Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные цели, объекты и методы идентификации, классификации и кодирование в стандартизации 5 глава

Таблица 3. 1 Состав общетехнических и организационно-технических стандартов

 

Таким образом, сохраняется превалирующее положение межгосударственных стандартов, входящих в общетехнические системы и комплексы. Около 62% стандартов регламентируют единые требования для народнохозяйственной и оборонной продукции. Более 21% стандартов, входящих в общетехнические и организационно-технические системы и комплексы, распространяются только на народнохозяйственную продукцию, до 15% стандартов являются военными и до 3% — российскими.

Развитие отечественного технического законодательства в области обеспечения оборонного заказа («Основные положения Военной доктрины Российской Федерации», федеральные законы «О государственном оборонном заказе», «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»), реформиро­вание Вооруженных Сил, а также военно-техническая политика Министерства обороны привели к необходимости создания комплекса государственных российских военных стандартов (ГОСТ РВ), которые методами и средствами стандартизации должны содействовать повышению обороноспособности страны и создать организационно-технические механизмы практиче­ской реализации принятого законодательства.

Суверенизация внешнеполитической, внешнеэкономиче­ской, военной и военно-технической политики стран — членов СНГ, отличия в структурах государственного управления, видах, формах собственности и взаимоотношениях субъектов хозяйственной деятельности, а также неопределенность взаимоотноше­ний между национальными органами по военной стандартиза­ции объективно обусловливают самостоятельную направленность в разработке российских стандартов общетехнических и организационно-технических систем, учитывающих или содер­жащих требования, представляющие интересы Министерства обороны России. Специалисты полагают, что такое состояние сохранится и в ближайшем будущем.

Подчеркивая значимость общетехнической стандартизации в стране, следует отметить, что общетехнические и организационно-технические системы стандартов являются вторым после не­посредственно стандартов ГСС законодательно закрепленным и приоритетным направлением национальной стандартизации. За­казчиком, организатором, координатором и основным исполнителем работ в этой области является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии РФ.

При рассмотрении систем стандартов необходимо обратить внимание прежде всего на их роль и место в обеспечении промышленного производства экономики страны. Основу для проведения всего комплекса работ при создании техники, начиная от прикладных НИР, ОКР, постановки и освоения продукции в производстве и заканчивая обеспечением ее эксплуатации, ремонта и утилизации, составляет Система разработки и постановки продукции на производство (СРПП). Она устанавливает этапы и виды работ на всех стадиях жизненного цикла продукции, порядок их проведения и контроля, оформления полученных результатов, а также взаимоотношения участников paбот (заказчиков, разработчиков, изготовителей, потребителей).

На рис. 3.4 представлены результаты анализа применяемо основных общетехнических систем и комплексов стандартов стадиях жизненного цикла продукции и их влияние на формирование ее технического уровня и качества, устанавливаемых конкретной технической документации. На рисунке стандарты СРПП, ССБТ и ГСИ присутствуют на всех стадиях жизненно: цикла продукции. Широко используются также стандарты ССЭТО, ЕСЗКС, ССНТ и неразрушающего контроля.

 

Рисунок 3. 4. Использование систем и комплексов общетехнических стандартов

Стандарты ЕСКД и ЕСТД необходимы при разработке применении в производстве, ремонте и эксплуатации конструкторской и технологической документации на продукцию машиностроения и приборостроения. Устанавливая взаимосвязанные единые правила и положения по порядку разработки, оформления и обращения документации, стандарты этих систем позволяют рационально организовать деятельность НИИ, КБ и промыш­ленных предприятий с внедрением автоматизированного проек­тирования и микрофильмирования, обеспечить производство, эксплуатацию и ремонт унифицированным составом технической документации при взаимопонимании всех участников работ, по­высить мобилизационную готовность промышленности. Являясь средством информационных технологий в промышленном произ­водстве и обеспечивая информационно-техническую совмести­мость, данные стандарты помогают предприятиям однозначно ус­танавливать в технической документации «облик» создаваемой продукции и обеспечивать технологические процессы ее изготов­ления, способствуют формированию формализованной техниче­ской основы систем качества предприятий. В настоящее время прорабатывается вопрос о создании так называемых CALS-технологий, обеспечивающих автоматизированное сопровожде­ние продукции на всех стадиях ее жизненного цикла.

Дальнейшее развитие стандартов ЕСКД будет происходить в направлении внесения изменений в стандарты на эксплуатаци­онную и ремонтную документацию совершенствования правил внесения изменений на конструкторскую документацию, правил изображения крепежных деталей, подшипников, пружин и т.д.

Для ЕСТД также является актуальным дальнейшее coвершенствование правил внесения изменений в КД и ТД. Требует стандартизации и такой объект, как обеспечение ТД едиными правилами ее оформления для директивных технологий на изделия машиностроения и приборостроения. Необходимо, кроме того, развитие стандартизации в области технической диагностики.

Как видно из рис. 3.4, стандарты СРПП (ГОСТ 15.004) yстановлены для основных стадий жизненного цикла продукции, (НИР, ОКР, производство, эксплуатация, капитальный ремонта утилизация). Естественно, что объективно существуют и могут быть стандартизованы такие стадии жизненного цикла продукции, как обращение и реализация. «Смещение» стандартов СРПП вправо позволило в последние годы определить подходы для стандартизации в рамках утилизации продукции. В то же время заслуживает особого внимания смещение СРПП влево т.е. в те временные сферы, когда планируется (программируется) развитие каких-либо сфер и отраслей экономики на государственном уровне.

В частности, Законами Российской Федерации «О техническом регулировании» и «Об обеспечении единства измерений» определено, что при разработке федеральных и иных государственных программ, финансируемых полностью или частично из средств республиканского бюджета, в том числе программ создания и развития производства оборонной продукции, должны быть предусмотрены соответственно раздел нормативного обеспечения качества продукции (работ, услуг) и раздел метрологического обеспечения.

В соответствии с Законом РФ «0 поставках продукции для государственных нужд» (ст. 1 и 3) к государственным нуждам отнесена потребность Российской Федерации в продукции, необходимой для решения общенациональных проблем, реализации социально-экономических, оборонных, научно-технических, природоохранных и других целевых программ, а также иных задач. Продукция, которая создается для государственных нужд, должна соответствовать обязательным требованиям госу­дарственных стандартов и особым условиям, установленным в государственных контрактах.

Сущность нормативного и метрологического обеспечения про­грамм и проектов заключается в своевременном создании и со­блюдении в процессе их реализации системно увязанного комплекса стандартов и эталонов Российской Федерации, межгосударственных, международных (региональных) стандартов, норм и правил, а также средств и методов измерений, испытаний и кон­троля, устанавливающих и обеспечивающих достоверность реали­зации указанных программ и проектов по проверке требований безопасности и показателей качества продукции, работ (процес­сов) и услуг, защиту прав и законных интересов граждан и эко­номики страны от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.

Нормативы и эталоны единиц, основанные на прогнозе раз­вития научно-технического потенциала страны, — необходимые элементы любой программы, научно-технической и социально-экономической политики государства в целом. Именно научно-техническое и организационно-методическое нормирование, закре­пленное в документах и обеспеченное необходимыми средствами и методами измерений, в сочетании с правилами объективного контроля и оценки дает государству надежный технический рычаг управления экономикой, а потребителю и производителю — ос­нову для взаимодействия. Кроме того, стандарты, средства обес­печения единства измерений и процедуры сертификации продукции, процессов и услуг являются эффективными инструментами устранения технических барьеров и в то же время защищают внутренний рынок, отечественного товаропроизводителя и потре­бителя от некачественной продукции иностранных фирм.

Для того чтобы работы, проводимые Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии РФ, дали максимальный эффект, предусмотрены следующие основ­ные мероприятия:

- создание типового технико-экономического обоснования работ по формированию, реализации и экспертизе норма­тивного и метрологического обеспечения целевых программ и проектов, а также типового порядка оплаты по их проведению;

- формирование комплексной группы (Реестра) экспертов Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии РФ с привлечением специалистов ака­демических институтов и научно-исследовательских орга­низаций;

- нормативное и информационно-технологическое обеспе­чение функционирования Реестра экспертов;

- нормативно-методическое обеспечение и организация ра­бот по региональным целевым программам;

- изучение проблемы по программам создания оборонной продукции;

- методологическое подкрепление проблемы результатами фундаментальных исследований РАН в области системного моделирования;

- гармонизация проводимых Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии РФ работ экспертной направленности с деятельностью Экспертного совета при Правительстве РФ, Министерстве экономики, ГКНТи и ВАК.

 

 Проблемы обеспечения качества продукции

Качество продукции — понятие довольно емкое и широкое. Общеизвестно, что технический уровень и качество продукции формируются («закладываются») при ее разработке, обеспечива­ются в процессе производства и поддерживаются в ходе эксплуа­тации и ремонта. Однако на последнем этапе они снижаются по разным причинам, в том числе по мере морального старения.

Эволюция концепции обеспечения качества имеет давнюю ис­торию, но наиболее интенсивное ее развитие происходило во второй половине XX в. Изменения в характере и методах работы по обеспечению качества продукции различны во времени и не всегда выглядят четко обособленными и обозначенными. По­этому этапы эволюции не отделяются друг от друга строгими временными границами, а носят достаточно условный характер. Вместе с тем каждый из них имеет свою логику и закономерно­сти развития. Чтобы понять современную концепцию обеспече­ния качества, важно проследить четыре последних этапа ее раз­вития.

Относительно продолжительный период промышленного развития, начавшийся в начале XX в. и сопровождавшийся ин­тенсивным ростом промышленных предприятий и объемов их производства, завершился в 50-х гг. Основные проблемы обес­печения качества в тот период решались главным образом с по­мощью средств технического контроля продукции и производст­венных процессов. Организация и развитие средств технического контроля были направлены тогда в основном на соответствие стандартам производителя, и потребителю предлагалась такая продукция, которая выполняла только то, что в нее стремился вложить разработчик.

Однако ограниченный производственными рамками техни­ческий контроль не мог решить более значительных проблем качества, обозначившихся к началу 60-х гг. С этого момента начался активный этап разработки новых подходов к решению проблем обеспечения качества продукции.

Под воздействием интенсивного развития рыночных отношений в мировой экономике на смену задаче строгого соответствия стандартам производителя приходит новая: обеспечение соответствия реальным потребностям потребителя, который желает и должен получить возможность свободного выбора из множества аналогичных товаров тех, что наиболее пригодны с точки зрения их использования. К обеспечению соответствия стандартам добавляется необходимость обеспечения соответствия использования продукции. Решение этой задачи потребовало изменения технологии контроля качества товаров. Технический контроль начинает превращаться в специализированный вид  деятельности, направленный на регулирование качества, анализ причин дефектов, выработку мер по их устранению и введению мер профилактического характера. На смену средствам технического контроля приходят средства технического управления качеством продукции.

В методическом плане такой переход представляет собой нечто принципиально новое: вместо обнаружения дефектов в продукции ставилась задача их предупреждения. Теперь вся система предпринимаемых мер ориентировалась на достижение выявляемого с помощью рыночных механизмов требуемого потребителями уровня качества продукции. При этом техническое управление качеством дополняли ранее использовавшиеся методы  метрологии, анализа причинно-следственных связей, сбора информации о качестве, мотивации качества, стандартизации, разработки экспериментов и др.

В 70-е гг. конкурентная борьба производителей за рынки сбыта выдвигает как одну из основных целей производства про­дукции обеспечение соответствия стоимости, т.е. сочетание высокого качества продукции и низкой стоимости. Достижение этой цели потребовало, в дополнение к используемым средствам технического управления качеством, развития и совершенствования элементов организационного управления качеством. На базе объединения технического и организационного управления родилась концепция комплексного управления качеством продукции.

В рамках методологии комплексного управления качеством в разных странах с учетом национальных и экономических условий были сформулированы специфические организационные подходы к комплексному управлению качеством на уровне

предприятий. В соответствии с этими подходами решение про­блем качества входит в сферу ответственности высшего руководства предприятий и является главной заботой хорошо структурированного административного подразделения, получившего название «служба качества», которое специализируется исклю­чительно на организации обеспечения качества продукции. Бо­лее того, предполагается, что в работах по обеспечению качества продукции должен участвовать весь персонал предприятия — от высшего руководителя до рядового исполнителя. Для этого ра­ботники всех подразделений и иерархических организационных уровней обязаны обучиться методам управления качеством и применять их на практике.

Внедрение комплексного управления качеством продукции оз­начало завершение перехода от важности «внутреннего контроля качества» к важности «внутреннего строительства качества». Этот переход привел в 70-х гг. ведущие предприятия многих стран к но­вому уровню качества их продукции, основанному на обеспечении соответствия ее стандартам, использованию и стоимости.

В 80-х гг. в результате дальнейшего обострения конкурентной борьбы происходит очередная переориентация целей в области обеспечения качества продукции. К этому моменту для многих предприятий реализованные возможности обеспечения соответст­вия продукции стандартам, использованию и стоимости уже пе­рестали считаться факторами долгосрочного преимущества в конкурентной борьбе. Высокий уровень индустриального разви­тия большинства стран позволял не только быстро копировать технологию производства и обеспечение этих соответствий, но и иметь в ряде случаев более низкие издержки (на рабочую силу, на землю и т.п.). В этой связи стратегической целью становится со­ответствие скрытым требованиям потребителей, что побудило производителей к созданию так называемых «новаторских това­ров», т.е. тех, которые удовлетворяли бы желания потребителей до того, как эти желания у них появятся. Примерами являются многочисленные образцы продукции информационных техноло­гий, оптической промышленности, аэрокосмической техники, ав­томобилестроительной промышленности и т.д.

Для достижения новых целей в области обеспечения каче­ства и под мощным воздействием японского опыта с середины 80-х гг. в мировой практике стал формироваться новый подход, характерный и для настоящего времени, получивший название «всеобщее управление качеством» (TQM), концепция которого базируется на следующих фундаментальных принципах:

- ориентация деятельности предприятия на потребителей, от удовлетворения требований и ожиданий которых зави­сит успех предприятия на рынке сбыта;

- непрерывное совершенствование производства и работы в области качества;

- комплексное и системное решение задач обеспечения ка­чества на всех стадиях жизненного цикла продукции;

- смещение главных усилий в сфере качества в сторону че­ловеческих ресурсов (отношение всех работников к делу, культура производства, стиль руководства);

- участие всего без исключения персонала в решении про­блем качества;

- концентрация внимания не на выявление, а на предупре­ждение несоответствий;

- отношение к обеспечению качества как к непрерывному процессу, когда эффекты на конечном этапе являются следствием достижений на всех предшествующих этапах производства;

- использование широкого арсенала средств для выявления проблем качества и научных методов их решения, вклю­чая планирование экспериментов.

Итак, за относительно короткий период времени (всего 40 лет) концепция обеспечения качества прошла путь от обеспечения контроля качества конечного результата деятельности до всеоб­щего управления процессом получения требуемого результата. Реализация такого управления стала возможной благодаря при­менению на предприятиях специально организованных систем качества и внедрению разнообразных научных методов с целью непрерывного и систематического его улучшения.

Специалисты различают технический, экономический и фило­софский аспекты качества. Рассматривая в нашем случае техни­ческую сущность понятия «качество», следует представлять, что продукция имеет ряд свойств, описываемых (устанавливаемых в технической документации) с помощью значительного количества технических характеристик (показателей качества). Выбор става таких характеристик (параметров) обеспечивает полноту понятия «качество», которая в значительной мере зависит от объективности и квалификации разработчиков продукции. В этой связи особое значение придается описанию качества продукции на основе типового (унифицированного) состава ее характеристик (показателей), устанавливаемых в стандартах на группы однородной продукции (стандарты СПКП), а также в стандартах по общим техническим требованиям к продукции или ее видам (например, КСОТТ). Такое нормирование исклю­чает субъективизм разработчиков, позволяет находить взаимо­понимание между производителем и потребителем продукции. Этому способствуют также стандарты ССБТ в части общих по­казателей безопасности, стандарты ССЭТО в части нормируе­мых показателей эргономичности, стандарты ЕСЗКС в части требований к защите от коррозии и старения, стандарты ССНТ по показателям надежности, комплексы стандартов по вибра­ции, шуму, прочности и др.

Важное значение придается выбору методов испытаний по оценке (контролю) сформированных при разработке продукции показателей технического уровня и качества. Единство выби­раемых методов испытаний и методик различных расчетов обес­печивается комплексами стандартов «Расчеты и испытания на прочность и ресурс», «Обеспечение износостойкости», «Стати­стические методы контроля», «Контроль неразрушающий», «Техническая диагностика», «Вибрация», «Шум», а также стан­дартами ССБТ, ЕСЗКС, КСКК, ССНТ, ССЭТО.

Особое место среди общетехнических и организационно-технических систем стандартов занимает Государственная сис­тема обеспечения единства измерений.  Ее стандарты использу­ются не только в процессе промышленного производства, создающие метрологическое обеспечение разработки, а также обеспечивают изготовление, эксплуата­цию и ремонт продукции. Они распространены гораздо шире — практически во всех сферах человеческой деятельности: наука, здравоохранение, сельское хозяйство, охрана окружающей сре­ды, торговля, банковское дело, технологические процессы, дизайн, техническая эстетика и т.д. ГСИ представляет собой комплекс взаимоувязанных правил, положений, требований и норм, определяющих организацию и методологию проведения работ по оценке и обеспечению точности измерений, организа­ционно-технический механизм реализации Закона РФ «Об обеспечении единства измерений».

Следует также отметить, что в связи с общетехническим ха­рактером и направленностью ССБТ ее стандарты имеют широ­кое применение во всех системах сертификации продукции и услуг при обязательной сертификации товаров машинострои­тельного комплекса, товаров электромеханической и приборостроительной отраслей промышленности, товаров медицинской промышленности и средств индивидуальной защиты. Это объясняется большой социально-технической значимостью проблемы безопасности в стране и огромным уроном, связанным с производственным травматизмом, особенно со смертельным ис­ходом, профессиональной заболеваемостью и потерей матери­альных ценностей. Поэтому законами Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» и «Основы законодатель­ства Российской Федерации об охране труда» предусматривается обязательная сертификация продукции, работ и услуг на безо­пасность. Постановлением Правительства РФ «О государствен­ных нормативных требованиях об охране труда в Российской Федерации» от 12 августа 1994 г. положения стандартов ССБТ признаны в качестве государственных нормативных требований, подлежащих обязательному выполнению. Важное значение имеет также постановление Правительства РФ «О проведении обязатель­ной сертификации постоянных рабочих мест на производственных объектах, средств производства, оборудования для средств коллек­тивной и индивидуальной защиты» от 6 мая 1994 г.

 

Развитие и совершенствование общетехнических систем и комплексов стандартов в РФ

Сложной проблемой является организация работ по совер­шенствованию общетехнических систем и комплексов стандартов.

В условиях различных форм собственности и разделения труда в науке, технике и на производстве, а также в связи с усложнени­ем проблемы создания стандартов общетехнических систем и комплексов задача координации действий исполнителей и соис­полнителей при пересмотре стандартов представляет значитель­ную трудность. Успеха можно добиться только в том случае, если для совершенствования общетехнических систем и комплексов стандартов будет создан комплексный план, предусматриваю­щий как согласование заданий соисполнителей с возможностями по выделению финансовых ресурсов, так и возможные варианты поиска компромиссов между характеристиками планируемых к разработке стандартов, сроками и стоимостью их создания. Та­кой план (или программа) должен составляться на весь срок его реализации в укрупненных показателях, а для обеспечения те­кущего управления работами он должен детализироваться в форме годового плана государственной стандартизации.

В соответствии с принципами программно-целевого плани­рования программа является основным инструментом планиро­вания и управления работами. При этом исполнитель экономически зависит от заказчика. Финансирование исполнителей в соответствии с программой служит главным средством текущем управления его действиями. Такие программы использовались в работе министерства обороны и других федеральных министерств и ведомств США, а также бывшего СССР. Они доказали на практике свою необходимость и полезность. В то же время разработка стандартов общетехнических систем и комплексов, как правило, ведется только по годовым планам государственной стандартизации, в результате чего возможны дублирование работ, решение второстепенных проблем, увеличение финансовых затрат, а заказчиками продолжают оставаться Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) и Министерство обороны России.

В настоящее время по программам комплексной стандартизации совершенствуются и развиваются только четыре действующие общетехнические системы и комплексы стандартов (ССБТ, ССЭТО, ЕСЗКС и БЧС). В этой связи целесообразно внести изменения в ГСС РФ, предусматривающие программно-целевое планирование работ по совершенствованию общетехнических систем и комплексов стандартов.

В практике международной стандартизации общетехниче­ские системы и комплексы стандартов, аналогичные россий­ским, отсутствуют. Однако отдельные направления отечествен­ных общетехнических стандартов находят отражение в междуна­родных, региональных и зарубежных стандартах.

В табл. 3.2 содержатся сведения о национальных, межгосу­дарственных и международных технических комитетах по стандартизации, осуществляющих разработку стандартов, требования и нормы которых регламентируются в отечественных стандартах общетехнических систем и комплексов. Как видно из таблицы, подавляющее большинство проблем общетехнических систем и комплексов стандартов решается в рамках международных и региональных технических комитетов по стандартизации, а многие отечественные ТК создавались с учетом существующих технических комитетов ИСО и МЭК.

 

Таблица 3. 2 Технические комитеты по стандартизации

Однако в ходе развития национальной общетехнической стан­дартизации следует не только учитывать тенденции изменения международной и региональной стандартизации, но и обеспечивать своевременное внедрение (применение) этих нормативных документов в государственных российских и межгосударственных (СНГ) стандартах. В первую очередь это относится к европей­ским нормам, поскольку последовательно осуществляется экономическая интеграция России и Европы на основе Соглашения о партнерстве и сотрудничестве от 24 июня 1994 г. Кроме того необходимо обеспечить сохранение статуса активных членов в ИСО/МЭК (Р-член), а также перехода из наблюдателей (О-член) в активные члены этой организации.

Несмотря на упорное стремление Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии России перейти к разработкам стандартов силами технических комитетов по стандартизации, эффективность деятельности в этой области следует признать недостаточной не столько с технической, сколько с организационно-экономической точки зрения. Так отечественные ТК по стандартизации являются общественными организациями без юридического статуса, что не позволяет им вести хозяйственную деятельность и в значительной мере затрудняет оплату работ по разработке стандартов. Поэтому в целях повышения эффективности деятельности ТК по стандартизации, исключения формализма и экономного использования ограниченного бюджета на государственную стандартизацию, в первую очередь общетехническую, необходимо пересмотреть их составы и структуры и рассмотреть вопрос о возможности самофинансирования и хозрасчетной деятельности технических комитетов по стандартизации, в том числе их хоздоговорных отношений с госзаказчиками и Межгосударственным советом по стандартизации СНГ.

Как известно, всем действовавшим ранее техническим комитетам (ТК 1 — ТК 337) формально присвоен статус межгосударственных технических комитетов (МТК), что наряду с другими причинами не способствует эффективности их деятельности по разработке межгосударственных стандартов. Общетехнические системы и комплексы стандартов решают государственную зада­чу по обеспечению технического законодательства, являющегося базой для разработки стандартов и других нормативных доку­ментов на продукцию, работы и услуги. Поэтому совершенствование общетехнических систем и комплексов стандартов должна осуществляться Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии России совместно с другими заинтересованными и ответственными перед Правительством РФ органами государственного управления.

Так, в последнее время наметилась тенденция расширения, круга государственных заказчиков, которые от традиционно ведомственных интересов переходят к защите интересов национальных, стремясь решить свои проблемы и задачи на государ­ственном уровне (например, МЧС России, Госстрой, Министерство труда, Центральный банк). Для активизации работ в области по общетехнической стандартизации целесообразно также организовать взаимодействие между центральными органами систем сертификации и ТК по стандартизации по более эффективному (рациональному) использованию и применению стандартов общетехнических систем и комплексов в качестве нормативной и методической базы сертификации, дальнейшему их совершенствованию.

Рассмотрим перспективы развития некоторых основных общетехнических и организационно-технических систем стандартов.  Система разработки и постановки продукции на производство (СРПП) разрабатывается и формируется с начала 70-х гг. В неё входят 66 стандартов: 50 военных (в том числе восемь российских), которые охватывают все стадии жизненного цикла по уровням разукрупнения военной техники, и 16 для народнохозяйственной продукции (из них четыре российских). Кроме того, для народнохозяйственной продукции действуют восемь рекомендаций по отдельным аспектам этой СРПП. После образования СНГ, т.е. с момента реализации суверенитета Российской Федерации, остро встал вопрос разработки российских стандартов. Это объясняется формированием в РФ самостоятельной правовой базы, перестройкой экономики в сторону рыночных отношений, структурными преобразованиями в органах государственного управления и исполнительной власти, возникновением негосударственных форм организации промышленных предприятий и фирм, изменениями условий их деятельности.

Российские военные стандарты (ГОСТ РВ) начали выпускать се с 1992 г. Сегодня таких стандартов восемь и пять находятся разработке, в том числе:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...