Основные цели, объекты и методы идентификации, классификации и кодирование в стандартизации 4 глава
Односторонне согласованный стандарт – это стандарт, согласованный с другим стандартом таким образом, чтобы продукция, процессы, услуги, испытания и информация, представляемые в соответствии с первым стандартом, отвечали требованиям последнего, а не наоборот. Сопоставимые стандарты - принятые различными занимающимися стандартизацией органами стандарты на одну и ту же продукцию, на одни и те же процессы или услуги, в которых различные требования основываются на одних и тех же характеристиках и которые оцениваются с помощью одних и тех же методов, позволяющих однозначно сопоставить различия в требованиях. Сопоставимые стандарты не являются гармонизированными. Комплекс стандартов – это совокупность взаимосвязанных стандартов, объединённой общей целевой направленностью и устанавливающих согласованные требования к взаимосвязанным объектам стандартизации. Правила (ПР) – это документ в области стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, устанавливающий обязательные для применения организационно-технические и/или общетехнические положения, порядки (правила процедуры) и методы (способы, приёмы) выполнения работ соответствующих направлений, а также обязательные требования к оформлению результатов этих работ. Рекомендации (Р) – это документ в области стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, содержащий добровольные для применения организационно-технические и/или общетехнические положения, порядки (правила процедуры) и методы (способы, приёмы) выполнения работ соответствующих направлений, а также обязательные требования к оформлению результатов этих работ. Норма – это положение, устанавливающее количественные и/или качественные критерии, которые должны быть удовлетворены.
Регламент – это документ, принятый органом власти, содержащий обязательные правовые нормы. Технический регламент – это регламент, содержащий технические требования либо непосредственно, либо путём ссылки на стандарты, технические условия или кодекс установившейся практики, либо путём включения в себя содержания этих документов. Кодекс установившейся практики – это документ, рекомендующий практические правила или процедуры проектирования, изготовления, монтажа, технического обслуживания или эксплуатации, оборудования конструкций или изделий. Этот документ может быть стандартом, частью стандарта или самостоятельным документом. Общероссийский классификатор технико-экономической и социальной информации (ОКТЭСИ) – это нормативный документ, устанавливающий систематизированный перечень наименований и кодов объектов классификации и/или классификационных группировок (классы, группы, виды) и принятый на соответствующем уровне стандартизации, в рамках системы Единой классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭСИ). Он является обязательным для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и при межведомственном обмене информацией. Основные положения по системе ЕСКК изложены в следующих документах: - ПР 50-733-93. Основные положения Единой классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации и унифицированных систем документации РФ; - ПР 50-734-93. Порядок разработки общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации; ПР 50-735-93. Положение о ведении общероссийских классификаторов на базе информационно- вычислительной сети Российского статистического агентства. Объектами классификации и кодирования в ЕСКК выступают: статистическая информация, макроэкономическая, финансовая и правоохранительная деятельность, банковское дело, бухгалтерский учёт, стандартизация, сертификация, производство продукции, представление услуг, таможенное дело, торговля и внешнеэкономическая деятельность.
Общее руководство и координацию работ по созданию ЕСКК осуществляют Ростехрегулирование и Росстатагенство. Научная часть этой работы ведётся Всероссийским научно-исследовательским институтом классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ). По состоянию на 2010 г. действует 35 общероссийских классификаторов. Свод правил – это документ в области стандартизации, в котором содержаться технические правила и/или описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяют на добровольной основе. Перечень нормативных документов по стандартизации, действующих в РФ, приведён в табл. …
Таблица …. Нормативные документы по стандартизации
Все действующие в РФ национальные, межгосударственные, региональные, национальные стандарты других стран вносятся в ежегодно переиздаваемый указатель национальных стандартов РФ. Применение стандарта — это использование стандарта пользователем с выполнением установленных в нем требований и в соответствии с областью его распространения и сферой действия. Пользователями являются: - субъекты хозяйственной деятельности (исследователи, разработчики, испытатели, органы по сертификации, товаропроизводители, торговые организации, потребители товара, сервисные и ремонтные организации, организации по утилизации, захоронению или уничтожению использованной продукции или отходов производства); - население, то есть покупатели и потребители конечной продукции (товаров народного потребления) и всевозможных бытовых услуг; - государственные органы и институты всех ветвей и уровней власти. Область распространения стандарта — это конкретные объекты стандартизации, а также аспекты стандартизации, требования к которым установлены в данном стандарте. Сфера действия стандарта определяется статусом и компетенцией органа (или организации), принявшего (утвердившего) стандарт данной категории. Это может быть территория СНГ (ГОСТ), территория Российской Федерации (ГОСТ Р), отрасль науки и техники (ОСТ, СТО), предприятие (СТП). Применение международного стандарта — это использование конкретного международного стандарта пользователями в данной стране (странах) с полным или частичным выполнением установленных в нем требований и в соответствии с областью его распространения и сферой действия. Страны мирового сообщества используют следующие основные варианты применения международных стандартов.
1-й вариант — путем непосредственного (в буквальном смысле слова) применения международного стандарта в практике хозяйствования страны — пользователя стандарта (главным образом на уровне фирм), причем без какого-либо его переоформления и (или) дополнительного обозначения (переобозначения) и без официального аутентичного перевода на национальный официальный язык страны. 2-й вариант — путем официального аутентичного перевода международного стандарта на национальный официальный язык страны — пользователя этого стандарта и прямого включения его содержания в отечественный нормативный документ по стандартизации, причем без каких-либо дополнений и (или) ужесточений требований (или, напротив, с включением дополнений и (или) ужесточением требований). Это вариант прямого применения международного стандарта, но опосредованного с точки зрения его переоформления на национальный официальный язык страны-пользователя. 3-й вариант — путем частичного использования содержания требований международного стандарта пользователями в данной стране в качестве одного из многих источников научно-технической информации, учитываемой (или лишь принимаемой во внимание) при разработке аналогичного отечественного нормативного документа по стандартизации. Этот факт обычно не отражается в обозначении отечественного документа по стандартизации, но об этом в той или иной форме сообщается в предисловии, а также в справочно-информационных приложениях к нему (библиография или список источников, использованных при разработке отечественного документа). Первые два варианта обычно отражаются в специальных правилах переобозначения стандарта (см. ГОСТ Р 1.5, п. 8.1). Кроме того, об этом сообщается в предисловии к отечественному стандарту. В России и странах — членах СНГ используются в настоящее время все три указанных выше варианта. Применение регионального стандарта — это использование конкретного (международного) регионального стандарта пользователями в данной стране (странах) с полным или частичным выполнением установленных в нем требований и в соответствии с областью его распространения. Межгосударственные стандарты категории ГОСТ, за которые Российская Федерация проголосовала положительно, используются в России с полным выполнением установленных в них требований. Применение национального стандарта другой страны — это использование национального стандарта другой страны пользователями в данной стране (на основании заключенного в установленном порядке двустороннего соглашения между сторонами) с полным или частичным выполнением требований, установленных в конкретном национальном стандарте другой страны, и в соответствии с областью его распространения. Варианты и условия применения национальных стандартов других стран в России принципиально аналогичны трем изложенным выше вариантам применения международных стандартов ИСО и МЭК. Дата введения стандарта в действие — это дата, с которой стандарт приобретает юридическую силу. Устанавливаются для стандартов, содержащих обязательные требования (ГОСТ Р, ГОСТ, ОСТ, СТП). Для стандартов научно-технических, инженерных обществ (СТО), являющихся для субъектов хозяйственной деятельности полностью добровольными, даты введения их в действие не устанавливаются. Дата введения технического регламента в действие — это дата, с которой технический регламент приобретает юридическую силу. Так как технические регламенты (по определению) всегда являются обязательными документами, установление дат введения их в действие также обязательно. Пользователь стандарта — это юридическое или физическое лицо, применяющее стандарт в своей научно-технической, опытно-конструкторской, технологической, проектной, производственной, в области стандартизации, управленческой, учебно-педагогической и других видах деятельности. Пользователи должны соблюдать установленные в стандартах обязательные требования в соответствии с областью распространения и сферой действия, причем с даты введения их действие. А до этой даты соблюдение установленных в них обязательных требований как для юридических, так и для физических лиц является добровольным. Пользователь технического регламента — это юридическое или физическое лицо, применяющее технический регламент в своей научно-технической, опытно-конструкторской, технологической, проектной, производственной, в области стандартизации, управленческой, учебно-педагогической и других видах деятельности. Пользователи обязаны соблюдать все установленные в регламентах императивно-обязательные требования в полном объеме и в соответствии с областью распространения и сферой действия, причем с даты введения их в действие. До этой даты соблюдение (полное или частичное) установленных в них императивно-обязательных требований как для юридических, так и для физических лиц является добровольным. Структурные элементы стандарта — это совокупность элементов построения, изложения, оформления, содержания и обозначения стандартов. В общем случае стандарты содержат следующие структурные элементы: - титульный лист (обязательный элемент); - предисловие (обязательный элемент); - сведения о праве собственности на данный стандарт (обязательный элемент); - содержание (при необходимости); - введение (при необходимости); - наименование (обязательный элемент); - область применения (обязательный элемент); - нормативные ссылки (при наличии); - обозначения и сокращения, используемые в тексте стандарта (при наличии); - требования (главный и обязательный элемент); - приложения обязательные и рекомендуемые (при наличии); - библиографические данные, то есть информационные сведения о документах, использованных при разработке данного стандарта (при наличии); - сведения об отнесении стандарта к определенной классификационной группировке Универсальной десятичной классификации (УДК) печатно-книжной продукции (обязательный элемент); - обозначение данного стандарта (обязательный элемент). Теория стандартизации — фундаментальные и прикладные научные знания о социальной практике стандартизации. Фундаментальная теория стандартизации изучает, излагает и развивает следующие теории: - о собственном предмете стандартизации; - о собственном научно-практическом методе социальной практики стандартизации; - о главном (регулятивном) методологическом принципе социальной практики стандартизации; - об основной технико-экономической закономерности социальной практики стандартизации; - об объективном законе социальной практики стандартизации. Прикладная теория стандартизации изучает, излагает и развивает: - теорию объективного места, социальной роли и управляющих функций стандартов как активных элементов современных производительных сил и регуляторов исходной нормативно-технической стороны (грани) производственно-экономических отношений между проектировщиками и товаропроизводителями, с одной стороны, и товаров потребителями — с другой; - теорию общественно необходимых объектов стандартизации как результатов творческого интеллектуально-технического труда человека, подлежащих обобществлению в форме разработки новых или обновления действующих стандартов; - теорию непосредственной, собственной цели стандартизации как создание, систематическое обновление и применение норм оптимального по составу, структуре и уровню требований фонда стандартов; - теорию прикладных методических принципов стандартизации в условиях социально ориентированного способа оптимального функционирования экономики (принципы системности, комплексности, планомерности, оптимальности, сочетания обязательных и добровольных требований, гибкости и динамизма); - теорию социально необходимого оптимального фонда стандартов как главного регулятора исходной нормативно-технической стороны (грани) производственно-экономических отношений в условиях социально ориентированного способа оптимального функционирования экономики. Собственный предмет теории и практики стандартизации — это нормативно-техническая сторона (грань) системы производственно-экономических отношений разработчиков проектов товара и товаропроизводителей, с одной стороны, и его потребителей, с другой стороны, а также с органами хозяйственного управления по поводу интегрального качества объектов второй природы, создаваемых творческим интеллектуально-техническим трудом человека и многократно воспроизводимых и (или) используемых в любой сфере жизнедеятельности. Собственный научно-практический метод стандартизации - это метод системно-комплексного упорядочения и одновременно оптимизации требований ко всем новым потенциальным и новым фактическим, социально необходимым объектам официальной (документируемой) стандартизации новых объектов второй природы, постоянно воссоздаваемых творческим интеллектуально-техническим трудом исследователей и разработчиков во всех их формах, видах и разновидностях. Собственный научно-практический метод деятельности по стандартизации (рис. 2.3)
Рисунок 2.3. Собственный метод деятельности в области стандартизации включает в себя следующие более частные методы, используемые на соответствующих стадиях и этапах общего алгоритма стандартизации: - классифицирования и кодирования исходных множеств объектов стандартизации по признаку их целевого (или функционального) назначения; - ранжирования (оценки) конкретных объектов стандартизации определенного вида и назначения по критериям их социального и экономического прогресса (или, напротив, консерватизма) для последующего воспроизводства и использования; - «искусственного отбора», то есть селекции прогрессивных и одновременно симплификации морально устаревших конкретных объектов стандартизации; - унификации селекционированных конкретных объектов стандартизации по их главным параметрам (показателям назначения) и одновременно типизации, т.е. оптимизации требований к уровню их качества и уровню их экономичности; - составления проектов стандартов и рассылки их на отзывы, заключение и согласование компетентным юридическим и физическим лицам; - достижения консенсуса всех заинтересованных сторон по составу и уровню требований к конкретному объекту стандартизации, включенному в проект стандарта перед его официальным принятием (утверждением). Главный методологический принцип стандартизации — это принцип обязательной своевременности разработки новых и обновления действующих стандартов, который следует неукоснительно реализовывать в отношении новых позитивных результатов творческого труда как исследователей, так и разработчиков. В случаях несоблюдения главного (регулятивного) методологического принципа стандартизации деятельность по стандартизации оказывается или преждевременной или послевременной (т.е. запаздывающей). Поэтому вопрос о правильном выборе времени начала разработки нового стандарта или обновления действующего стандарта имеет определяющее значение для эффективности всей этой упорядочивающей, технической нормо-творческой и технической нормоприменительной деятельности. Основная технико-экономическая закономерность стандартизации — это диалектическое сочетание принципа преемственности относительно постоянных (стабильных) требований к главным параметрам сменяющих друг друга конкретных объектов стандартизации определенного вида и закона прогресса (роста, ужесточения) переменных требований к уровню качества и уровню экономичности тех же объектов, что обеспечивает все более полное сближение дискретно повышающихся требований стандартов и практически непрерывно возрастающих научно обоснованных требований потребителей к конкретным новым объектам второй природы в фазе их эволюционного развития. При завершении фазы эволюционного развития конкретных объектов стандартизации определенного вида, когда исчерпываются возможности дальнейшего прогресса в рамках ранее открыто (изобретенного) конструктивно-технологического принципа, старый стандарт необходимо отменить и разработать стандарт следующего поколения, в пределах которого будет опять проявляться (на новом витке развития) изложенная выше основная технико-экономическая закономерность стандартизации. Данная закономерность наблюдается в эволюционирующих стандартах на машины и приборы, на все иные виды продукции, а е на услуги и производственные процессы (работы). Объективный закон стандартизации — это социально-экономическая необходимость своевременного обобществления новых позитивных результатов творческого интеллектуально технического труда исследователей и разработчиков в форм нормативно-технической информации (т.е. в форме требований, включенных в принятые новые или обновленные стандарты) об интегральном качестве новых объектов второй природы, которые имеют четкую перспективу последующего многократного эффективного применения в любой сфере общественной практики. Своевременное обобществление позитивных результатов НТР и НТП путем разработки новых и обновления действующих стандартов объективно необходимо для обеспечения оптимального функционирования экономики каждой страны и мирового сообщества в целом, так как только при неуклонном следовании этому объективному закону производственно-экономические отношения между производителями и потребителями товаров (на микроуровне способа производства), а также с органами хозяйственного управления (на макроуровне) могут поддерживаться в прогрессивном, а не в застойном или тормозящем социально-экономическое развитие общества состоянии. Чем выше категория стандарта, тем соответственно выше уровень обобществления конкретных позитивных результатов НТР и НТП. Этот объективный закон стандартизации действует, естественно, в отраслях машино- и приборостроения, а также без какого-либо изъятия во всех других отраслях и сферах экономики.
Межотраслевые системы (комплексы) стандартов На всех этапах развития отечественной стандартизации общетехнические стандарты занимали особое место. В конце 60 — начале 70-х гг. из разрозненных стандартов были сформированы системы и комплексы общетехнических стандартов межотраслевого применения. На Госстандарт, действовавший и существовавший в тот период, были возложены задачи по координации стандартизации в отраслях промышленности, а также разработка единых систем государственных стандартов межотраслевого применения по нормативно-технической, проектно-конструкторской и технологической документации (ГСС, ЕСКД, ЕСТД). С формированием единых систем наметился новый этап развития отечественной стандартизации, уровень которой определялся уже имеющимися достижениями научно-технического прогресса и перспективами его развития. В условиях централизованного управления экономикой эти системы выполняли основополагающую функцию стандартизации, заключающуюся в создании технического законодательства страны. На их основе развивалась отраслевая стандартизация, разрабатывались государственные и отраслевые стандарты на продукцию и методы ее контроля, а также процессы производства. Эти же системы стандартов применялись предприятиями и организациями промышленности как общие технические нормы при разработке, производстве, эксплуатации, ремонте и модернизации техники. Формирование суверенной рыночной экономики, основ международной и национальной научно-технической политики российского государства обусловливает необходимость переосмысливания роли и места этих систем стандартов в деле государственной стандартизации, в выработке принципиально новых стратегии и концепции проведения работ в этой области применительно к переходу Российской Федерации на модель устойчивого развития, закрепления стабильного положения в СНГ и ВТО. В настоящее время. впервые в отечественной практике было создано правовое «поле» государственного научно-технического нормирования, основы которого закреплены Законом РФ «О техническом регулировании» во взаимной увязке с законами РФ «Об обеспечен единства измерений» и «О сертификации продукции (услуг)». Этими законодательными актами определено, что государственные стандарты Российской Федерации устанавливают «правила и нормы, обеспечивающие техническое и информационное единство при разработке, производстве, использовании (эксплуатации) продукции, выполнении работ и оказании услуг, в том числе правила оформления технической документации, допуски и посадки, общие правила обеспечения качества продукции, работ и услуг, сохранения и рационального использования всех видов ресурсов, термины и их определения, условные обозначения, метрологические и другие общетехнические и организационно-технические правила и нормы». Реализация данных положений проведена в Государственной системе стандартизации (ГСС), где, в частности, сказано, что основополагающие стандарты устанавливают общие организационно-технические положения для определенной области деятельности, а также общетехнические требования, нормы и правила, которые обеспечивают: взаимопонимание, техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессах создания и использования продукции; охрану окружающей среды, безопасность продукции, процессов и услуг для жизни и здоровья людей; сохранность имущества и другие общетехнические требования (ГОСТ Р 1.0—92). Структурная схема Государственной системы стандартизации приведена на рис. 3.1. В ГСС РФ основополагающие стандарты дифференцированы по двум основным группам: основополагающие организационно-технические и основополагающие общетехнические, основные требования к содержанию которых изложены в ГОСТ Р 1.5—92 (рис. 3.2).
Рисунок 3.1. Структурная схема ГСС РФ
Рисунок 3. 2. Основные требования к содержанию основополагающих стандартов
Обеспечение функционирования государственных систем стандартизации, единства измерений и обязательной сертификации, их гармонизация с международными, региональными и зарубежными национальными системами являются основными задачами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии РФ. Взаимосвязь Государственной системы стандартизации (ГСС), Государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ) и Государственной системы обязательной сертификации с учетом других функциональных задач (по каталогизации и Госнадзору) можно представить в виде схемы, приведенной на рис. 3.3. Рисунок 3. 3. Схема взаимосвязей государственных систем по стандартизации, метрологии и сертификации В табл. 3.1 приведен состав общетехнических и организационно-технических систем и комплексов стандартов. Из таблицы видно, что 97% стандартов, включенных в общетехнические системы и комплексы, являются межгосударственными.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|