Молитва. Милостыня. Мудрость. Справедливость
Молитва Вопрос 6. Что есть молитва? Ответ. О молитве довольно сказано во второй части Православного Исповедания. Пост Вопрос 7. Что есть пост? Ответ. Пост – тот именно, который принадлежит к числу Христианских добродетелей, – есть воздержание от всех, или, по причине какой-либо немощи, от некоторых яств, равно и от пития: также от всех мирских предметов, и от всех худых пожеланий, с тою целию, чтобы Христианин удобнее мог совершать молитву свою и умилостивлять Бога; также, чтобы мог умертвить плотские вожделения и получить благодать Божию. О таковом посте Священное Писание говорит так: «во всем представляюще себе якоже Божия слуги, в терпении мнозе, в скорбех, в бедах, в теснотах, в ранах, в темницах, в нестроениих (в изгнаниях), в трудех, во бдениих, в пощениих» (2Кор. 6, 4–5). И в другом месте: «Вострубите трубою в Сионе, освятите пост, проповедите целъбу, соберите люди», и ниже: «пощади, Господи, люди Твоя и не даждь достояния Твоего на укоризну» (Иоил. 2, 15–17). Таковой пост, когда совершается надлежащим образом, много способствует к умилостивлению Бога за грехи наши, чему примером служит Ниневия. Сей предмет пространнее изложен в правилах Церковных. Вопрос 8. Сколько родов поста? Ответ. Пост есть двоякий. Один совершается по принятому обычаю в некоторые определенные времена, как-то: четыре поста в год, также пост по средам и пяткам. Другой бывает по случаю и единовременно, и совершается по каким-нибудь причинам, открывающимся в известных городах и областях: его предписывает Предстоятель Церкви. Таковой пост должно соблюдать для того, чтобы явить послушание Церкви. Еще пост есть общий и частный. Общий, который соблюдает вся Церковь; частный, который содержит одна известная область, или город, или селение, или один человек особливо. И это бывает или по частному обету, сделанному кем-либо от себя, или по назначению Духовного Отца.
Милостыня Вопрос 9. Что есть милостыня? Ответ. Милостыня есть дело милосердия, состоящее в том, когда кто-нибудь оказывает благодеяние душе или телу нуждающегося человека, не разбирая лица, которое имеет нужду в таковой милостыне. Сия добродетель есть самая необходимая для человека Христианина, как учит Священное Писание: «милостыня бо от смерти избавляет и тая очищает всяк грех: творящии милостыни и правды исполнятся жизни» (Тов. 12, 9). И в Новом Завете, похваляя милостыню, так оно говорит: «иди, продаждь имение твое и даждь нищым: и имети имаши сокровище на небеси» (Мф. 19, 21). Христос обещает дать великую награду милостивым и на последнем суде: «аминь глаголю вам, понеже сотвористе единому сих братий Моих менших, мне сотвористе. Тогда речет... приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира» (Мф. 25: 40, 34). Милостыня, соединенная с постом, соделывает молитву, благоприятную Богу, так что Он выслушивает оную, как Ангел сказал к Корнилию: «молитвы твоя и милостыни твоя взыдоша на память пред Бога» (Деян. 10, 4). В сей добродетели заключаются все дела милосердия, о которых мы сказали во второй части сего Православного Исповедания. Вопрос 10. От сих добродетелей какие еще раждаются другие? Ответ. Четыре главные добродетели: мудрость, справедливость, мужество и воздержание. Мудрость Вопрос 11. Что есть мудрость Христианская? Ответ. Мудрость Христианская есть некоторая заботливость и прозорливость, пекущаяся и наблюдающая, чтобы не оскорбить Бога и ближнего никаким поступком или мыслию. О сей мудрости Господь так учит: «будите убо мудри яко змия, и цели яко голубие» (Мф. 10, 16). Сие изъясняя, Божественный Павел говорит: «Блюдите убо, како опасно ходите, не якоже немудри, но якоже премудри, искупующе время, яко дние лукави суть. Сего ради не бывайте несмысленнии, но разумевайте, что есть воля Божия» (Еф. 5, 15–17). Таковая мудрость Христианская основанием своим имеет непорочность и простоту сердца, всякую честность и пристойность, и всякую осмотрительность, чтобы не быть обманутыми врагом души нашей, и теми, кои желают вредить нам.
Справедливость Вопрос 12. Что есть справедливость? Ответ. Справедливость есть добродетель, воздающая каждому должнoe и соблюдающая долг свой без рассмотрения лиц не только в делах, касающихся богатства, но и чести и достоинств. Справедливость же Христианская не только воздает добром за зло, но даже не позволяет и желать зла тому, кто причинил нам зло, по учению Апостола: «ни единому же зла за зло воздающе, промышляюще добрая пред всеми человеки» (Рим. 12, 17). О сей справедливости тот же Апостол говорит: «Воздадите убо всем должная: емуже убо урок, урок: [а] емуже дань, дань: [а] емуже страх, страх: [и] емуже честь, честь. Ни единому же ничимже должни бывайте, точию еже любите друг друга, любяй бо друга закон исполни» (Рим. 13, 7–8). Вопрос 13. Грешат ли Начальники и Судии против справедливости, когда наказывают виновных за их преступления? Ответ. Не грешат. «Несть бо власть аще не от Бога, – как говорит Павел, – князи не суть боязнь добрым делом, но злым. Хощеши же ли не боятися власти; благое твори, и имети будеши похвалу от него: Божий бо слуга есть, тебе во благое. Аще ли злое твориши, бойся, не бо без ума мечь носит: Божий бо слуга есть, отмститель в гневе злое творящему» (Рим. 13, 1. 3–4).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|