Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. Учение о Благодати Божией. Необходимость Божественной помощи для усвоения людьми Искупления. Благодать как сила, освящающая и усвояющая плоды искупительного подвига Христа Спасителя




1. Учение о Благодати Божией

Необходимость Божественной помощи для усвоения плодов Искупления. Благодать как сила, освящающая и усвояющая плоды искупительного подвига Христа Спасителя. Понятие о благодати в свете Священного Писания. Участие Лиц Святой Троицы в раздаянии благодати. Виды благодати (всеобщая благодать; церковная благодать; оправдывающая благодать; благодать, сохраняющая и взращивающая духовную жизнь; особые дарования благодати). Отношение благодати к свободе (пелагианство; учение блаженного Августина; православное учение; значение веры и добрых дел для спасения).

Необходимость Божественной помощи для усвоения людьми Искупления

Человек не может спастись своими собственными силами. Вследствие грехопадения природа его повредилась до такой степени, что своими силами исправить ее он не в состоянии, – необходима помощь свыше. На Предвечном Совете было определено, что Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой Троицы, воплотится, воспримет человеческую природу во всей полноте, кроме греха, устранит все последствия грехопадения, умрет, воскреснет, вознесется и воссядет одесную Отца – ради спасения человека. Как разъясняет В. Н. Лосский, «искупительный подвиг Христа... непосредственно связывается... с конечной целью, поставленной перед тварью, а именно – соединение ее с Богом. ».

Для того чтобы совершенное Христом искупление стало фактом жизни того или иного человека, необходимо уверовать во Христа как Искупителя, принять Его учение, последовать за Ним, т. е. возыметь желание стать Христовым, научиться мыслить и действовать в духе Христа. Однако всего этого еще недостаточно для усвоения плодов искупления. Для этого дело нашего искупления, совершенное Господом Иисусом Христом, должно непосредственно перейти в дело нашего освящения. Земная жизнь Господа Иисуса Христа уже была освящением мира. Но в полном виде освящение произошло в ниспослании Святого Духа с дарами спасающей благодати. Священное Писание говорит, что именно Дух Святой является той Силой, Которая усвояет нам плоды искупительного подвига Христа Спасителя.

Христос во всей полноте являет нам любовь Божию. Любовь Божия открылась нам в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него (1Ин. 4: 9); Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою (1Ин. 3: 16). Из Священного Писания известно, что Бог нас любит, но о том, что ́ есть эта любовь, ее опытное знание дается только Святым Духом.

Для спасения необходимо теснейшее с Ним соединение, полнота которого осуществляется в таинстве Евхаристии, в причащении Тела и Крови Христовых. Но для того чтобы Причастие было в нас действенно, также необходимо участие Святого Духа.

Кроме того, что Святой Дух соединяет нас со Христом, Он еще и освящает нашу личную волю, делает нас храмом Божиим, преображает образ существования нашей природы. Эти два момента являются тесно взаимосвязанными. Чем более мы соединяемся со Христом, тем больше имеем возможности для освящения Святым Духом. И наоборот, для соединения с Господом необходимо стяжание Духа Святого.

Благодать как сила, освящающая и усвояющая плоды искупительного подвига Христа Спасителя

За искуплением человека Сыном Божиим следует привитие человечества к Искупителю силой Духа Святого, или, иначе, усвоение плодов искупительного подвига Иисуса Христа человеку благодатию Святого Духа. Это Божественное действие именуется также благодатным оправданием и освящением человека, ибо, по слову ап. Павла, если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви (Рим. 11: 16).

Учение о Боге Освятителе состоит из следующих частей:

Учение о благодати как о силе, нас освящающей.

Учение о воздействии спасающей благодати на человека применительно к его духовно-телесной природе.

Учение о Церкви, через которую совершается освящение человека.

Учение о церковных таинствах как средствах освящения.

Учение Откровения о Божественной благодати в узком смысле, т. е. как о силе, освящающей и спасающей человека, сводится к следующим основным положениям:

Благодать – особая нетварная Божественная сила;

эта сила достигает нас в Ипостаси Святого Духа, поэтому она часто называется силой Духа Святого, хотя принадлежит в равной степени всем Лицам Пресвятой Троицы;

она даруется нам вследствие искупительного подвига Иисуса Христа;

Бог усвояет нам плоды искупительного подвига таинственным благодатным действием на нашу природу;

благодать действует совместно с естественными силами и способностями человеческой природы и не может рассматриваться как магическое дополнение к способностям и дарованиям человека;

благодать не изменяет самой природы (сущности) человека, но преображает способ ее существования.

Понятие о благодати в свете Священного Писания

В древнееврейском языке слову «благодать» соответствует слово hē n. В своем первоначальном значении оно указывает на свойства предметов, возбуждающие у людей чувства эстетического удовольствия и удовлетворения. Пример такого употребления слова hē n; мы видим в Еккл. 10: 12: Слова из уст мудрого – благодать, т. е. слова мудрого человека доставляют удовлетворение слушающему. Чаще в Ветхом Завете это слово используется для обозначения добрых чувств, возникающих между людьми, – таких как благосклонность, благорасположение. Например, в Исх. 3 Бог говорит: И дам народу сему (т. е. Израилю) милость (hē n; ) в глазах Египтян. Авраам, когда увидел трех ангелов, воскликнул: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего (Быт. 18: 3). Также слово «благодать» в Ветхом Завете может выражать милость и благоволение Бога к человеку: Ной же обрел благодать пред очами Господа Бога (Быт. 6: 8).

В Новом Завете слово χ ά ρ ι ς употребляется: 1) применительно к отношениям между людьми. Иногда этим словом обозначаются некие блага, причем не только духовные, но и материальные, которые имеют духовное значение. В 1Кор. 16 милостыня для Иерусалимской Церкви названа словом «благодать» (в синодальном переводе – «подаяние»). В других случаях это слово употребляется по отношению к чисто духовным понятиям: Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф. 4: 29); 2) для выражения отношения Бога к человеку. Здесь могут иметь место два смысла. Во-первых, слово «благодать» может употребляться в значении одного из Божественных свойств, но при этом данный термин имеет «динамический» оттенок – характеризует действие Бога в отношении человека. В Священном Писании есть немало примеров такого употребления слова «благодать». В 1Пет. 5 Бог называется Богом всякой благодати. У ап. Павла читаем: Бог же силен обогатить вас всякою благодатью (2Кор. 9: 8), т. е. этим словом названа вся полнота духовных даров, которую Бог сообщает человеку. Во-вторых, слово «благодать» может означать полноту любви и милости Божией, явленной в искуплении и изливающейся на людей в форме живой и деятельной силы, которая усвояет людям плоды искупления, возрождает их и помогает им в деле спасения. «... Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2Кор. 12: 9);

Когда речь идет о благодати как о Божественной силе, слово χ ά ρ ι ς часто заменяется словом δ ύ ν α μ ι ς, что буквально означает «сила». Незадолго до Вознесения Господь сказал ученикам: ... но вы примете силу (δ ύ ν α μ ι ν ), когда сойдет на вас Дух Святый (Деян. 1: 8).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...