Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Телевидение и создание реальности




Поговорим сначала о создании фиктивной реальности - того искаженногообраза действительности, о котором говорил еще Платон. Поскольку человекдействует в соответствии со своим восприятием реальности (то есть ееобразом), то телевидение, способное этот образ создать, становится средствомпрограммирования поведения человека. И вот общий вывод о различии двух зрелищных искусств: театра и ТВ.Драма на сцене, независимо от числа трупов в финале, производитэмоциональное очищение зрителя - катарсис, который освобождает его от темныхимпульсов и желаний. Телесуды (и над Симпсоном, и другие) не только непроизводят катарсиса, но, напротив, оставляют "липкий осадок злобы,подозрений, цинизма и раскола". Анализ показал, что ТВ именно "конструируетреальность" - все участники суда над Симпсоном "работали на объектив". Товпечатление, которое спектакль оказывал на страну, бумерангом действовало ина суд. Даже судья, когда делал заявление, поворачивался лицом к телекамере.Присутствие ТВ оказывает такое воздействие, что экс-премьер и сенатор ИталииАндреотти согласился предстать перед судом, если процесс будет передаватьсяв прямом эфире. Он уже знал об эффекте камеры. Прецедент был в 1986 г. вНанте (Франция), где обвиняемые, тайно получив оружие, захватили заложникамивесь суд, но не стали скрываться, а поставили условием пригласить на процессТВ. И автоматически превратились из преступников в героев захватывающеготелесериала. Валенсия. 20-летний юноша, переодевшись черепашкой-нинзя, ворвался всоседний дом и зарезал супружескую пару и их дочь. Нью-Йорк. Малолетние приятели, посмотрев вместе средний боевик,наказали такого же малолетнего сына хозяев квартиры за то, что он отказалсястащить для них конфеты из шкафа. Они подержали его за руки за окном 12-гоэтажа, требуя уступить. Поскольку он не отвечал (наверное, был уже в шоке),они разжали руки. Его маленький брат прыгал и плакал рядом, но помочь ничемне мог. Таких сообщений поступает все больше и больше. И во всех случаях идетречь о совершенно нормальных детях из среднего класса. Они просто уже живутв "обществе спектакля" и не могут отличить жизни от того, что видят нателеэкране. Они - жертвы свободы сообщений. При этом надо подчеркнуть, чтосамый сильный удар "телевизионное насилие" наносит по детям. В середине 70-хгодов на американском телевидении сцены насилия показывались со среднейинтенсивностью 8 эпизодов в час. Но это именно в среднем, а самая высокаячастота показа таких сцен обнаружена в детских мультфильмах. Кстати, о"демократичности" рынка телевидения: опросы Института Гэллапа в середине70-х годов показали, что 2/3 американцев выступали против "телевизионногонасилия", но они были бессильны преодолеть интересы фирм, производящихтелевизоры, и рекламодателей. Первое важное свойство телевидения - его "убаюкивающий эффект", обеспечивающий пассивность восприятия. Сочетание текста, образов, музыки и домашней обстановки расслабляет мозг, чему способствует и умелое построение программ. Видный американский специалист пишет: "Телевидение не раздражает вас, не вынуждает реагировать, а просто освобождает от необходимости проявлять хоть какую-нибудь умственную активность. Ваш мозг работает в ни к чему не обязывающем направлении". Человек может контролировать, "фильтровать" сообщения, которые онполучает по одному каналу, например, через слово и через зрительные образы.Когда эти каналы соединяются, эффективность внедрения в сознание резковозрастает - "фильтры" рвутся. Так получилось с комиксами: любой, самыйпримитивный текст легко заглатывался, если сопровождался столь жепримитивными рисунками. Комиксы стали первым мощным жанром, формирующимсознание "масс". ТВ умножило мощность этого принципа. Текст, читаемыйдиктором, воспринимается как очевидная истина, если дается на фоне видеоряда- образов, снятых "на месте событий". Критическое осмысление резкозатрудняется, даже если видеоряд не имеет никакой связи с текстом. Неважно!Эффект вашего присутствия "в тексте" достигается.

Сопротивление общества

Когда разрушительное воздействие на сознание превысило некоторыйпредел, западное общество стало его ограничивать (способность довольнобыстро вырабатывать механизмы самозащиты - важное свойство гражданскогообщества). Возник явный конфликт общества с его собственной идеологией. Поразительно, что в США, где общество бомбили сильнее всего, вотрицательном влиянии ТВ сегодня уверены даже дети. Социолог, руководившийшироким опросом детей от 10 до 16 лет в 1996 г., сказал: "Мы были поражены,когда дети заявили, что их ценности зависят от СМИ, когда увидели, с какойстрастью они требуют более высоких моральных критериев от ТВ". 82% заявили,что ТВ должно было бы учить различать добро и зло, а 77% недовольны тем, чтоТВ часто показывает внебрачные половые связи и приучает к мысли, что люди вбольшинстве своем нечестны. Дети недовольны тем, как ТВ показывает семью ишколу. Более половины считают, что ТВ "показывает родителей гораздо болееглупыми, чем они есть на деле", а в школе как будто не учатся, а приходяттолько чтобы встретиться с приятелями или завести интрижку. 72% опрошенныхподростков обвиняют ТВ в том, что оно подталкивает их к слишком раннимполовым отношениям. Насколько американские подростки, казалось бы, ужеоболваненные ТВ, более ответственны в своих суждениях, чем нашиинтеллигенты-"демократы"! Следом начинаются процессы самоорганизации. Так, пять лет назад в СШАбыла создана ассоциация "Америка, свободная от телевидения" ("TV-FreeAmerica"), которая пропагандирует "катодную абстиненцию" - воздержание оттрубки. Она организует в национальном масштабе недельный полный бойкоттелевидения в год. Например, в 1996 г. к нему присоединилось 4 миллионателезрителей, 36 000 школ, Национальная медицинская ассоциация. Бойкот былподдержан губернаторами 26 штатов. В целом за тот год три самые большиетелекомпании потеряли 1,5 миллиона зрителей. В ответ телекомпании начали беспрецедентную рекламную кампанию,соблазняя людей просто смотреть телевизор - не конкретную программу илипередачу, а вообще. Необычная реклама, выполненная большими буквами, безвсяких картинок, заполнила газеты и журналы: "Жизнь коротка, смотрителевизор!", "Кресло - твой лучший друг!", "Не беспокойся, у тебя ещеостались миллиарды нервных клеток!", "Прекрасный денек сегодня - что же тыделаешь там, на улице?" и т.д. Все это только начало, но уже оно оченькрасноречиво. Когда появляется общественное мнение, происходят изменения и наполитическом рынке. Показательно, с чего начал в 1996 г. свою выборнуюкампанию Клинтон - ведь первый шаг должен был точно отвечать желаниямподавляющего большинства избирателей. Он начал с того, что он - сторонникцензуры телевидения. И что важно - это же заявил его соперник на выборахДоул. Вот первый тезис Клинтона: "Я хочу, чтобы руководители ТВ показывалитакие фильмы и программы, которые они могли бы посоветовать смотреть своимсобственным детям и внукам". Дело в том, что широкое исследование в Европепоказало, что элита деятелей ТВ не позволяет своим детям и внукам смотретьтелевизор, за исключением очень небольшого числа программ, и именно таких,которые были характерны для советского ТВ - спокойных, приличных ипознавательных. Итак, для своих детей цензура, а чужих детей надооболванить. Обвинение, неявно брошенное Клинтоном верхушке ТВ, рискованно,но оно привлекло к нему именно массового телезрителя.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...