Личность учителя как психолого-педагогическая проблема: современные подходы в исследовании
На вопрос, что такое личность, психологи и педагоги отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Проблема личности в психологии - проблема необъятная, охватывающая огромное поле исследований. Отчасти в силу растяжимости понятия «личность», отчасти из-за того, что такие слова как «личность», «характер», «темперамент», «способности», «потребности» и многие другие входят не только в систему научных понятий психологии личности, но и в наш повседневный язык, вокруг проблемы личности ведется очень много споров и дискуссий. Общественные науки так определяют понятие личность: «Личность - человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни» [12, с.162]. Обратимся к психологической структуре личности, представленную на рисунке 1.
Рис.1. Психологическая структура личности
Пилиповский, В.Я.отмечает:«Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и оценке, которую дает себе сам человек» [25, с.100]. Личность отличается самостоятельностью в поступках, она способна нести ответственность и решать проблемы, контролирует поведение, обладает силой воли, способна изменяться с течением времени. Рассмотрим критерии, характеризующие личность педагога.
Общественная значимость педагогического труда определяет высокие требования к личности учителя. Еще с древнейших времен общество вручало свое будущее - детей - самым опытным, мудрым, высоконравственным людям.
Высокий моральный облик - необходимое качество личности учителя, так как учитель ежедневно дает уроки нравственности своим воспитанникам. Следовательно, циник, морально нечистоплотный человек не должен быть учителем. «Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений», - подчеркивал К. Д. Ушинский [34, с. 144]. Необходимый арсенал качеств личности учителя - ответственность, добросовестность, трудолюбие, педагогическая справедливость(нравственное качество педагога и оценка меры его воздействия на учащихся, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом). Учитель, прежде всего, сам оценивает свою деятельность и ее результаты, поэтому очень важно, чтобы эта оценка была беспристрастной, объективной. По словам Я. А. Коменского, «учителями должны быть люди... честные, деятельные и трудолюбивые; не только для вида, но и на самом деле они должны быть живыми образцами добродетелей, которые они должны прививать другим» [24, с. 177]. Из всех нравственных качеств существенней всего для учителя - любовь к детям. Это требование к личности учителя можно найти в трудах каждого выдающегося педагога, однако, лучше всего об этом сказал педагог В. А. Сухомлинский: «Что значит хороший учитель? Это, прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам он был ребенком» [24, с.261]. Одна любовь к детям еще не определяет успешности педагогической деятельности. Нужны определенные качества личности, которые обеспечивают успех в педагогическом труде -педагогические способности.
Таблица 1 Комплекс педагогических способностей (в трактовке Н. В. Кузьминой [18])
Как видно, из таблицы 1, комплекс педагогических способностей включает в себя гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные и организаторские способности. Учителю необходимы: терпение, выдержка, настойчивость, оптимизм, гуманистическая направленность (человечность, доброта, отзывчивость, уважение к людям). Весьма желательны для педагога такие качества, какналичие чувства юмора; дополнительные возможности воздействия на школьников получает учитель, имеющийспособности и умения в какой-либо области: технике, спорте, музыке, живописи и т. д. Качество, которое объединяет все названные, активизирует их развитие - профессиональная педагогическая направленность. Это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих личность на педагогическую деятельность. Отсутствие или слабое развитие какого-либо профессионально значимого качества может быть компенсировано сильным развитием другого, кроме того, недостаточные качества можно и должно развивать. А. В. Мудрик в своей книге «Учитель: мастерство и вдохновение» (1986) с оветует выбирающим педагогическую профессию воздержаться от вступления на педагогическую стезю:
если у Вас плохое здоровье и врачи считают, что оно не улучшится; если Вы, несмотря на долгую и упорную работу над собой, обладаете плохой дикцией; если, несмотря на все усилия, у Вас не получается устанавливать контакты с людьми; если люди, младшие и старшие, вызывают у Вас стойкую неприязнь или постоянно раздражают; если Ваши товарищи утверждают, что Вам не хватает доброты, что Вы часто несправедливы, что у Вас трудный характер [22]. Противопоказания педагогической деятельности: не может быть учителем аморальный человек, не имеющий твердых убеждений; неумение сдерживать раздражение, излишняя резкость в обращении с детьми; серьезные дефекты речи, хронические заболевания гортани, органов слуха и зрения, нарушение опорно-двигательного аппарата. Рассмотрим специфику взаимодействия педагога с учениками, их родителями, коллегами по работе В педагогическом словаре под редакцией В.И. Загвязинского находим определение: «Педагогическое взаимодействие - это специально организованный процесс, направленный на решение воспитательных задач. Сущностью педагогического взаимодействия являются взаимные изменения взаимодействующих сторон в результате взаимных воздействий и влияний» [13, с.287]. Основные характеристики взаимодействия: взаимопознание; взаимопонимание; взаимоотношение; взаимные действия; взаимовлияние. Все характеристики взаимосвязаны: чем лучше знают и понимают друг друга участники педагогического процесса (педагоги, учащиеся, родители), тем больше у них возможностей для формирования положительных личных и деловых отношений, для того, чтобы прийти к согласию, договориться о совместных действиях, и в результате усиливается их влияние друг на друга. Типология взаимодействия в трактовке М. И. Рожкова и Л. В. Байбородовой применима к характеристике взаимодействия участников педагогического процесса на всех уровнях: учитель-ученик, педагог-педагог, педагог-родитель и т. д.: Таблица 2 Типология психологического взаимодействия (по М.И. Рожковой, Л.В. Байбородовой [27])
Все типы взаимодействия взаимосвязаны: большие воспитательные возможности имеют сотрудничество и диалог, однако в конкретной ситуации кто-то из школьников может нуждаться в опеке, проявлении внимания и заботе, с кем-то сложились деловые отношения на основе соглашения, а по отношению к кому-то оправданы в данный момент и жесткие требования, то есть необходимо учитывать конкретные условия при выборе оптимального типа взаимодействия. Все системы взаимодействия (между педагогами и учащимися, между педагогами и родителями, между учителями) взаимосвязаны, влияют друг на друга. Определяющую роль выполняет взаимодействие педагогов и учащихся. В то же время стиль отношения педагогов и школьников, педагогов и родителей зависит от характера отношений в педагогическом коллективе. Таким образом, личность отличается самостоятельностью в поступках, она способна нести ответственность и решать проблемы, контролирует поведение, обладает силой воли, способна изменяться с течением времени. Комплекс педагогических способностей включает в себя гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные и организаторские способности. Сущностью педагогического взаимодействия являются взаимные изменения взаимодействующих сторон в результате взаимных воздействий и влияний.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|