Основные цели, объекты и методы идентификации, классификации и кодирование в стандартизации 5 глава
Таблица 3. 1 Состав общетехнических и организационно-технических стандартов
Таким образом, сохраняется превалирующее положение межгосударственных стандартов, входящих в общетехнические системы и комплексы. Около 62% стандартов регламентируют единые требования для народнохозяйственной и оборонной продукции. Более 21% стандартов, входящих в общетехнические и организационно-технические системы и комплексы, распространяются только на народнохозяйственную продукцию, до 15% стандартов являются военными и до 3% — российскими. Развитие отечественного технического законодательства в области обеспечения оборонного заказа («Основные положения Военной доктрины Российской Федерации», федеральные законы «О государственном оборонном заказе», «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»), реформирование Вооруженных Сил, а также военно-техническая политика Министерства обороны привели к необходимости создания комплекса государственных российских военных стандартов (ГОСТ РВ), которые методами и средствами стандартизации должны содействовать повышению обороноспособности страны и создать организационно-технические механизмы практической реализации принятого законодательства. Суверенизация внешнеполитической, внешнеэкономической, военной и военно-технической политики стран — членов СНГ, отличия в структурах государственного управления, видах, формах собственности и взаимоотношениях субъектов хозяйственной деятельности, а также неопределенность взаимоотношений между национальными органами по военной стандартизации объективно обусловливают самостоятельную направленность в разработке российских стандартов общетехнических и организационно-технических систем, учитывающих или содержащих требования, представляющие интересы Министерства обороны России. Специалисты полагают, что такое состояние сохранится и в ближайшем будущем.
Подчеркивая значимость общетехнической стандартизации в стране, следует отметить, что общетехнические и организационно-технические системы стандартов являются вторым после непосредственно стандартов ГСС законодательно закрепленным и приоритетным направлением национальной стандартизации. Заказчиком, организатором, координатором и основным исполнителем работ в этой области является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии РФ. При рассмотрении систем стандартов необходимо обратить внимание прежде всего на их роль и место в обеспечении промышленного производства экономики страны. Основу для проведения всего комплекса работ при создании техники, начиная от прикладных НИР, ОКР, постановки и освоения продукции в производстве и заканчивая обеспечением ее эксплуатации, ремонта и утилизации, составляет Система разработки и постановки продукции на производство (СРПП). Она устанавливает этапы и виды работ на всех стадиях жизненного цикла продукции, порядок их проведения и контроля, оформления полученных результатов, а также взаимоотношения участников paбот (заказчиков, разработчиков, изготовителей, потребителей). На рис. 3.4 представлены результаты анализа применяемо основных общетехнических систем и комплексов стандартов стадиях жизненного цикла продукции и их влияние на формирование ее технического уровня и качества, устанавливаемых конкретной технической документации. На рисунке стандарты СРПП, ССБТ и ГСИ присутствуют на всех стадиях жизненно: цикла продукции. Широко используются также стандарты ССЭТО, ЕСЗКС, ССНТ и неразрушающего контроля.
Рисунок 3. 4. Использование систем и комплексов общетехнических стандартов Стандарты ЕСКД и ЕСТД необходимы при разработке применении в производстве, ремонте и эксплуатации конструкторской и технологической документации на продукцию машиностроения и приборостроения. Устанавливая взаимосвязанные единые правила и положения по порядку разработки, оформления и обращения документации, стандарты этих систем позволяют рационально организовать деятельность НИИ, КБ и промышленных предприятий с внедрением автоматизированного проектирования и микрофильмирования, обеспечить производство, эксплуатацию и ремонт унифицированным составом технической документации при взаимопонимании всех участников работ, повысить мобилизационную готовность промышленности. Являясь средством информационных технологий в промышленном производстве и обеспечивая информационно-техническую совместимость, данные стандарты помогают предприятиям однозначно устанавливать в технической документации «облик» создаваемой продукции и обеспечивать технологические процессы ее изготовления, способствуют формированию формализованной технической основы систем качества предприятий. В настоящее время прорабатывается вопрос о создании так называемых CALS-технологий, обеспечивающих автоматизированное сопровождение продукции на всех стадиях ее жизненного цикла. Дальнейшее развитие стандартов ЕСКД будет происходить в направлении внесения изменений в стандарты на эксплуатационную и ремонтную документацию совершенствования правил внесения изменений на конструкторскую документацию, правил изображения крепежных деталей, подшипников, пружин и т.д. Для ЕСТД также является актуальным дальнейшее coвершенствование правил внесения изменений в КД и ТД. Требует стандартизации и такой объект, как обеспечение ТД едиными правилами ее оформления для директивных технологий на изделия машиностроения и приборостроения. Необходимо, кроме того, развитие стандартизации в области технической диагностики. Как видно из рис. 3.4, стандарты СРПП (ГОСТ 15.004) yстановлены для основных стадий жизненного цикла продукции, (НИР, ОКР, производство, эксплуатация, капитальный ремонта утилизация). Естественно, что объективно существуют и могут быть стандартизованы такие стадии жизненного цикла продукции, как обращение и реализация. «Смещение» стандартов СРПП вправо позволило в последние годы определить подходы для стандартизации в рамках утилизации продукции. В то же время заслуживает особого внимания смещение СРПП влево т.е. в те временные сферы, когда планируется (программируется) развитие каких-либо сфер и отраслей экономики на государственном уровне.
В частности, Законами Российской Федерации «О техническом регулировании» и «Об обеспечении единства измерений» определено, что при разработке федеральных и иных государственных программ, финансируемых полностью или частично из средств республиканского бюджета, в том числе программ создания и развития производства оборонной продукции, должны быть предусмотрены соответственно раздел нормативного обеспечения качества продукции (работ, услуг) и раздел метрологического обеспечения. В соответствии с Законом РФ «0 поставках продукции для государственных нужд» (ст. 1 и 3) к государственным нуждам отнесена потребность Российской Федерации в продукции, необходимой для решения общенациональных проблем, реализации социально-экономических, оборонных, научно-технических, природоохранных и других целевых программ, а также иных задач. Продукция, которая создается для государственных нужд, должна соответствовать обязательным требованиям государственных стандартов и особым условиям, установленным в государственных контрактах. Сущность нормативного и метрологического обеспечения программ и проектов заключается в своевременном создании и соблюдении в процессе их реализации системно увязанного комплекса стандартов и эталонов Российской Федерации, межгосударственных, международных (региональных) стандартов, норм и правил, а также средств и методов измерений, испытаний и контроля, устанавливающих и обеспечивающих достоверность реализации указанных программ и проектов по проверке требований безопасности и показателей качества продукции, работ (процессов) и услуг, защиту прав и законных интересов граждан и экономики страны от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.
Нормативы и эталоны единиц, основанные на прогнозе развития научно-технического потенциала страны, — необходимые элементы любой программы, научно-технической и социально-экономической политики государства в целом. Именно научно-техническое и организационно-методическое нормирование, закрепленное в документах и обеспеченное необходимыми средствами и методами измерений, в сочетании с правилами объективного контроля и оценки дает государству надежный технический рычаг управления экономикой, а потребителю и производителю — основу для взаимодействия. Кроме того, стандарты, средства обеспечения единства измерений и процедуры сертификации продукции, процессов и услуг являются эффективными инструментами устранения технических барьеров и в то же время защищают внутренний рынок, отечественного товаропроизводителя и потребителя от некачественной продукции иностранных фирм. Для того чтобы работы, проводимые Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии РФ, дали максимальный эффект, предусмотрены следующие основные мероприятия: - создание типового технико-экономического обоснования работ по формированию, реализации и экспертизе нормативного и метрологического обеспечения целевых программ и проектов, а также типового порядка оплаты по их проведению; - формирование комплексной группы (Реестра) экспертов Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии РФ с привлечением специалистов академических институтов и научно-исследовательских организаций; - нормативное и информационно-технологическое обеспечение функционирования Реестра экспертов; - нормативно-методическое обеспечение и организация работ по региональным целевым программам; - изучение проблемы по программам создания оборонной продукции; - методологическое подкрепление проблемы результатами фундаментальных исследований РАН в области системного моделирования; - гармонизация проводимых Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии РФ работ экспертной направленности с деятельностью Экспертного совета при Правительстве РФ, Министерстве экономики, ГКНТи и ВАК.
Проблемы обеспечения качества продукции Качество продукции — понятие довольно емкое и широкое. Общеизвестно, что технический уровень и качество продукции формируются («закладываются») при ее разработке, обеспечиваются в процессе производства и поддерживаются в ходе эксплуатации и ремонта. Однако на последнем этапе они снижаются по разным причинам, в том числе по мере морального старения.
Эволюция концепции обеспечения качества имеет давнюю историю, но наиболее интенсивное ее развитие происходило во второй половине XX в. Изменения в характере и методах работы по обеспечению качества продукции различны во времени и не всегда выглядят четко обособленными и обозначенными. Поэтому этапы эволюции не отделяются друг от друга строгими временными границами, а носят достаточно условный характер. Вместе с тем каждый из них имеет свою логику и закономерности развития. Чтобы понять современную концепцию обеспечения качества, важно проследить четыре последних этапа ее развития. Относительно продолжительный период промышленного развития, начавшийся в начале XX в. и сопровождавшийся интенсивным ростом промышленных предприятий и объемов их производства, завершился в 50-х гг. Основные проблемы обеспечения качества в тот период решались главным образом с помощью средств технического контроля продукции и производственных процессов. Организация и развитие средств технического контроля были направлены тогда в основном на соответствие стандартам производителя, и потребителю предлагалась такая продукция, которая выполняла только то, что в нее стремился вложить разработчик. Однако ограниченный производственными рамками технический контроль не мог решить более значительных проблем качества, обозначившихся к началу 60-х гг. С этого момента начался активный этап разработки новых подходов к решению проблем обеспечения качества продукции. Под воздействием интенсивного развития рыночных отношений в мировой экономике на смену задаче строгого соответствия стандартам производителя приходит новая: обеспечение соответствия реальным потребностям потребителя, который желает и должен получить возможность свободного выбора из множества аналогичных товаров тех, что наиболее пригодны с точки зрения их использования. К обеспечению соответствия стандартам добавляется необходимость обеспечения соответствия использования продукции. Решение этой задачи потребовало изменения технологии контроля качества товаров. Технический контроль начинает превращаться в специализированный вид деятельности, направленный на регулирование качества, анализ причин дефектов, выработку мер по их устранению и введению мер профилактического характера. На смену средствам технического контроля приходят средства технического управления качеством продукции. В методическом плане такой переход представляет собой нечто принципиально новое: вместо обнаружения дефектов в продукции ставилась задача их предупреждения. Теперь вся система предпринимаемых мер ориентировалась на достижение выявляемого с помощью рыночных механизмов требуемого потребителями уровня качества продукции. При этом техническое управление качеством дополняли ранее использовавшиеся методы метрологии, анализа причинно-следственных связей, сбора информации о качестве, мотивации качества, стандартизации, разработки экспериментов и др. В 70-е гг. конкурентная борьба производителей за рынки сбыта выдвигает как одну из основных целей производства продукции обеспечение соответствия стоимости, т.е. сочетание высокого качества продукции и низкой стоимости. Достижение этой цели потребовало, в дополнение к используемым средствам технического управления качеством, развития и совершенствования элементов организационного управления качеством. На базе объединения технического и организационного управления родилась концепция комплексного управления качеством продукции. В рамках методологии комплексного управления качеством в разных странах с учетом национальных и экономических условий были сформулированы специфические организационные подходы к комплексному управлению качеством на уровне предприятий. В соответствии с этими подходами решение проблем качества входит в сферу ответственности высшего руководства предприятий и является главной заботой хорошо структурированного административного подразделения, получившего название «служба качества», которое специализируется исключительно на организации обеспечения качества продукции. Более того, предполагается, что в работах по обеспечению качества продукции должен участвовать весь персонал предприятия — от высшего руководителя до рядового исполнителя. Для этого работники всех подразделений и иерархических организационных уровней обязаны обучиться методам управления качеством и применять их на практике. Внедрение комплексного управления качеством продукции означало завершение перехода от важности «внутреннего контроля качества» к важности «внутреннего строительства качества». Этот переход привел в 70-х гг. ведущие предприятия многих стран к новому уровню качества их продукции, основанному на обеспечении соответствия ее стандартам, использованию и стоимости. В 80-х гг. в результате дальнейшего обострения конкурентной борьбы происходит очередная переориентация целей в области обеспечения качества продукции. К этому моменту для многих предприятий реализованные возможности обеспечения соответствия продукции стандартам, использованию и стоимости уже перестали считаться факторами долгосрочного преимущества в конкурентной борьбе. Высокий уровень индустриального развития большинства стран позволял не только быстро копировать технологию производства и обеспечение этих соответствий, но и иметь в ряде случаев более низкие издержки (на рабочую силу, на землю и т.п.). В этой связи стратегической целью становится соответствие скрытым требованиям потребителей, что побудило производителей к созданию так называемых «новаторских товаров», т.е. тех, которые удовлетворяли бы желания потребителей до того, как эти желания у них появятся. Примерами являются многочисленные образцы продукции информационных технологий, оптической промышленности, аэрокосмической техники, автомобилестроительной промышленности и т.д. Для достижения новых целей в области обеспечения качества и под мощным воздействием японского опыта с середины 80-х гг. в мировой практике стал формироваться новый подход, характерный и для настоящего времени, получивший название «всеобщее управление качеством» (TQM), концепция которого базируется на следующих фундаментальных принципах: - ориентация деятельности предприятия на потребителей, от удовлетворения требований и ожиданий которых зависит успех предприятия на рынке сбыта; - непрерывное совершенствование производства и работы в области качества; - комплексное и системное решение задач обеспечения качества на всех стадиях жизненного цикла продукции; - смещение главных усилий в сфере качества в сторону человеческих ресурсов (отношение всех работников к делу, культура производства, стиль руководства); - участие всего без исключения персонала в решении проблем качества; - концентрация внимания не на выявление, а на предупреждение несоответствий; - отношение к обеспечению качества как к непрерывному процессу, когда эффекты на конечном этапе являются следствием достижений на всех предшествующих этапах производства; - использование широкого арсенала средств для выявления проблем качества и научных методов их решения, включая планирование экспериментов. Итак, за относительно короткий период времени (всего 40 лет) концепция обеспечения качества прошла путь от обеспечения контроля качества конечного результата деятельности до всеобщего управления процессом получения требуемого результата. Реализация такого управления стала возможной благодаря применению на предприятиях специально организованных систем качества и внедрению разнообразных научных методов с целью непрерывного и систематического его улучшения. Специалисты различают технический, экономический и философский аспекты качества. Рассматривая в нашем случае техническую сущность понятия «качество», следует представлять, что продукция имеет ряд свойств, описываемых (устанавливаемых в технической документации) с помощью значительного количества технических характеристик (показателей качества). Выбор става таких характеристик (параметров) обеспечивает полноту понятия «качество», которая в значительной мере зависит от объективности и квалификации разработчиков продукции. В этой связи особое значение придается описанию качества продукции на основе типового (унифицированного) состава ее характеристик (показателей), устанавливаемых в стандартах на группы однородной продукции (стандарты СПКП), а также в стандартах по общим техническим требованиям к продукции или ее видам (например, КСОТТ). Такое нормирование исключает субъективизм разработчиков, позволяет находить взаимопонимание между производителем и потребителем продукции. Этому способствуют также стандарты ССБТ в части общих показателей безопасности, стандарты ССЭТО в части нормируемых показателей эргономичности, стандарты ЕСЗКС в части требований к защите от коррозии и старения, стандарты ССНТ по показателям надежности, комплексы стандартов по вибрации, шуму, прочности и др. Важное значение придается выбору методов испытаний по оценке (контролю) сформированных при разработке продукции показателей технического уровня и качества. Единство выбираемых методов испытаний и методик различных расчетов обеспечивается комплексами стандартов «Расчеты и испытания на прочность и ресурс», «Обеспечение износостойкости», «Статистические методы контроля», «Контроль неразрушающий», «Техническая диагностика», «Вибрация», «Шум», а также стандартами ССБТ, ЕСЗКС, КСКК, ССНТ, ССЭТО. Особое место среди общетехнических и организационно-технических систем стандартов занимает Государственная система обеспечения единства измерений. Ее стандарты используются не только в процессе промышленного производства, создающие метрологическое обеспечение разработки, а также обеспечивают изготовление, эксплуатацию и ремонт продукции. Они распространены гораздо шире — практически во всех сферах человеческой деятельности: наука, здравоохранение, сельское хозяйство, охрана окружающей среды, торговля, банковское дело, технологические процессы, дизайн, техническая эстетика и т.д. ГСИ представляет собой комплекс взаимоувязанных правил, положений, требований и норм, определяющих организацию и методологию проведения работ по оценке и обеспечению точности измерений, организационно-технический механизм реализации Закона РФ «Об обеспечении единства измерений». Следует также отметить, что в связи с общетехническим характером и направленностью ССБТ ее стандарты имеют широкое применение во всех системах сертификации продукции и услуг при обязательной сертификации товаров машиностроительного комплекса, товаров электромеханической и приборостроительной отраслей промышленности, товаров медицинской промышленности и средств индивидуальной защиты. Это объясняется большой социально-технической значимостью проблемы безопасности в стране и огромным уроном, связанным с производственным травматизмом, особенно со смертельным исходом, профессиональной заболеваемостью и потерей материальных ценностей. Поэтому законами Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» и «Основы законодательства Российской Федерации об охране труда» предусматривается обязательная сертификация продукции, работ и услуг на безопасность. Постановлением Правительства РФ «О государственных нормативных требованиях об охране труда в Российской Федерации» от 12 августа 1994 г. положения стандартов ССБТ признаны в качестве государственных нормативных требований, подлежащих обязательному выполнению. Важное значение имеет также постановление Правительства РФ «О проведении обязательной сертификации постоянных рабочих мест на производственных объектах, средств производства, оборудования для средств коллективной и индивидуальной защиты» от 6 мая 1994 г.
Развитие и совершенствование общетехнических систем и комплексов стандартов в РФ Сложной проблемой является организация работ по совершенствованию общетехнических систем и комплексов стандартов. В условиях различных форм собственности и разделения труда в науке, технике и на производстве, а также в связи с усложнением проблемы создания стандартов общетехнических систем и комплексов задача координации действий исполнителей и соисполнителей при пересмотре стандартов представляет значительную трудность. Успеха можно добиться только в том случае, если для совершенствования общетехнических систем и комплексов стандартов будет создан комплексный план, предусматривающий как согласование заданий соисполнителей с возможностями по выделению финансовых ресурсов, так и возможные варианты поиска компромиссов между характеристиками планируемых к разработке стандартов, сроками и стоимостью их создания. Такой план (или программа) должен составляться на весь срок его реализации в укрупненных показателях, а для обеспечения текущего управления работами он должен детализироваться в форме годового плана государственной стандартизации. В соответствии с принципами программно-целевого планирования программа является основным инструментом планирования и управления работами. При этом исполнитель экономически зависит от заказчика. Финансирование исполнителей в соответствии с программой служит главным средством текущем управления его действиями. Такие программы использовались в работе министерства обороны и других федеральных министерств и ведомств США, а также бывшего СССР. Они доказали на практике свою необходимость и полезность. В то же время разработка стандартов общетехнических систем и комплексов, как правило, ведется только по годовым планам государственной стандартизации, в результате чего возможны дублирование работ, решение второстепенных проблем, увеличение финансовых затрат, а заказчиками продолжают оставаться Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) и Министерство обороны России. В настоящее время по программам комплексной стандартизации совершенствуются и развиваются только четыре действующие общетехнические системы и комплексы стандартов (ССБТ, ССЭТО, ЕСЗКС и БЧС). В этой связи целесообразно внести изменения в ГСС РФ, предусматривающие программно-целевое планирование работ по совершенствованию общетехнических систем и комплексов стандартов. В практике международной стандартизации общетехнические системы и комплексы стандартов, аналогичные российским, отсутствуют. Однако отдельные направления отечественных общетехнических стандартов находят отражение в международных, региональных и зарубежных стандартах. В табл. 3.2 содержатся сведения о национальных, межгосударственных и международных технических комитетах по стандартизации, осуществляющих разработку стандартов, требования и нормы которых регламентируются в отечественных стандартах общетехнических систем и комплексов. Как видно из таблицы, подавляющее большинство проблем общетехнических систем и комплексов стандартов решается в рамках международных и региональных технических комитетов по стандартизации, а многие отечественные ТК создавались с учетом существующих технических комитетов ИСО и МЭК.
Таблица 3. 2 Технические комитеты по стандартизации Однако в ходе развития национальной общетехнической стандартизации следует не только учитывать тенденции изменения международной и региональной стандартизации, но и обеспечивать своевременное внедрение (применение) этих нормативных документов в государственных российских и межгосударственных (СНГ) стандартах. В первую очередь это относится к европейским нормам, поскольку последовательно осуществляется экономическая интеграция России и Европы на основе Соглашения о партнерстве и сотрудничестве от 24 июня 1994 г. Кроме того необходимо обеспечить сохранение статуса активных членов в ИСО/МЭК (Р-член), а также перехода из наблюдателей (О-член) в активные члены этой организации. Несмотря на упорное стремление Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии России перейти к разработкам стандартов силами технических комитетов по стандартизации, эффективность деятельности в этой области следует признать недостаточной не столько с технической, сколько с организационно-экономической точки зрения. Так отечественные ТК по стандартизации являются общественными организациями без юридического статуса, что не позволяет им вести хозяйственную деятельность и в значительной мере затрудняет оплату работ по разработке стандартов. Поэтому в целях повышения эффективности деятельности ТК по стандартизации, исключения формализма и экономного использования ограниченного бюджета на государственную стандартизацию, в первую очередь общетехническую, необходимо пересмотреть их составы и структуры и рассмотреть вопрос о возможности самофинансирования и хозрасчетной деятельности технических комитетов по стандартизации, в том числе их хоздоговорных отношений с госзаказчиками и Межгосударственным советом по стандартизации СНГ. Как известно, всем действовавшим ранее техническим комитетам (ТК 1 — ТК 337) формально присвоен статус межгосударственных технических комитетов (МТК), что наряду с другими причинами не способствует эффективности их деятельности по разработке межгосударственных стандартов. Общетехнические системы и комплексы стандартов решают государственную задачу по обеспечению технического законодательства, являющегося базой для разработки стандартов и других нормативных документов на продукцию, работы и услуги. Поэтому совершенствование общетехнических систем и комплексов стандартов должна осуществляться Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии России совместно с другими заинтересованными и ответственными перед Правительством РФ органами государственного управления. Так, в последнее время наметилась тенденция расширения, круга государственных заказчиков, которые от традиционно ведомственных интересов переходят к защите интересов национальных, стремясь решить свои проблемы и задачи на государственном уровне (например, МЧС России, Госстрой, Министерство труда, Центральный банк). Для активизации работ в области по общетехнической стандартизации целесообразно также организовать взаимодействие между центральными органами систем сертификации и ТК по стандартизации по более эффективному (рациональному) использованию и применению стандартов общетехнических систем и комплексов в качестве нормативной и методической базы сертификации, дальнейшему их совершенствованию. Рассмотрим перспективы развития некоторых основных общетехнических и организационно-технических систем стандартов. Система разработки и постановки продукции на производство (СРПП) разрабатывается и формируется с начала 70-х гг. В неё входят 66 стандартов: 50 военных (в том числе восемь российских), которые охватывают все стадии жизненного цикла по уровням разукрупнения военной техники, и 16 для народнохозяйственной продукции (из них четыре российских). Кроме того, для народнохозяйственной продукции действуют восемь рекомендаций по отдельным аспектам этой СРПП. После образования СНГ, т.е. с момента реализации суверенитета Российской Федерации, остро встал вопрос разработки российских стандартов. Это объясняется формированием в РФ самостоятельной правовой базы, перестройкой экономики в сторону рыночных отношений, структурными преобразованиями в органах государственного управления и исполнительной власти, возникновением негосударственных форм организации промышленных предприятий и фирм, изменениями условий их деятельности. Российские военные стандарты (ГОСТ РВ) начали выпускать се с 1992 г. Сегодня таких стандартов восемь и пять находятся разработке, в том числе:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|