О блаженствах. О первой заповеди блаженства. О второй заповеди блаженства
О блаженствах Вопрос 29. Поелику и блаженства относятся к Надежде: то спрашивается, сколько их? Ответ. Блаженств, означенных Христом Господом нашим во Евангелии, девять (Мф. 5, 2). На сие Святой Златоуст делает такое толкование: «Моисей дал десять заповедей, а Иисус, Господь Моисея, девять блаженств». И далее: «закон дал десять заповедей, а Иисус девять блаженств, соплетая венец из тройственной Троицы». (Бесед. на 1Кор. 4, 28). О первой заповеди блаженства Вопрос 30. Какое первое блаженство? Ответ. «Блажени нищии духом: яко тех есть Царствие Небесное» (Мф. 5, 3). Вопрос 31. Какое учение содержит в себе первое блаженство? Ответ. Учение о богатстве и вещах мирских: если они приходят к кому обильно, по благодати Божией, тот должен ими пользоваться не так, как полный господин их, но как управитель, и не доложен желать их с чрезмерною жадностию сердца, по словам Священного Псалмопевца: «Богатство аще течет, не прилагайте сердца» (Пс. 61, 11). И что еще более, подражая совершенству древних Христиан, мы не должны иметь ничего собственного, но у нас должно быть все общее, как у первенствующих Христиан, о которых Священное Писание свидетельствует сим образом: «Народу же веровавшему бе сердце и душа едина, и ни един же что от имений своих глаголаше свое быти, но бяху им вся обща». И ниже: «елицы бо господие селом или домовом бяху, продающе приношаху цены продаемых и полагаху при ногах Апостол: даяшеся же коемуждо, егоже аще кто требоваше». И еще: «Вси же веровавшии бяху вкупе и имяху вся обща» (Деян. 4: 32, 34–35, 2: 44). Таковая добродетель называется нищетою духа. Впрочем, позволяется, чтобы каждый из общего имения заимствовал столько, сколько по усмотрению достаточествует для приличного и одинакового с другими пропитания и одеяния, отвергая всякое излишество и тщетные украшения. Сию добродетель преимущественно обязаны иметь подвижники и монахи, которые не только не должны заботиться даже о нужном пропитании и одеянии для себя, но в надежде вящего воздаяния на небесах, должны переносить и недостаток в оных, имея пред очами сии слова Апостола: «До нынешняго часа и алчем, и жаждем, и наготуем, и страждем, и скитаемся, и труждаемся, делающе своими руками. Укаряеми, благословляем: гоними, терпим: хулими, утешаемся: якоже отреби миру быхом, всем попрание доселе» (1Кор. 4, 11–13). За таковое терпение Христос обещает небесное Свое Царство. Однако не лишаются вечной жизни и спасения те, которые, приобретя имение и богатство правильным образом, правильно и употребляют оное, именно, жертвуют на нужды церковные, на милостыни бедным, странным, немощным и другим нуждающимся людям, по примеру Закхея, который сказал пред лицем Христа следующия слова: «се, пол имения моего, Господи, дам нищым: и аще кого чим обидех, возвращу четверицею» (Лк. 19, 8). Но все те, которые от расточительности и распутства приходят в крайнюю нищету, не могут надеяться получить никакой награды от Бога за нищету сию. Напротив, им надлежит принести раскаяние в расточении и неправильном употреблении своего имения. При всем том православные не должны отчуждать их от своего милосердия. А если они обратятся на путь воздержания, то не лишатся и своей награды.
О второй заповеди блаженства Вопрос 32. Какое второе блаженство? Ответ. «Блажени плачущии: яко тии утешатся» (Мф. 5, 4). Вопрос 33. Чему учит сие блаженство? Ответ. Блаженство сие, во-первых, учит, что блаженны те православные люди, которые во все время своей жизни скорбят сердцем, и плачут о соделанных ими грехах, коими они оскорбили Бога и ближнего своего, по словам Пророка, который говорит: «приидут сынове Израилевы, тии и сынове Иудины вкупе ходяще и плачуще пойдут и Господа Бога своего взыщут» (Иер. 50, 4). В сем блаженстве нимало не участвуют те люди, которые плачут, быв принуждены к тому несчастиями мирскими и земными, как-то: осужденные преступники, когда они плачут не о грехах своих, но от чрезвычайного страха наказаний, которые должны понести за свои злодеяния, или те, кои оплакивают что-либо тленное и преходящее, и сим подобные. Во-вторых, блаженство сие учит, что блаженны те люди, которые сокрушением и слезами, проливаемыми о грехах ближних своих, стараются умилостивить и примирить Бога, умоляя Его, чтобы Он даровал им покаяние, т. е. чтобы еретиков обратил к Церкви, чтобы живущих беззаконно обратил на правый путь жизни. В-третьих, сие блаженство научает, что блаженны те, которые терпят притеснения от великих и сильных мира; например, которые неправедно и безвинно лишаются своих имуществ. Находясь в таком состоянии, они не должны помышлять об отмщении, но с горестью сердца и плачем, воссылая молитвы, должны просить заступления у Бога, возлагая всю надежду свою и упование на Его милосердие, от Которого и получают утешение, что делает их истинно православными и причастниками Божественной благодати. Еще в сем блаженстве участвуют те, которые претерпевают гонения за Православную Веру и за Святую Церковь, каковы суть все Мученики и им подобные.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|