Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Результаты экспериментальной работы




 

Для определения эффективности разработанной модели формирующего эксперимента и выявления уровня сформированности умений и навыков мы проанализировали все работы учащихся, полученные в результате выполнения итогового задания.

Было получено 23 сочинения учащихся на тему «Каким должен быть учитель?». Их анализ проводился по критериям, которые отобрались в соответствии с поставленными задачами экспериментальной работы.

Оценка сочинений производилась по следующим критериям:

Соответствие созданных текстов теме сочинения.

Наличие элементов портретной зарисовки.

Статистика результатов обучения.

Как следует из анализа работ, все сочинения (100%) соответствуют заданной теме.

Школьники научились высказываться о значимости профессии учителя, давать оценку труду учителя, выражать свое отношение к учителям и профессии в целом.

Наличие элементов портретной зарисовки обнаружено в 18 сочинениях (78%).У школьников сформировалось представление о ведущих признаках жанра портретной зарисовки.

Приведем фрагменты из детских работ:

«Учитель должен быть красивый, ухоженный, причесанный. Когда начинается урок, учитель должен поздороваться с учениками»

«Учительница должна быть доброй, умной, находить общий язык с учениками, быть разговорчивой, выговаривать правильно и грамотно свою речь, быть терпеливой. Также она должна быть строгой к ученикам»

«Учительница должна быть строгая, но иногда ласковая. Учительница должна быть с добрыми глазами, приветливой улыбкой, справедливая, умная, отзывчивая, терпеливая. Она должна любить детей и уметь находить общий язык с ними. У учительницы должен быть красивый почерк» «Учитель должен постоянно повышать уровень своих знаний. Учитель должен быть интересным собеседником».

Образцы детских сочинений представлены в Приложении

Анализ методических традиций показал, что методика обучения жанру портретной зарисовки младшего школьника, на сегодняшний день, не разработана. Но в пособиях по развитию речи Т.А. Ладыженской, В.И. Капинос и других есть программа обучения различным типам текста (повествованию, описанию и аргументативному тексту). Один из этих текстов - описание, является наиболее важным в структуре портретной зарисовки школьника. Нужна специальная методика обучения созданию портретных зарисовок, которая опиралась бы на уже сложившиеся традиции обучения описанию.

В основу разработки модели формирующего эксперимента были положены результаты исследований в области лингвистики, психологии, педагогики, методики преподавания риторики, данные констатирующего эксперимента.

Характеристика программы опытного обучения показывает как разработана последовательность работы и формирование умений, определены методы, приемы и средства обучения.

Реализация опытного обучения подтверждает необходимость изучения жанра портретной зарисовки в школе.

Результаты опытного обучения подтвердили свою эффективность. Методы, приемы и средства обучения реализовались весьма успешно.

 


Заключение

 

В результате исследования можно прийти к следующим выводам.

Для достижения цели было необходимо решение целого ряда задач, которые можно считать выполненными:

выявлен характер требований, предъявляемых частнометодическими науками к содержанию и формам оценки личности учителя в начальной школе;

проанализирован комплекс персонифицированных высказываний, определить место портретной зарисовки учителя в их ряду;

изучена степень разработанности жанровых характеристик исследуемого речевого произведения в научной литературе;

изучена профессиональная практика учителей начальных классов, выявлена частотность и специфика использования высказываний об учителе и особенности их включения в структуру урока и системы уроков, внеурочную систему работы;

на основе анализа текстов-образцов определено содержание понятия «сочинение в жанре портретной зарисовки учителя», его жанровые признаки;

выявлена степень готовности учеников к оценке личности учителя и созданию портретной зарисовки учителя (уровень сформированности специальных коммуникативных умений, возникающие трудности и др.);

определены цель, задачи, количество и содержание занятий для обучения младших школьников написанию сочинения в жанре портретной зарисовки учителя;

разработано дидактическое сопровождение формирующего эксперимента, определены приемы и методы обучения, типы учебных заданий;

организовано и реализовано опытное обучение;

выделены объективные критерии оценки качества проведенного эксперимента и проверена его эффективность.

Выявлен характер требований, предъявляемых частнометодическими науками к содержанию и формам оценки личности учителя в начальной школе. Установлено, что проблема личности в психологии является сложной. Личность - человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и оценке, которую дает себе сам человек.

Общественная значимость педагогического труда определяет высокие требования к личности учителя. Еще с древнейших времен общество вручало свое будущее - детей - самым опытным, мудрым, высоконравственным людям.

Личность учителя очень важна для младшего школьника. Его отношение к ребенку, его оценки, в значительной степени и определяют самочувствие ребенка, его настроение, особенности формирующейся самооценки.

Для изучения оценочного аспекта отношения младших школьников к учителю мы изучили практику использования школьного сочинения как средства оценки личности учителя.

Анализ практики позволил выявить специфику видения ролевой позиции педагога в младшем школьном возрасте. Основой видения младшими школьниками ролевой позиции учителя является тандем следующих групп качеств: профессиональных и коммуникативных. Начиная с 8-9 лет, этот тандем дополняется группой качеств, характеризующих внешние данные учителя, а также качеств, характеризующих особую заботу и внимание учителя к ученикам.

На основе анализа текстов-образцов определено содержание понятия «портретная зарисовка», его жанровые признаки. Выявлена степень готовности учеников к оценке личности учителя и созданию портретной зарисовки учителя (уровень сформированности специальных коммуникативных умений, возникающие трудности и др.). Определены цель, задачи и содержание занятий для обучения младших школьников написанию сочинения в жанре портретной зарисовки учителя.

Организовано и реализовано опытное обучение.

Выделены объективные критерии оценки качества проведенного эксперимента и проверена его эффективность.

Таким образом, анализ полученных результатов подтвердил предположение, чтобы научить школьников создавать портретные зарисовки, необходимо:

а) в программу обучения ввести понятие о портретной зарисовке как жанре и его жанрообразующих признаках;

б) сформировать умение создавать целостное высказывание об учителе в жанре портретной зарисовки, которые будут реализовываться в следующей последовательности:

введение нового материала об изучаемом жанре;

закрепление полученной учениками информации (анализ текстов-образцов, составление схем);

создание письменных текстов портретных зарисовок.

Реализация программы опытного обучения на практике подтвердила эффективность выбранных методов, приемов и средств обучения.

 


Литература

1. Алдакаева, Н.Г. Сочинение как основной вид творческой работы при обучении русскому языку [Текст] / Н.Г. Алдакаева. - М.: Знание, 2004. - 247с.

.   Арутюнова, Н.Д. Предложение и его смысл [Текст] / Н.Д. Арутюнова. - М.: Просвещение, 1976. - 190с.

.   Баскакова, Г.В. Сложное синтаксическое целое в системе портретной характеристики [Текст] / Г.В. Баскакова // Язык прозы Чехова. Ростов на Дону, 1981. - С. 44 - 56.

.   Бахтин, М.М. Проблема речевых жанров [Текст] / М.М. Бахтин // Эстетика словесного творчества. - М.: Высшая школа, 1986. - С. 250 - 296.

.   Вавилов, Ю.П. Специфика профессии учителя начальных классов [Текст] / Ю.П. Вавилов // Педагогическое образование и наука. - 2002.-№1. - С.33-35.

.   Вежбицкая, А. Речевые жанры [Текст] / А. Вежбицкая // Жанры речи. Саратов, 1997. - С. 99 - 111.

.   Выготский, Л.С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 1997. - 314с.

.   Гамалей, Т.В. Система лексико-синтаксических средств описания внешности человека в современном русском языке. Дис.: канд. филол. наук. [Текст] / Т.В. Гамалей. - Л.: Нева, 1989. - 58с.

.   Голубева, Н. М. Личность учителя и профессиональное сообщество [Текст] / Н. М. Голубева // Начальная школа. - 2009. - № 8. - С. 41-43.

.   Гусарова, Е.Н. Современные педагогические технологии [Текст] / Е.Н. Гусарова. - М.: «Академия», 2006. - 344с.

.   Дементьев, В.В. Жанровая структура фатической коммуникации. Автореф.: дис. канд. филол. Наук [Текст] / В.В. Дементьев. - Саратов, 1995.

.   Загвязинская, Э. В. Личность учителя - "terra incognita" для учеников [Текст] / Э. В. Загвязинская // Директор школы. - 2005. - N 5. - С. 75-79.

.   Загвязинский, В.И. Педагогический словарь: учебное пособие для студ. выс. учеб. заведений [Текст] / Под ред. В.И. Загвязинского. - М.: Академия, 2009. - 352с.

.   Земская, Е.А. Городская устная речь и задачи ее изучения [Текст] / Е.А. Земская // Разновидности городской устной речи. - М., 1988. - С. 5 - 44.

.   Золотова, Г.А. К вопросу о конститутивных единицах текста [Текст] / Г.А. Золотова // Русский язык: Функционирование грамматических категорий. Текст и контекст.- М.: Просвещение, 1984. - С. 162 - 173.

.   Каткова, Л.В. Современные подходы к профессиональной подготовке учителя начальных классов в вузе [Текст] / Л.В. Каткова // Наука, образование, общество, 2006. - №5. - С. 23-26.

.   Корепанова, Н.В. Профессионально-личностное становление и развитие педагога [Текст] / Н.В. Корепанова, И.М. Хакимзянова // Педагогика.-2003.-№3.-С.66-71.

.   Кузьмина, Н.В. Способности, одаренность, талант учителя [Текст] / Н.В. Кузьмина. - Л.: Знание, 1985. - 32 с.

.   Мальковская, Т.Н. Учитель - ученик [Текст] / Т.Н. Мальковская. - М.: Знание, 1977. - 64 с.

.   Морозова, Г.В. Динамика отношения младшего школьника к учителю [Текст] / Г.В. Морозова. - М.: Педагогика, 2010. - 166с.

.   Мудрик, А.В. Социальная педагогика [Текст] / А.В. Мудрик. - М.: Академия, 1999. - 452с.

.   Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Под ред. Б.М. Бим - Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия. - 2002.-528с.

.   Пилиповский, В. Я.Требования к личности учителя в условиях высокотехнологического общества [Текст] / В.Я. Пилиповский // Педагогика. - 1997. - №5. - С. 97-103.

.   Радзиевская, Т.В. Текстовая коммуникация. Текстообразование [Текст] / Т.В. Радзиевская // Человеческий фактор в языке. Коммуникация, модальность, дейксис. - М.: Высшая школа, 1992. - С. 79 - 108.

.   Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 256 с.

.   Рубинштейн, М.М. Проблема учителя [Текст] / М.М. Рубинштейн. - М., 1988. - 166с.

.   Русский язык. Энциклопедия. [Текст] / Гл. ред. Ю.Н.Караулов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1997. - 490с.

.   Рыбин, В. А. Учитель в педагогике нового времени [Текст] / В. А. Рыбин // Педагогика. - 2006. - №8. - С. 48-56.

.   Сиротинина, О.Б. Некоторые размышления по поводу терминов "речевой жанр" и "риторический жанр"[Текст] / О.Б. Сиротинина // Жанры речи. Саратов, 1999.- С. 26 - 31.

.   Стернин, И.А. Структура профессиональной компетентности современного учителя начальной школы [Текст] / И.А. Стернин. - М.: Знание, 2011. - 344с.

.   Титов, В.А. Педагогика начальной школы. Конспект лекций [Текст] / В.А. Титов. - М.: Приор-издат, 2008. - 210с.

.   Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы.//Собр. соч.: Т.2.М.,1948. -с.29.

.   Федосюк, М.Ю. Комплексные жанры разговорной речи: "утешение", "убеждение", "уговоры" [Текст] / М.Ю. Федосюк // Русская разговорная речь как явление городской культуры. Екатеринбург, 1996. - С. 73 - 94.

 


Приложение

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...