Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 4. Основные доктрины манипуляции сознанием




1. Технология манипуляции как закрытое знание Итак, доктрины и развитые теории манипуляции сознанием сложилисьнедавно, уже в нашем веке, но главные камни в их основание были заложены ужетеми, кто готовил буржуазные революции в Европе. Ведь фокус был в том, чтобысделать эти революции чужими руками ("пролетариат борется, буржуазиякрадется к власти"). Надо было буквально натравить простого человека на"старый порядок", соблазнить его миражом той благодати, которая возникнет,как только у короля отрубят голову. Именно в ходе Французской революции идеологи нового общества поняли,что главным средством власти будет в нем язык. Здесь сознательно пошли напоистине богоборческое дело - планомерное, как в лаборатории, созданиенового языка. Первопроходцем здесь был Лавуазье, который создал язык химии,но философское значение этого далеко выходило за рамки науки (кстати,английских богобоязненных химиков смелость Лавуазье ужаснула). В то же время было осознано влияние на мысли людей количественной меры,числа, заменяющего наполненные тайным, неподконтрольным смыслом качества. Иодним из первых крупнейших дел Французской революции в создании новогомироощущения для масс была разработка метрической системы мер. В нейучаствовали виднейшие ученые и идеологи. С помощью этой системы мер былисвязаны сферы познания и языка. С помощью этого нового "языка точности"правящий слой стал господствовать над мыслями и словами о самыхфундаментальных категориях бытия - пространстве и времени.

Учение о гегемонии Антонио Грамши

Антонио Грамши, основатель и теоретик Итальянской коммунистическойпартии, депутат парламента, был арестован фашистами в 1926 г., заключен втюрьму, освобожден совершенно больным по амнистии 1934 г. и умер в 1937 г. Вначале 1929 г. ему разрешили в тюрьме писать, и он начал свой огромный труд"Тюремные тетради". Один из ключевых разделов труда Грамши - учение о гегемонии. Это -часть общей теории революции как слома государства и перехода к новомусоциально-политическому порядку. Вот, кратко, суть учения, прямо касающаясянашей проблемы. Согласно Грамши, власть господствующего класса держится не только нанасилии, но и на согласии. Механизм власти - не только принуждение, но иубеждение. Овладение собственностью как экономическая основа властинедостаточно - господство собственников тем самым автоматически негарантируется и стабильная власть не обеспечивается. Если главная сила государства и основа власти господствующего класса -гегемония, то вопрос о стабильности политического порядка и, напротив,условия его слома (революции) сводятся к вопросу о том, как достигается илиподрывается гегемония. Кто в этом процессе является главным агентом? Каковы"технологии" процесса? По Грамши, и установление, и подрыв гегемонии - "молекулярный" процесс.Он протекает не как столкновение классовых сил (Грамши отрицал такиемеханистические аналогии, которыми полон вульгарный историческийматериализм), а как невидимое, малыми порциями, изменение мнений инастроений в сознании каждого человека. Гегемония опирается на "культурноеядро" общества, которое включает в себя совокупность представлений о мире ичеловеке, о добре и зле, прекрасном и отвратительном, множество символов иобразов, традиций и предрассудков, знаний и опыта многих веков. Пока этоядро стабильно, в обществе имеется "устойчивая коллективная воля",направленная на сохранение существующего порядка. Самая эффективная гегемония идущей к власти буржуазии произошла воФранции, где быстро сложился тесный союз капитала и интеллигенции. Под этимсоюзом лежала тесная связь - и буржуазии, и интеллигенции - с немецкойРеформацией, породившей мощные философские течения (как говорится, "Кантобезглавил Бога, а Робеспьер короля"). Вообще, соединение протестантскойРеформации с политической моделью Французской революции Грамши считаеттеоретическим максимумом в эффективности установления гегемонии. Продавая свой труд, интеллигенция тянется туда, где деньги. Грамшипишет: "Интеллигенты служат "приказчиками" господствующей группы,используемыми для осуществления функций, подчиненных задачам социальнойгегемонии и политического управления". Наконец, совершенно в логике учения Грамши велся либеральнойинтеллигенцией подрыв гегемонии социалистических сил в странах ВосточнойЕвропы. В США сделаны диссертации о роли театра в разрушении культурногоядра этих стран - захватывающее чтение (сам Грамши в своей теории гегемониитакже уделял большое место театру, особенно театру Луиджи Пиранделло,который немало способствовал приходу к власти фашистов в Италии).

Психологическая доктрина

Учение Грамши рассматривает человека общественного, а не отдельнуюличность и не малые группы. Действующим лицом здесь являются массы, классы,социальные слои, сферы деятельности, государство. С другой стороны подходитк вопросу манипуляции сознанием та доктрина, что сложилась постепенно врамках наук о психологии и психике (психология личности и социальнаяпсихология, психоанализ). Важной основой послужило и учение о высшей нервнойдеятельности (особенно теория условных рефлексов) физиолога И.П.Павлова. Вэтой обширной области знания при выработке собственно доктриныпрограммирования поведения человека на первое место к 50-м годам нашего векавышел психоанализ - не столько научная теория, сколько учение (выходящее зарамки строгой науки), созданное Зигмундом Фрейдом и развиваемое егопоследователями. Считается, что утверждению психоанализа как основы доктрины манипуляциисознанием способствовали успехи ее применения в области рекламы. Но, посуществу, на практике идеями психоанализа (не ссылаясь, конечно, на Фрейда)пользовались в своей очень эффективной пропаганде фашисты. Они обращались нек рассудку, а к инстинктам. Чтобы их мобилизовать, они с помощью целого рядаритуалов превращали аудиторию, представляющую разные слои общества, в толпу- особую временно возникающую общность людей, охваченную общим влечением.Один из немногих близких к Гитлеру интеллектуалов, архитектор А.Шпеер, пишетв своих воспоминаниях: "И Гитлер, и Геббельс знали, как разжигать массовыеинстинкты на митингах, как играть на страстях, прячущихся за фасадомрасхожей респектабельности. Опытные демагоги, они умело сплавляли заводскихрабочих, мелких буржуа и студентов в однородную толпу, формируя по своейприхоти ее суждения". Из психоанализа в доктрину манипуляции сознанием перешло важнейшее дляэтого дела понятие "психологическая защита". Вначале этим понятиемобозначалось явление личностное, внутрипсихическое, потом рамки расширилисьи стали говорить о "психологической защите" в межличностных отношениях, азатем и межгрупповых. Сейчас, например, в прикладной психологии естьнаправление, занятое постановкой психологической защиты делегаций,отправляющихся на переговоры.

Социодинамика культуры

Третья доктрина питается знаниями, полученными в большоймеждисциплинарной области, которую можно обозначить как социодинамикакультуры. Это знания о том, как вырабатываются, хранятся, передаются ивоспринимаются продукты культуры - идеи, фактическая информация,художественные образы, музыкальные произведения и пр. Это и теорииобразования, и исследования в области языка, и информационные науки.Конечно, в какой-то степени социодинамика культуры перекрывается спсихологией и тесно связана с учением о гегемонии, о котором говорилосьвыше. Но главное, что это - представление всего движения элементов культурыкак большой системы, которой можно управлять. А значит, регулировать потокитак, чтобы побуждать "потребителей культуры" к тому или иному типуповедения. Социодинамика культуры - слишком обширная область, и мы будет прибегатьк ее понятиям при разговоре о конкретных приемах или эпизодах манипуляциисознанием. Здесь отметим только, что из выросшей на этом знании доктрине(так же, как и из учения о гегемонии) следует принципиальное положение: еслинадо "промыть мозги" целому обществу, совершить над ним крупную программуманипуляции и отключить здравый смысл нескольких поколений, требуетсяразрушить систему "университетского", дисциплинарного образования и заменитьгуманитарную культуру культурой мозаичной. Для этого манипуляторамнеобходимо овладеть школой и средствами массовой коммуникации. При этихусловиях можно добиться большего или меньшего успеха, но если эти условия необеспечены, успеха достичь почти невозможно.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...