Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные цели, объекты и методы идентификации, классификации и кодирование в стандартизации 4 глава

Односторонне согласованный стандарт – это стандарт, согласованный с другим стандартом таким образом, чтобы продукция, процессы, услуги, испытания и информация, представляемые в соответствии с первым стандартом, отвечали требованиям последнего, а не наоборот.

Сопоставимые стандарты - принятые различными занимающимися стандартизацией органами стандарты на одну и ту же продукцию, на одни и те же процессы или услуги, в которых различные требования основываются на одних и тех же характеристиках и которые оцениваются с помощью одних и тех же методов, позволяющих однозначно сопоставить различия в требованиях. Сопоставимые стандарты не являются гармонизированными.

Комплекс стандартов – это совокупность взаимосвязанных стандартов, объединённой общей целевой направленностью и устанавливающих согласованные требования к взаимосвязанным объектам стандартизации.

Правила (ПР) – это документ в области стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, устанавливающий обязательные для применения организационно-технические и/или общетехнические положения, порядки (правила процедуры) и методы (способы, приёмы) выполнения работ соответствующих направлений, а также обязательные требования к оформлению результатов этих работ.

Рекомендации (Р) – это документ в области стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, содержащий добровольные для применения организационно-технические и/или общетехнические положения, порядки (правила процедуры) и методы (способы, приёмы) выполнения работ соответствующих направлений, а также обязательные требования к оформлению результатов этих работ.

Норма – это положение, устанавливающее количественные и/или качественные критерии, которые должны быть удовлетворены.

Регламент – это документ, принятый органом власти, содержащий обязательные правовые нормы.

Технический регламент – это регламент, содержащий технические требования либо непосредственно, либо путём ссылки на стандарты, технические условия или кодекс установившейся практики, либо путём включения в себя содержания этих документов.

Кодекс установившейся практики – это документ, рекомендующий практические правила или процедуры проектирования, изготовления, монтажа, технического обслуживания или эксплуатации, оборудования конструкций или изделий. Этот документ может быть стандартом, частью стандарта или самостоятельным документом.

Общероссийский классификатор технико-экономической и социальной информации (ОКТЭСИ) – это нормативный документ, устанавливающий систематизированный перечень наименований и кодов объектов классификации и/или классификационных группировок (классы, группы, виды) и принятый на соответствующем уровне стандартизации, в рамках системы Единой классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭСИ). Он является обязательным для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и при межведомственном обмене информацией.

Основные положения по системе ЕСКК изложены в следующих документах:

- ПР 50-733-93. Основные положения Единой классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации и унифицированных систем документации РФ;

- ПР 50-734-93. Порядок разработки общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации;

ПР 50-735-93. Положение о ведении общероссийских классификаторов на базе информационно- вычислительной сети Российского статистического агентства.

Объектами классификации и кодирования в ЕСКК выступают: статистическая информация, макроэкономическая, финансовая и правоохранительная деятельность, банковское дело, бухгалтерский учёт, стандартизация, сертификация, производство продукции, представление услуг, таможенное дело, торговля и внешнеэкономическая деятельность.

Общее руководство и координацию работ по созданию ЕСКК осуществляют Ростехрегулирование и Росстатагенство. Научная часть этой работы ведётся Всероссийским научно-исследовательским институтом классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ). По состоянию на 2010 г. действует 35 общероссийских классификаторов.

 Свод правил – это документ в области стандартизации, в котором содержаться технические правила и/или описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяют на добровольной основе.

Перечень нормативных документов по стандартизации, действующих в РФ, приведён в табл. …

 

Таблица …. Нормативные документы по стандартизации

 

Наименование документа Определение Обозначение Сфера действия
Национальный стандарт РФ     Региональный стандарт   Межгосударственный стандарт (является стандартом регионального типа)     Международный стандарт   Европейский стандарт   Межгосударственный классификатор технико-экономической информации     Общероссийский классификатор технико-экономической и социальной информации   Стандарт отрасли     Стандарт предприятия   Стандарт организации     Технические условия   Правила     Рекомендации     Правила по межгосударственной стандартизации      Рекомендации по межгосударственной стандартизации     Рекомендации государственных метрологических научных центров   Методические указания   Регламент Стандарт, принятый Госстандартом, Госстроем РФ или Ростехрегулированием   Стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации   Стандарт, принятый Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС) или Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве (МНТКС).   Стандарт, принятый международной организацией по стандартизации     Стандарт, принятый Европейским комитетом по стандартизации (СЕН)   Стандарт, принятый Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС)   Стандарт, принятый Госстандартом, Госстроем РФ или Ростехрегулированием     Стандарт, принятый государственным органом управления в пределах его компетенции приминительно к продукции, работам и услугам отраслевого значения   Стандарт, утверждённый предприятием     Стандарт, принятый организацией в том числе коммерческой, общественной, научной, саморегулируемой, объединением юридических лиц   Документ, разработанный на конкретную продукцию (изделие, материал, вещество)   Документ в области стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, устанавливающий обязательные для применения организационно-технические и/или общетехнические положения, порядки (правила процедуры) и методы (способы, приёмы) выполнения работ соответствующих направлений, а также обязательные требования к оформлению результатов этих работ.   Документ в области стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, содержащий добровольные для применения организационно-технические и/или общетехнические положения, порядки (правила процедуры) и методы (способы, приёмы) выполнения работ соответствующих направлений, а также обязательные требования к оформлению результатов этих работ.   См. «Правила»     См. «Рекомендации»     См. «Рекомендации»     Документ, разработанный на конкретную сферу деятельности   Документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органами власти ГОСТ Р     СТ СЭВ     ГОСТ   ИСО, МЭК, ИСО/МЭК   EN   МК   ОК   ОСТ   СТП   СТО     ТУ   ПР     Р     ПМГ     РМГ     МИ     РД     РФ   Страны – члены региона     Страны – члены Межгосударственного Совета (МГС) или Межгосударственной научно-технической комиссии (МНТКС)     Страны – члены и члены-корреспонденты ИСО и МЭК   Страны – члены Европейского союза (ЕС)   Страны – члены Межгосударственного Совета (МГС)   РФ     В одной или нескольких отраслях   На данном предприятии и других субъектах хозяйственной деятельности при выполнении договоров   На принявший данный стандарт организацией     На конкретное изделие, материал, вещество   РФ     РФ     Страны – члены Межгосударственного Совета (МГС) или Межгосударственной научно-технической комиссии (МНТКС)   Страны – члены Межгосударственного Совета (МГС) или Межгосударственной научно-технической комиссии (МНТКС)   РФ     РФ   Сфера действия регламента    

 

 

Все действующие в РФ национальные, межгосударственные, региональные, национальные стандарты других стран вносятся в ежегодно переиздаваемый указатель национальных стандартов РФ.

Применение стандарта — это использование стандарта пользо­вателем с выполнением установленных в нем требований и в со­ответствии с областью его распространения и сферой действия.

Пользователями являются:

- субъекты хозяйственной дея­тельности (исследователи, разработчики, испытатели, органы по сертификации, товаропроизводители, торговые организа­ции, потребители товара, сервисные и ремонтные организации, организации по утилизации, захоронению или уничтожению использованной продукции или отходов производства);

- насе­ление, то есть покупатели и потребители конечной продукции (то­варов народного потребления) и всевозможных бытовых услуг;

- государственные органы и институты всех ветвей и уровней власти.

Область распространения стандарта — это конкретные объ­екты стандартизации, а также аспекты стандартизации, требова­ния к которым установлены в данном стандарте.

Сфера действия стандарта определяется статусом и компе­тенцией органа (или организации), принявшего (утвердившего) стандарт данной категории. Это может быть территория СНГ (ГОСТ), территория Российской Федерации (ГОСТ Р), отрасль науки и техники (ОСТ, СТО), предприятие (СТП).

Применение международного стандарта — это использование конкретного международного стандарта пользователями в дан­ной стране (странах) с полным или частичным выполнением ус­тановленных в нем требований и в соответствии с областью его распространения и сферой действия.

Страны мирового сообщества используют следующие основ­ные варианты применения международных стандартов.

1-й вариант — путем непосредственного (в буквальном смысле слова) применения международного стандарта в практи­ке хозяйствования страны — пользователя стандарта (главным образом на уровне фирм), причем без какого-либо его пере­оформления и (или) дополнительного обозначения (переобозна­чения) и без официального аутентичного перевода на нацио­нальный официальный язык страны.

2-й вариант — путем официального аутентичного перевода международного стандарта на национальный официальный язык страны — пользователя этого стандарта и прямого включения его содержания в отечественный нормативный документ по стандартизации, причем без каких-либо дополнений и (или) ужесточений требований (или, напротив, с включением допол­нений и (или) ужесточением требований). Это вариант прямого применения международного стандарта, но опосредованного с точки зрения его переоформления на национальный официаль­ный язык страны-пользователя.

3-й вариант — путем частичного использования содержания требований международного стандарта пользователями в данной стране в качестве одного из многих источников научно-техни­ческой информации, учитываемой (или лишь принимаемой во внимание) при разработке аналогичного отечественного норма­тивного документа по стандартизации. Этот факт обычно не от­ражается в обозначении отечественного документа по стандартизации, но об этом в той или иной форме сообщается в преди­словии, а также в справочно-информационных приложениях к нему (библиография или список источников, использованных при разработке отечественного документа).

Первые два варианта обычно отражаются в специальных правилах переобозначения стандарта (см. ГОСТ Р 1.5, п. 8.1). Кроме того, об этом сообщается в предисловии к отечественно­му стандарту.

В России и странах — членах СНГ используются в настоя­щее время все три указанных выше варианта.

Применение регионального стандарта — это использование конкретного (международного) регионального стандарта пользо­вателями в данной стране (странах) с полным или частичным выполнением установленных в нем требований и в соответствии с областью его распространения.

Межгосударственные стандарты категории ГОСТ, за которые Российская Федерация проголосовала положительно, использу­ются в России с полным выполнением установленных в них требований.

Применение национального стандарта другой страны — это ис­пользование национального стандарта другой страны пользова­телями в данной стране (на основании заключенного в установ­ленном порядке двустороннего соглашения между сторонами) с полным или частичным выполнением требований, установлен­ных в конкретном национальном стандарте другой страны, и в соответствии с областью его распространения.

Варианты и условия применения национальных стандартов других стран в России принципиально аналогичны трем изло­женным выше вариантам применения международных стандар­тов ИСО и МЭК.

Дата введения стандарта в действие — это дата, с которой стандарт приобретает юридическую силу. Устанавливаются для стандартов, содержащих обязательные требования (ГОСТ Р, ГОСТ, ОСТ, СТП). Для стандартов научно-технических, инже­нерных обществ (СТО), являющихся для субъектов хозяйствен­ной деятельности полностью добровольными, даты введения их в действие не устанавливаются.

Дата введения технического регламента в действие — это дата, с которой технический регламент приобретает юридическую си­лу. Так как технические регламенты (по определению) всегда являются обязательными документами, установление дат введе­ния их в действие также обязательно.

Пользователь стандарта — это юридическое или физическое лицо, применяющее стандарт в своей научно-технической, опыт­но-конструкторской, технологической, проектной, производст­венной, в области стандартизации, управленческой, учебно-педагоги­ческой и других видах деятельности.

Пользователи должны соблюдать установленные в стандартах обязательные требования в соответствии с областью распростра­нения и сферой действия, причем с даты введения их действие. А до этой даты соблюдение установленных в них обязательных требований как для юридических, так и для физических лиц яв­ляется добровольным.

Пользователь технического регламента — это юридическое или физическое лицо, применяющее технический регламент в своей научно-технической, опытно-конструкторской, технологической, проектной, производственной, в области стандартизации, управленче­ской, учебно-педагогической и других видах деятельности.

Пользователи обязаны соблюдать все установленные в рег­ламентах императивно-обязательные требования в полном объ­еме и в соответствии с областью распространения и сферой дей­ствия, причем с даты введения их в действие. До этой даты со­блюдение (полное или частичное) установленных в них императивно-обязательных требований как для юридических, так и для физических лиц является добровольным.

Структурные элементы стандарта — это совокупность элемен­тов построения, изложения, оформления, содержания и обозна­чения стандартов. В общем случае стандарты содержат следую­щие структурные элементы:

- титульный лист (обязательный элемент);

- предисловие (обязательный элемент);

- сведения о праве собственности на данный стандарт (обязательный элемент);

- содержание (при необходимости);

- введение (при необходимости);

- наименование (обязательный элемент);

- область применения (обязательный элемент);

- нормативные ссылки (при наличии);

- обозначения и сокращения, используемые в тексте стандарта (при наличии);

- требования (главный и обязательный элемент);

- приложения обязательные и рекомендуемые (при наличии);

- библиографические данные, то есть информационные сведе­ния о документах, использованных при разработке данного стандарта (при наличии);

- сведения об отнесении стандарта к определенной клас­сификационной группировке Универсальной десятичной клас­сификации (УДК) печатно-книжной продукции (обязательный элемент);

- обозначение данного стандарта (обязательный элемент).
Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению стандартов, принятых на террито­рии Российской Федерации, установлены в ГОСТ Р 1.5—92 и ГОСТ 1.5-93.

Теория стандартизации — фундаментальные и прикладные научные знания о социальной практике стандартизации.

Фундаментальная теория стандартизации изучает, излагает и развивает следующие теории:

- о собственном предмете стандартизации;

- о собственном научно-практическом методе социальной практики стандартизации;

- о главном (регулятивном) методологическом принципе социальной практики стандартизации;

- об основной технико-экономической закономерности со­циальной практики стандартизации;

- об объективном законе социальной практики стандартиза­ции.

Прикладная теория стандартизации изучает, излагает и раз­вивает:

- теорию объективного места, социальной роли и управ­ляющих функций стандартов как активных элементов со­временных производительных сил и регуляторов исходной нормативно-технической стороны (грани) производствен­но-экономических отношений между проектировщиками и товаропроизводителями, с одной стороны, и товаров потребителями — с другой;

- теорию общественно необходимых объектов стандартиза­ции как результатов творческого интеллектуально-техни­ческого труда человека, подлежащих обобществлению в форме разработки новых или обновления действующих стандартов;

- теорию непосредственной, собственной цели стандартиза­ции как создание, систематическое обновление и применение норм оптимального по составу, структуре и уровню требований фонда стандартов;

- теорию прикладных методических принципов стандарти­зации в условиях социально ориентированного способа оптимального функционирования экономики (принципы системности, комплексности, планомерности, оптималь­ности, сочетания обязательных и добровольных требова­ний, гибкости и динамизма);

- теорию социально необходимого оптимального фонда стандартов как главного регулятора исходной нормативно-технической стороны (грани) производственно-экономи­ческих отношений в условиях социально ориентированного способа оптимального функционирования экономики.

Собственный предмет теории и практики стандартизации — это нормативно-техническая сторона (грань) системы производст­венно-экономических отношений разработчиков проектов товара и това­ропроизводителей, с одной стороны, и его потребителей, с другой стороны, а также с органа­ми хозяйственного управления по поводу интегрального качества объектов второй природы, создаваемых творческим интеллекту­ально-техническим трудом человека и многократно воспроизводимых и (или) используемых в любой сфере жизнедеятель­ности.

Собственный научно-практический метод стандартизации - это метод системно-комплексного упорядочения и одновремен­но оптимизации требований ко всем новым потенциальным и новым фактическим, социально необходимым объектам офици­альной (документируемой) стандартизации новых объектов вто­рой природы, постоянно воссоздаваемых творческим интеллек­туально-техническим трудом исследователей и разработчиков во всех их формах, видах и разновидностях.

Собственный научно-практический метод деятельности по стандартизации (рис. 2.3)

 

Рисунок 2.3. Собственный метод деятельности в области стандартизации

 включает в себя следующие более ча­стные методы, используемые на соответствующих стадиях и эта­пах общего алгоритма стандартизации:

- классифицирования и кодирования исходных множеств объ­ектов стандартизации по признаку их целевого (или функ­ционального) назначения;

- ранжирования (оценки) конкретных объектов стандартизации определенного вида и назначения по критериям их социального и экономического прогресса (или, на­против, консерватизма) для последующего воспроиз­водства и использования;

- «искусственного отбора», то есть селекции прогрессивных и одновременно симплификации морально устаревших кон­кретных объектов стандартизации;

- унификации селекционированных конкретных объектов стандартизации по их главным параметрам (показателям назначения) и одновременно типизации, т.е. оптимизации требований к уровню их качества и уровню их экономич­ности;

- составления проектов стандартов и рассылки их на отзывы, заключение и согласование компетентным юридическим и физическим лицам;

- достижения консенсуса всех заинтересованных сторон по составу и уровню требований к конкретному объекту стан­дартизации, включенному в проект стандарта перед его официальным принятием (утверждением).

Главный методологический принцип стандартизации — это принцип обязательной своевременности разработки новых и об­новления действующих стандартов, который следует неукосни­тельно реализовывать в отношении новых позитивных результа­тов творческого труда как исследователей, так и разработчиков.

В случаях несоблюдения главного (регулятивного) методо­логического принципа стандартизации деятельность по стандар­тизации оказывается или преждевременной или послевременной (т.е. запаздывающей). Поэтому вопрос о правильном выборе времени начала разработки нового стандарта или обновления действующего стандарта имеет определяющее значение для эф­фективности всей этой упорядочивающей, технической нормо-творческой и технической нормоприменительной деятельности. Основная технико-экономическая закономерность стандартизации — это диалектическое сочетание принципа преемственности относительно постоянных (стабильных) требований к главным параметрам сменяющих друг друга конкретных объектов стандартизации определенного вида и закона прогресса (роста, ужесточения) переменных требований к уровню качества и уровню экономичности тех же объектов, что обеспечивает все более полное сближение дискретно повышающихся требований стандартов и практически непрерывно возрастающих научно обоснованных требований потребителей к конкретным новым объектам второй природы в фазе их эволюционного развития.

При завершении фазы эволюционного развития конкретных объектов стандартизации определенного вида, когда исчерпываются возможности дальнейшего прогресса в рамках ранее откры­то (изобретенного) конструктивно-технологического принципа, старый стандарт необходимо отменить и разработать стандарт следующего поколения, в пределах которого будет опять прояв­ляться (на новом витке развития) изложенная выше основная технико-экономическая закономерность стандартизации. Данная закономерность наблюдается в эволюционирующих стандартах на машины и приборы, на все иные виды продукции, а е на услуги и производственные процессы (работы).

Объективный закон стандартизации — это социально-эконо­мическая необходимость своевременного обобществления но­вых позитивных результатов творческого интеллектуально технического труда исследователей и разработчиков в форм нормативно-технической информации (т.е. в форме требований, включенных в принятые новые или обновленные стандарты) об интегральном качестве новых объектов второй природы, которые имеют четкую перспективу последующего многократ­ного эффективного применения в любой сфере общественной практики.

Своевременное обобществление позитивных результатов НТР и НТП путем разработки новых и обновления действую­щих стандартов объективно необходимо для обеспечения оп­тимального функционирования экономики каждой страны и мирового сообщества в целом, так как только при неуклон­ном следовании этому объективному закону производственно-экономические отношения между производителями и потреби­телями товаров (на микроуровне способа производства), а так­же с органами хозяйственного управления (на макроуровне) могут поддерживаться в прогрессивном, а не в застойном или тормозящем социально-экономическое развитие общества со­стоянии.

Чем выше категория стандарта, тем соответственно выше уровень обобществления конкретных позитивных результатов НТР и НТП. Этот объективный закон стандартизации действу­ет, естественно, в отраслях машино- и приборостроения, а так­же без какого-либо изъятия во всех других отраслях и сферах экономики.

 

   

                     Межотраслевые системы (комплексы) стандартов

На всех этапах развития отечественной стандартизации общетехнические стандарты занимали особое место. В конце 60 — начале 70-х гг. из разрозненных стандартов были сформированы системы и комплексы общетехнических стандартов межотрасле­вого применения. На Госстандарт, действовавший и существовавший в тот период,  были возложены задачи по координации стандартизации в отраслях промышленности, а также разработка единых систем государственных стандартов межотраслевого применения по нормативно-технической, проектно-конструкторской и технологической документации (ГСС, ЕСКД, ЕСТД).

С формированием единых систем наметился новый этап развития отечественной стандартизации, уровень которой опре­делялся уже имеющимися достижениями научно-технического прогресса и перспективами его развития. В условиях централи­зованного управления экономикой эти системы выполняли ос­новополагающую функцию стандартизации, заключающуюся в создании технического законодательства страны. На их основе развивалась отраслевая стандартизация, разрабатывались госу­дарственные и отраслевые стандарты на продукцию и методы ее контроля, а также процессы производства. Эти же системы стандартов применялись предприятиями и организациями промышленности как общие технические нормы при разработке, производстве, эксплуатации, ремонте и модернизации техники.

Формирование суверенной рыночной экономики, основ международной и национальной научно-технической политики российского государства обусловливает необходимость переосмысливания роли и места этих систем стандартов в деле государственной стандартизации, в выработке принципиально новых стратегии и концепции проведения работ в этой области применительно к переходу Российской Федерации на модель устойчивого развития, закрепления стабильного положения в СНГ и ВТО. В настоящее время. впервые в отечественной практике было создано правовое «поле» государственного научно-технического нормирования, основы которого закреплены Законом РФ «О техническом регулировании» во взаимной увязке с законами РФ «Об обеспечен единства измерений» и «О сертификации продукции (услуг)».

Этими законодательными актами определено, что госу­дарственные стандарты Российской Федерации устанавливают «правила и нормы, обеспечивающие техническое и информаци­онное единство при разработке, производстве, использовании (эксплуатации) продукции, выполнении работ и оказании услуг, в том числе правила оформления технической документации, допуски и посадки, общие правила обеспечения качества про­дукции, работ и услуг, сохранения и рационального использова­ния всех видов ресурсов, термины и их определения, условные обозначения, метрологические и другие общетехнические и ор­ганизационно-технические правила и нормы».

Реализация данных положений проведена в Госу­дарственной системе стандартизации (ГСС), где, в частности, ска­зано, что основополагающие стандарты устанавливают общие орга­низационно-технические положения для определенной области деятельности, а также общетехнические требования, нормы и пра­вила, которые обеспечивают: взаимопонимание, техническое един­ство и взаимосвязь различных областей науки, техники и произ­водства в процессах создания и использования продукции; охрану окружающей среды, безопасность продукции, процессов и услуг для жизни и здоровья людей; сохранность имущества и другие об­щетехнические требования (ГОСТ Р 1.0—92). Структурная схема Государственной системы стандартизации приведена на рис. 3.1.

В ГСС РФ основополагающие стандарты дифференцированы по двум основным группам: основополагающие организационно-тех­нические и основополагающие общетехнические, основные требова­ния к содержанию которых изложены в ГОСТ Р 1.5—92 (рис. 3.2).

 

Рисунок 3.1. Структурная схема ГСС РФ

 

Рисунок 3. 2. Основные требования к содержанию основополагающих стандартов

 

Обеспечение функционирования государственных систем стандартизации, единства измерений и обязательной сертификации, их гармонизация с международными, региональными и зарубежными национальными системами являются основными задачами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии РФ.

Взаимосвязь Государственной системы стандартизации (ГСС), Государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ) и Государственной системы обязательной сертификации с учетом других функциональных задач (по каталогизации и Госнадзору) можно представить в виде схемы, приведенной на рис. 3.3.

Рисунок 3. 3. Схема взаимосвязей государственных систем по стандартизации, метрологии и сертификации

В табл. 3.1 приведен состав общетехнических и ор­ганизационно-технических систем и комплексов стандартов. Из таблицы видно, что 97% стандартов, включенных в общетехни­ческие системы и комплексы, являются межгосударственными.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...