральным понятием, позволяющим объяснить эти изменения, является понятие персонификация личности» [32, с. 4]. По мнению И.А. Стернина, персонификация предполагает рост индивидуальной непохожести человека на других людей: «это целый комплекс тенденций изменения и развития личности, который включает процесс её духовного обогащения, рост самосознания, развёртывание духовного потенциала» [32]. Очевидно, следствием данного явления можно считать особое внимание общества к индивидуальному образу человека.
По нашему мнению, один из способов, который позволяет сформировать умения, связанные с оценкой и самооценкой возможностей личности младшего школьника является обращение к портретной зарисовке об учителе. Данная дипломная работа представляет собой теоретическое и практическое исследование проблемы обучения младших школьников жанру портретной зарисовке. Актуальность темы исследования вызвана следующим. Во-первых, личность учителя занимает огромное место в сознании ребенка. Его оценки, отношение к ребенку, высказывания, пожелания и требования, в значительной степени и определяют самочувствие ребенка, его настроение. Исследования показали, что уже у младших школьников складывается определенное отношение к учителю, которое может переживаться им по-разному - положительное, отрицательное и конфликтное. Более того, личность учителя играет очень важное воспитательное значение для младшего школьника, т.к. ребенку свойственно подражать людям, которые ему симпатичны. Считается, что для младших школьников учитель является непререкаемым авторитетом. Во-вторых, наше внимание к портретной зарисовке объясняется также тем, что особенности сочинения в данном жанре недостаточно изучены. Вместе с тем, установлено, что детское сочинение - это, во-первых, уникальное дидактическое средство развития, воспитания, обучения школьника, а, во-вторых, это своеобразная форма самовыражения ребёнка, которая даёт возможность поделиться впечатлениями о красоте окружающих предметов и мира людей в целом. Ценность детского сочинения, по мнению методистов, «определяется по тому, насколько в нём нашли отражение чувства, мысли ребёнка, свежесть восприятия им каких-либо явлений» [1, с.10]. Так, обзор лингвистических источников позволяет заключить, что специальные исследования такого типа высказывания специально не проводились.
В-третьих, изучение методического аспекта темы показало, что в научной литературе не разработаны программа, структура и содержание уроков, связанных с обучением школьников созданию текста портретной зарисовки. Однако одна из перспективных тенденций в развитии современной методики написания сочинений заключается в поиске условий организации словесного творчества, связанного с эмоциями и возможностями школьника в проявлении интеллектуального и духовного потенциала. В психолого-педагогической литературе достаточно подробно исследованы вопросы восприятия учителями учащихся, определена его содержательная сторона и значимость в образовательном процессе. Проблема же восприятия учителя учащимися практически не изучена, не исследована специфика отражения личности учителя в сочинениях учащихся. Таким образом, возникает противоречие между значимостью личностных качеств учителя в воспитательном процессе и отсутствием инструментария в использовании и оценке отношения младшего школьника к личности учителя. Проблема исследования: является ли жанр портретной зарисовки об учителе средством воспитания и развития личностных качеств младшего школьника? Исходя из сказанного, объектом исследования выбирается воспитательный процесс (система воспитания личностных качеств младшего школьника). Предмет исследования - сочинение младшего школьника в жанре портретной зарисовки о личности учителя. Данная работа представляет собой теоретическое и экспериментальное исследование проблемы создания и использования жанра портретной зарисовки о личности учителя как средства воспитания личности младшего школьника. Гипотеза исследования: если в систему уроков развития речи в начальной школе включить сведения о жанре портретной зарисовки учителя, и с учетом этих сведений организовать специальное обучение умениям создавать данное высказывания, то это в дальнейшем будет способствовать реализации личностного потенциала младшего школьника, возрастанию интереса школьников к процессу обучения и тем самым позволит сделать их общение с педагогом более эффективным, эмоциогенным. Цель исследования: на основе теоретических сведений о жанровых признаках портретной зарисовки учителя и психолого-педагогических условий его успешного использования разработать модель обучения младших школьников приемам создания жанра портретной зарисовки учителя и оценить возможности данного высказывания как средства воспитания личностных качеств младшего школьника.
Для достижения цели было необходимо решение целого ряда задач: выявить характер требований, предъявляемых частнометодическими науками к содержанию и формам оценки личности учителя в начальной школе; проанализировать комплекс персонифицированных высказываний, определить место портретной зарисовки учителя в их ряду; изучить степень разработанности жанровых характеристик исследуемого речевого произведения в научной литературе; изучить профессиональную практику учителей начальных классов, выявить частотность и специфику использования высказываний об учителе и особенности их включения в структуру урока и системы уроков, внеурочную систему работы; на основе анализа текстов-образцов определить содержание понятия «сочинение в жанре портретной зарисовки учителя», его жанровые признаки; выявить степень готовности учеников к оценке личности учителя и созданию портретной зарисовки учителя (уровень сформированности специальных коммуникативных умений, возникающие трудности и др.); определить цель, задачи, количество и содержание занятий для обучения младших школьников написанию сочинения в жанре портретной зарисовки учителя; разработать дидактическое сопровождение формирующего эксперимента, определить приемы и методы обучения, типы учебных заданий; организовать и реализовать опытное обучение; выделить объективные критерии оценки качества проведенного эксперимента и проверить его эффективность. Методы исследования: анализ психолого-педагогических и частнометодических источников; наблюдение за учебным процессом в начальной школе школах, изучение практического опыта использования сведений об учителе в деятельности педагогов;
констатирующий эксперимент (анкетирование учителей, диагностирующие срезы - творческие задания); формирующий эксперимент (опытное обучение) как ведущий метод; метод статистической обработки результатов. Структура и основное содержание исследования Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения. Во введении обосновываются актуальность темы дипломного исследования, определяется его цель, гипотеза, задачи и методы. В первой главе «Теоретические основы исследования личности учителя как фактора педагогической деятельности»определяется степень разработанности различных аспектов темы в педагогике, лингвистике, психологии, рассматриваются жанровое своеобразие и особенности функционирования. Выводы, ставшие итогом теоретического исследования, составили научную базу разработанной программы опытного обучения. Вторая глава «Использование сочинения в жанре портретной зарисовки как средства оценки личности учителя»содержит основные положения организации констатирующего эксперимента, анализ полученных результатов; характеристику исходных положений, этапов и организации обучающего эксперимента, программу опытного обучения, методические разработки занятий, результаты опытного обучения. В приложение к дипломной работе включены материалы констатирующего, формирующего экспериментов.
Глава 1. Теоретические основы исследования личности учителя как фактора педагогической деятельности
В данной главе представлены теоретические сведения о портретной зарисовке, посвященной личности учителя, которые были положены в основу экспериментальной части работы. Изучение научной литературы, анализ текстов-образцов (опубликованных и взятых из реальной речевой практики) проводилось в связи с необходимостью выяснить: - степень разработанности различных аспектов темы в лингвистике, педагогике, психологии; - жанровое своеобразие и особенности функционирования портретной зарисовки в контексте коммуникации школьника; - психолого-педагогические основы работы над портретной зарисовкой. Выводы, ставшие итогом теоретического исследования, составили научную базу формирующего эксперимента.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|