Участие Лиц Святой Троицы в раздаянии благодати
Участие Лиц Святой Троицы в раздаянии благодати Благодать есть атрибут Божественной природы, общей для Трех Лиц Божества. Следовательно, все Три Лица участвуют в раздаянии спасающей благодати. Как и всякое действие Творца в отношении созданного Им мира, благодать движется по воле Отца через Сына в Духе Святом. Бог Отец – Источник нашего освящения благодатью, и это освящение осуществляется по Его благоволению. Именно Он посылает Святого Духа, Который от Него предвечно исходит. О том, что Святой Дух ниспосылается именно Отцом, говорится в Священном Писании. ... Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче! » (Гал. 4: 6). Сама благодать иногда называется благодатию Бога Отца. Первое Послание к Коринфянам ап. Павел начинает словами: ... благодать вам и мир от Бога Отца (1Кор. 1: 3). Сын Божий «заслужил» для нас благодатные дары Святого Духа, т. е. наше освящение благодатию стало возможным благодаря Его подвигу. Поэтому, если Отца называют Источником, то Сына – Виновником (Причиной) нашего освящения. Без Его подвига, без Его ходатайства Святой Дух не мог бы быть послан. Сам Святой Дух называется Духом Христовым (см.: Рим. 8: 9) или Духом Сына (см.: Гал. 4: 6). Священное Писание Нового Завета говорит о Сыне Божием как о Раздаятеле Святого Духа и Его даров верующим. Святой Дух, Третье Лицо Пресвятой Троицы, Который послан в мир от Отца Сыном, или по ходатайству Сына, собственно и является Совершителем нашего освящения. Из Священного Писания известно, что именно Дух Святой приводит человека ко Христу, Он возрождает человека в крещении (см.: Ин. 3: 5), изливается в самое существо человека (см.: Тит. 3: 6), так что, по словам ап. Павла, начинает жить в человеках (см.: Рим. 9: 1; 1Кор. 3: 16), а тела христиан делает храмами Святого Духа (см.: 1Кор. 6: 19). В Евр. 10 Святой Дух назван Духом благодати. Присутствие Святого Духа в людях составляет основание облагодатствования человека как его богопричастности.
Виды благодати (всеобщая благодать; церковная благодать; оправдывающая благодать; благодать, сохраняющая и взращивающая духовную жизнь; особые дарования благодати) Стремление «классифицировать» благодать по видам несвойственно богословию Восточной Церкви. Однако, хотя эта классификация не имеет основания в древнем Предании Восточной Церкви, тем не менее она может быть весьма полезной, т. к. позволяет лучше понять смысл богословских споров между католиками и протестантами, имевших место на Западе в эпоху Реформации. Она также полезна в полемике с католицизмом, протестантизмом и светским гуманизмом. Можно выделить два основных вида благодати: благодать всеобщую и благодать церковную. Всеобщая благодать . Всеобщую благодать в богословской литературе часто называют «благодатью предваряющей», или «благодатью просвещающей». Предваряющая, или всеобщая, благодать действует через общий Промысл Божий, поэтому иногда ее называют промыслительной благодатью. Под предваряющей благодатью понимается благодать Бога как Искупителя и Освятителя, которая через различные орудия (чтение слова Божия, христианскую проповедь, христианскую среду, определенные обстоятельства жизни, чудеса и т. п. ), совместно с действием естественных сил человека (разум, совесть, свободная воля), призывает и влечет ко спасению во Христе и действие которой предшествует человеческой свободе. Отсюда и название «предваряющая». Таким образом, Священное Писание убеждает в том, что все, что влечет человека к соединению со Христом, ведет его к покаянию и вере, не есть действие только естественных сил и способностей человека, но предполагает также и действие предваряющей Божественной благодати. Через эти начатки покаяния и веры благодать постепенно пробуждает в человеке хотение спастись. Возникновение в душе покаяния и веры составляет начало спасения во Христе, или обращение. Следующее действие предваряющей благодати – обращение. Обращение есть прежде всего осознание человеком своей вины перед Богом за свою греховность и невозможность выйти из греховного состояния, отвращение от зла и желание исправиться. Все это можно назвать одним словом – покаяние. Покаяние, с одной стороны, а с другой – живая и деятельная вера в Евангелие, выражающаяся в преданности Христу и желании последовать за Ним, называется внутренним или субъективным обращением. Вслед за этим внутренним обращением благодать Божия совершает и внешнее обращение в таинстве крещения. Соединение человека с Богом в таинстве крещения также совершается предваряющей благодатью. Через крещение предваряющая благодать вводит человека в Церковь, и на этом ее действие заканчивается. Ей преемствует особая благодать, которая действует только в Церкви, и доступ к которой человек получает в таинстве крещения.
Церковная благодать В православном догматическом богословии различают два вида собственно церковной благодати: оправдывающую благодать и благодать сохраняющую и возращающую духовную жизнь.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|