Раздел II. Главные мишени манипуляторов сознанием
Глава 5. Оснащение ума: знаковые системы
Язык слов
Язык как система понятий, слов (имен), в которых человек воспринимаетмир и общество, есть самое главное средство подчинения. "Мы - рабы слов", -сказал Маркс, а потом это буквально повторил Ницше. Этот вывод доказанмножеством исследований, как теорема. В культурный багаж современногочеловека вошло представление, будто подчинение начинается с познания,которое служит основой убеждения. Однако в последние годы все больше ученыхсклоняется к мнению, что проблема глубже, и первоначальной функцией слова назаре человечества было его суггесторное воздействие - внушение, подчинениене через рассудок, а через чувство. Это - догадка Б.Ф.Поршнева, котораянаходит все больше подтверждений. Внушаемость посредством слова - глубинное свойство психики, возникшеегораздо раньше, нежели способность к аналитическому мышлению. Это видно входе развития ребенка. В раннем детстве слова и запреты взрослых оказываютбольшое суггесторное воздействие, и ребенку не требуется никакихобоснований. "Мама не велела" - это главное. Когда просвещенные родителиначинают логически доказывать необходимость запрета, они только приводятребенка в замешательство и подрывают силу своего слова. До того, как ребенокначинает понимать членораздельную речь, он способен правильно воспринимать"предшественники слова" - издаваемые с разной интонацией звуки, мимику,вообще "язык тела". Этологи - исследователи поведения животных - доскональноописали этот язык и силу его воздействия на поведение, например, стаи птиц. Второй слой воздействия - развитое сознание и процесс познания. На заренауки Бэкон говорил: "Знание - власть" (это более точный перевод привычногонам "знание - сила"). В чем главная разница "туземного" и "правильного" языка? "Туземный"рождается из личного общения людей, которые излагают свои мысли - в гущеповседневной жизни. Поэтому он напрямую связан со здравым смыслом (можносказать, что голос здравого смысла "говорит на родном языке"). "Правильный"- это язык диктора, зачитывающего текст, данный ему редактором, которыйдоработал материал публициста в соответствии с замечаниями советадиректоров. Это безличная риторика, созданная целым конвейером платныхработников. Это односторонний поток слов, направленных на определеннуюгруппу людей с целью убедить ее в чем-либо. Здесь берет свое начало"общество спектакля" - этот язык "предназначен для зрителя, созерцающегосцену".
Язык образов
Природа манипуляции состоит в наличии двойного воздействия - наряду спосылаемым открыто сообщением манипулятор посылает адресату "закодированный"сигнал, надеясь на то, что этот сигнал разбудит в сознании адресата теобразы, которые нужны манипулятору. Это скрытое воздействие опирается на"неявное знание", которым обладает адресат, на его способность создавать всвоем сознании образы, влияющие на его чувства, мнения и поведение.Искусство манипуляции состоит в том, чтобы пустить процесс воображения понужному руслу, но так, чтобы человек не заметил скрытого воздействия. Вымышленные персонажи и даже прототипы искусственно созданной"человекообразной расы", как Супермен или Бэтмен, стали неотъемлемой инеобходимой частью духовного мира американца. Когда автор известной серии"Лилль Абнер" Аль Капп ввел новый персонаж, Лену-гиену, "самую некрасивуюженщину в мире", он попросил читателей прислать свои предложения с описаниемчерт ее лица. Он получил от читателей более миллиона писем с рисунками. Такой необычайно эффективный "захват" массовой аудитории комиксы смоглиобеспечить именно благодаря совмещению текста со зрительными образами.Получив такую власть над читателем, комиксы стали выполнять множествоидеологических функций. Так, они стали главной "лабораторией", создающейновояз. Авторы комиксов вместе со специалистами по психоанализу илингвистике разрабатывают и внедряют в сознание неологизмы - новые слова,которые моментально входят в обыденное сознание, язык массовой культуры, азатем и официальный язык.
Иные знаковые системы
Мы не можем подробно обсудить все виды знаковых систем, которыестановятся мишенью для воздействий, служащих манипуляции сознанием. Укажемкоротко лишь некоторые. Значение одной из них очевидно. Это - язык чисел. Вчисле, как и в слове, заложены множественные смыслы. Порой кажется, что эти- исключительно холодные, рассудочные, рациональные смыслы. Это не так.Изначально числа нагружены глубоким мистическим и религиозным содержанием.Не будем уж углубляться в "число зверя" и вообще каббалистику. Хотя дляманипуляции суеверного и религиозного сознания она используется сегодня всамых примитивных политических целях. Заметим, что мистический смысл числа и счета укоренен не только виудейской и христианской культуре, это - общее явление. Пастух хоть вТуркмении, хоть в тундре никогда не скажет, сколько у него овец или оленей,хотя знает их всех "в лицо". В мультфильме, поставленном по обновленнойсказке, зверюшки приходят в ужас, когда заяц, научившись цифрам, ихпересчитывает. Они разбегаются с воплем: "Мама, он меня сосчитал!". Число, как и слово, было изначально связано с вещью. Последователирелигиозной секты Пифагора считали, что в числе выражена сущность, природавещи, при этом число не может лгать, и в этом их преимущество перед словом.Пифагорейцы считали даже, что числа - это те матрицы (парадигмы), по которымсоздаются вещи. Вещи "подражают числам". Через число только и может бытьпонят мир. Отметим вещь еще менее явную, чем тишина - сигналы запахов. Значение ихобычно ускользает. Тот факт, что мир запахов с точки зрения манипуляциисознанием и поведением недооценивается, можно считать странным. Известно,что эта знаковая система оказывает на поведение самое мощное воздействие.Достаточно вспомнить о том, какую роль играют духи как знаки, как носителисообщений в самых тонких человеческих отношениях. Известно также, чтометафора запаха используется в пропаганде очень широко. Слова о запахедействуют на особую психическую сферу - воображение, и под воздействием словчеловек как бы ощущает тот или иной запах. Такими метафорами полон язык политики, вплоть до ее низкого жаргона.Вспомните: "запахло жареным". Одна из сильнейших метафор - "запах крови".Запуская ее в массовое сознание, политики нередко действительно устраиваютнебольшой кровавый спектакль, жертвуя некоторым числом жизней, чтобы вызватьпсихологический шок у граждан.
Воспользуйтесь поиском по сайту: