Глава 4. Основные доктрины манипуляции сознанием
1. Технология манипуляции как закрытое знание Итак, доктрины и развитые теории манипуляции сознанием сложилисьнедавно, уже в нашем веке, но главные камни в их основание были заложены ужетеми, кто готовил буржуазные революции в Европе. Ведь фокус был в том, чтобысделать эти революции чужими руками ("пролетариат борется, буржуазиякрадется к власти"). Надо было буквально натравить простого человека на"старый порядок", соблазнить его миражом той благодати, которая возникнет,как только у короля отрубят голову. Именно в ходе Французской революции идеологи нового общества поняли,что главным средством власти будет в нем язык. Здесь сознательно пошли напоистине богоборческое дело - планомерное, как в лаборатории, созданиенового языка. Первопроходцем здесь был Лавуазье, который создал язык химии,но философское значение этого далеко выходило за рамки науки (кстати,английских богобоязненных химиков смелость Лавуазье ужаснула). В то же время было осознано влияние на мысли людей количественной меры,числа, заменяющего наполненные тайным, неподконтрольным смыслом качества. Иодним из первых крупнейших дел Французской революции в создании новогомироощущения для масс была разработка метрической системы мер. В нейучаствовали виднейшие ученые и идеологи. С помощью этой системы мер былисвязаны сферы познания и языка. С помощью этого нового "языка точности"правящий слой стал господствовать над мыслями и словами о самыхфундаментальных категориях бытия - пространстве и времени. Учение о гегемонии Антонио Грамши Антонио Грамши, основатель и теоретик Итальянской коммунистическойпартии, депутат парламента, был арестован фашистами в 1926 г., заключен втюрьму, освобожден совершенно больным по амнистии 1934 г. и умер в 1937 г. Вначале 1929 г. ему разрешили в тюрьме писать, и он начал свой огромный труд"Тюремные тетради". Один из ключевых разделов труда Грамши - учение о гегемонии. Это -часть общей теории революции как слома государства и перехода к новомусоциально-политическому порядку. Вот, кратко, суть учения, прямо касающаясянашей проблемы. Согласно Грамши, власть господствующего класса держится не только нанасилии, но и на согласии. Механизм власти - не только принуждение, но иубеждение. Овладение собственностью как экономическая основа властинедостаточно - господство собственников тем самым автоматически негарантируется и стабильная власть не обеспечивается. Если главная сила государства и основа власти господствующего класса -гегемония, то вопрос о стабильности политического порядка и, напротив,условия его слома (революции) сводятся к вопросу о том, как достигается илиподрывается гегемония. Кто в этом процессе является главным агентом? Каковы"технологии" процесса? По Грамши, и установление, и подрыв гегемонии - "молекулярный" процесс.Он протекает не как столкновение классовых сил (Грамши отрицал такиемеханистические аналогии, которыми полон вульгарный историческийматериализм), а как невидимое, малыми порциями, изменение мнений инастроений в сознании каждого человека. Гегемония опирается на "культурноеядро" общества, которое включает в себя совокупность представлений о мире ичеловеке, о добре и зле, прекрасном и отвратительном, множество символов иобразов, традиций и предрассудков, знаний и опыта многих веков. Пока этоядро стабильно, в обществе имеется "устойчивая коллективная воля",направленная на сохранение существующего порядка. Самая эффективная гегемония идущей к власти буржуазии произошла воФранции, где быстро сложился тесный союз капитала и интеллигенции. Под этимсоюзом лежала тесная связь - и буржуазии, и интеллигенции - с немецкойРеформацией, породившей мощные философские течения (как говорится, "Кантобезглавил Бога, а Робеспьер короля"). Вообще, соединение протестантскойРеформации с политической моделью Французской революции Грамши считаеттеоретическим максимумом в эффективности установления гегемонии. Продавая свой труд, интеллигенция тянется туда, где деньги. Грамшипишет: "Интеллигенты служат "приказчиками" господствующей группы,используемыми для осуществления функций, подчиненных задачам социальнойгегемонии и политического управления". Наконец, совершенно в логике учения Грамши велся либеральнойинтеллигенцией подрыв гегемонии социалистических сил в странах ВосточнойЕвропы. В США сделаны диссертации о роли театра в разрушении культурногоядра этих стран - захватывающее чтение (сам Грамши в своей теории гегемониитакже уделял большое место театру, особенно театру Луиджи Пиранделло,который немало способствовал приходу к власти фашистов в Италии).Психологическая доктрина
Социодинамика культуры
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|