Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работа в малых группах/самостоятельная работа




Задание №1: заполните таблицу, сравнив учение Маркса и Гегеля по нескольким основаниям.

 

Основание для сравнения Гегель Маркс
То, что лежит в основе мира    
Сущность диалектики    
Движущие силы истории    
Критерий истины    

Задание №2: заполните таблицу.

 

Тип формации Характеристика Способ производства
           

Задание №3: заполните сравнительную таблицу о соотношении материи и сознания, по Марксу.

 

Основание для сравнения Материя Сознание
Что первично    
Базис/надстройка    
Как возникли    
Основные свойства    
Чему/кому присуще    

Список рекомендуемой литературы

Основной

1. Лавриненко, В.П. Философия: учебник для бакалавров / В.П. Лавриненко. - М.: Юрайт, 2014.

2. Пастушкова, О.В. Конспект лекций по философии: Учеб. пособие [Электронный ресурс]. - Воронеж: ФГБОУ ВПО "Воронежский государственный технический университет", 2014.

3. Философия. Историко-философское введение. Ч.1 / Под ред. Л.Я. Курочкиной. – Воронеж, 2002.

4. Новейший философский словарь / Под ред. А.А. Грицанова. - Мн., 1998.

Дополнительный

1. Лапин, Н.И. Молодой Маркс / Н.И. Лапин. - М.,1986.

2. Ленин, В.И. Три источника и три составных части марксизма // http://www.communi.ru/matireals/university/origins/lenin/3sources_3parts_marksizm.htm

3. Маркс, К. К критике гегелевской философии права / К. Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – Т.1.

4. Маркс, К. Тезисы о Фейербахе / К. Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – Т. 3.

5. Марксизм. Альтернативы XXI века. Дебаты постсоветской школы критического марксизма: — Санкт-Петербург, Ленанд, 2009 г.- 264 с.

6. Ойзерман, Т.И. Материалистическое понимание истории: плюсы и минусы / Т.И. Ойзерман // Вопросы философии, 2001, №2.

7. Учение Маркса. XXI век. Марксизм и современность. Мировой финансовый кризис: — Санкт-Петербург, Красанд, 2010 г.- 376 с.

8. Фромм, Э. Вклад Маркса в познание человека / Эрих Фромм // Фромм Э. Психоанализ и этика. – М.: Республика, 1993. – С. 344-356.

ТЕМА VIII. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

План

§1. Особенности развития, основные черты и периодизация русской философии.

§ 2. Философская система Вл. Соловьева.

§ 3. Русская историософия (Филофей Псковский, П.Я. Чаадаев, Ф.М. Достоевский). Спор славянофилов и западников.

§ 4. Философия русского космизма.

§ 5.Русская философия после 1917 г.

Основные понятия: историософия, западничество, славянофильство, община, соборность, София, всеединство, русский космизм, анархизм, ноосфера, «общее дело», почвенничество, евразийство, «русская идея».

Самостоятельная работа

1. Период возникновения русской религиозной мысли ­– XI -XVI век (Кирилл и Мефодий, Феодосий Печерский, Вл. Мономах, Илларион, Максим Грек, Юрий Крижанич).

2. Значение для русской философии творчества М.В. Ломоносова и А.Н. Радищева.

3. Философские идеи Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого и их влияние на духовную жизнь России.

4. Русская философия после 1917 г.: официальная философия, творчество советских философов, философия русского зарубежья.

5. Русский экзистенциализм (Н. Бердяев, Л. Шестов).

Задание №1: Прочитайте текст. Сделайте краткий конспект, ответьте на контрольные вопросы.

Период возникновения русской религиозной мысли ­– XI - XVI век (Кирилл и Мефодий, Феодосий Печерский, Вл. Мономах, Илларион, Максим Грек, Юрий Крижанич).

Языческая модель мироздания у древних славян окончательно сложилась к X веку. Она характеризовалась поклонением природным стихиям, неразличением материального и духовного начал, культом тотемов и почитанием предков как способом социальной детерминации. Тройная вертикальная структура мироздания (небо, земля, преисподняя), четвертичное горизонтальное членение пространства по сторонам света, бинарные оппозиции (верх-низ, мужское-женское, день - ночь) содержали в себе модели объяснения мира и человека.

С Крещением Руси князем Владимиром в 988 г. начинается принципиально новый этап развития русской культуры. На смену родовому сознанию приходит понимание индивидуальной ответственности за посмертное вечное существование  личной души.

Идею вечного круговорота сменяет концепция линейного времени, имеющего свое начало (сотворение Богом мира) и конец (страшный суд). Такая кардинальная смена мировоззренческих ориентиров требовала философского осмысления. Поэтому после Крещения Руси наступает подлинное развитие древнерусской мысли. Весь контекст культуры, создаваемой в этот период, несет в себе массу философских идей. В первую очередь, это касается переводной литературы, которая предлагалась грамотному русскому человеку.

Одной из первых книг, переведенных с греческого языка на славянский просветителями славянских народов Кириллом и Мефодием (IX в.), стало Евангелие. Кирилл вошел в память последующих поколений с почетным именем Философ. Вместе со своим братом Мефодием он создал славянскую азбуку, выработал богословско-философскую лексику на славянском языке, дал первое определение философии в славянской традиции. Философия определялась им как «знание вещей божественных и человеческих, насколько может человек приблизиться к Богу, что учит человека делами своими быть по образу и подобию сотворившего его».

Благодаря кирилло-мефодиевской традиции Киевская Русь знакомится с античной философией. Переводятся и создаются собственные тексты (часто компилятивные, т.е. составленные из нескольких переводных сочинений, с собственными дополнения-ми и комментариями). Богатые сведения об античной философии можно найти в переведенном «Шестодневе» Иоанна экзарха Болгарского («Шестоднев» – жанр христианской литературы, посвященный толкованию сотворения мира; материал здесь разбивался на шесть глав по числу дней творения), «Изборнике 1073 г.», «Палее Толковой» (греч.: палея – древний, ветхий).

(1036, Василев, ок. Киева – 1074, Киево-Печерский монастырь) – древнерусский подвижник, церковный деятель. В 1065 пострижен в монахи Антонием Печерским. После смерти последнего стал игуменом Печерского монастыря, где ввел новые порядки в соответствии с уставом константинопольского Студийского монастыря. По примеру восточных подвижников постоянно обращался к братии с различными наставлениями и поучениями, которые сложились в целую систему монашеской морали. Согласно этой системе, монах должен полностью отречься от мира, стяжания, быть воздержанным, смиренным, терпеливым, строго соблюдать посты, быть готовым к ежеминутному покаянию. Призывал иноков бороться с дурными помыслами, любить и уважать друг друга, оказывать всяческую помощь бедным, убогим и бездомным.

Феодосий Печерский.

В жизни Феодосия Печерского и его проповедях в наиболее яркой форме воплотился русский христианский идеал эпохи Киевской Руси, согласно которому Бог любит тех, кто принимает на себя добровольный крест мученичества, лишений, страданий. И наоборот, тот, кто живет сытной и благополучной жизнью, угождает дьяволу. В миру невозможно спастись. Единственный путь спасения – это монастырь, молитвы праведников за грешников. Канонизирован Русской Православной Церковью в 1108.

В XII-ХIII вв. была переведена «Пчела» – сборник изречений, наставлений, поговорок из книг Священного Писания, патристических сочинений каппадокийской школы (IV в.): Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского и др. Так Древняя Русь усваивала богатство византийской культуры и приобщалась к античному философскому наследию.

Через духовный опыт патристики происходило знакомство Руси с философским наследием платонизма. Впрочем, в Древней Руси очень рано стали известны идеи и другого великого греческого философа – Аристотеля, прежде всего благодаря знакомству с трудами Иоанна Дамаскина (VIII в.), глубокого знатока аристотелевской метафизики и логики.

Из оригинальных древнерусских сочинений следует выделить: «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона, с которого начинается русская историософия (или философия истории); «Повесть временных лет», содержащую комплекс эстетических, натурфилософских, философско-исторических идей;

«Притчу о душе и теле» Кирилла Туровского о соотношении души и тела в человеке; «Послание митрополита Никифора Владимиру Мономаху» как первый гносеологический трактат о трех частях души и пяти видах чувственного познания; «Житие Феодосия Печерского» летописца Нестора как выражение этики монашествующих и «Поучение Владимира Мономаха» как образец мирской этики.

«Поучение Владимира Мономаха» было создано князем на закате жизни (между 1117-1125 гг.) и явилось его политическим завещанием. Оно содержит рекомендации, которыми должен руководствоваться правитель государства. В «Поучении» законность практически отождествляется со справедливостью и утверждается равная ответственность перед законом «малых» и «больших» людей. Юридические принципы здесь тесно переплетены с нравственными, поэтому «Поучение» воспринимается как мудрая заповедь, призывающая к состраданию, уклонению от зла, покаянию, молитве, усердию, справедливости и попечению о слабых.

Максим Грек, в миру Михаил Триволис, Грек – российское прозвище по территориальному либо национальному признаку (ок. 1475–1556 гг.), публицист, богослов, философ, переводчик, филолог. Он родился в албанском городе Арта в семье знатных родителей эллинского происхождения – Эммануила и Ирины. Знал древние языки. Обучался в Италии, Венеции и Флоренции, где познакомился со многими учёными, слушал глубоко нравственные проповеди доминиканского монаха Иеронима Савонаролы, в 1498 г. обличённого в ереси и сожжённого на костре по повелению папы Александра VI. После учёбы Максим возвращается на родину, но не находит себя в условиях гонений на науку и уезжает в Грецию, хотя и там обстановка была далеко ненравственной. Он уходит в монастырь на Афон, в силу своего глубокого целомудрия, послушания и грамотности: проповеди Савонаролы глубоко запали в его душу своей правдой, разоблачением лицемерия, поражением ханжества, заступничеством за угнетённых и обиженных. В Россию Максим прибыл по рекомендации Афонского игумена в 1518 г. для исправления церковных книг, где и был оставлен до конца дней своих, занимаясь литературно-публицистической деятельностью. Сблизился с церковной оппозицией, был дважды осуждён на соборах в 1525 г. и в 1531 г. Известно около 150 его произведений. Нравственно-обличительные – «Стязание о известном иноческом жительстве», «Беседы ума с душой»; поучительные – «Главы поучительны начальствующим правоверно»; полемические статьи, в том числе против католиков, лютеран, магометан, иудеев, эллинов-язычников, астрологов; философские и богословские рассуждения; переводы, в том числе Священного Писания и учителей Церкви; статьи по грамматике, лексикографии и ономастике; послания. Политический идеал Грека – гармония светской и духовной властей; отстаивал свободу воли («самовластный дар»). Канонизирован Русской Православной Церковью в 7988 г.

Мировоззрение у Грека православное, обусловленное его внутренней духовной культурой. Круг интересов достаточно широк и соответствует устойчивым христианским позициям – размышлениям о справедливости и несправедливости, о благочестии и ханжестве, о жизни и смерти, о душе и теле.

У него сложилось собственное представление о самовластии. Оно отличалось от богословской трактовки и открывало некоторые возможности для обсуждения морально-философских проблем. Самовластие – это утверждение человеческой активности, но в рамках христианских устоев.

В области познания Грек отдаёт предпочтение уму, который выступает у него ведущим началом. Разум – это божественный Логос; причина страстей – первородный грех. Говорят, что Максим, увидевший по приезду в Москву великокняжескую библиотеку Василия III, удивился изобилию в ней рукописей и сказал, что такого богатства нет ни в Греции, ни в Италии, где латинский фанатизм истребил многие творения греческих богословов.

Ещё одним примечательным представителем философской мысли Руси, сыгравшим значительную роль в её духовной культуре XVII в., был Юрий Крижанич.

Позиция Ю. Крижанича носила антисхоластический характер, он развивал идеи рационализма. Целью философии считал познание мира. Познать мир вещей – значит выяснить причины их существования. Источник познания – опытное познание. Начальным этапом познания являются чувственные знания. Высший этап – мудрость. Это уровень государственных людей. Процесс познания таков: практика и теория; знание – мирское, философское и естественное. Включают: механику, логику, диалектику (переговоры), риторику, поэтику, математику, этику, политику, экономику, физику, медицину.

Задание №2: Прочитайте текст. Сделайте краткий конспект, ответьте на контрольные вопросы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...