Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Теоретико-методологическое аспекты общественного сознания как социального феномена




Введение

 

Манипуляция общественным сознанием является актуальной темой исследований на протяжении всей истории человечества и в наше время активно обсуждается представителями широкой общественности. Общественное сознание было рассмотрено не только в трудах философов, но и в социологии. Особенно полно этот феномен изучили Эмиль Дюркгейм, Карл Маркс, а философские корни уходят далеко - к Гегелю. Общественное сознание это прежде всего представления людей об общественном бытие. Сознание общества меняется с течением исторического развития и может меняться и под воздействием человеческой природы с помощью манипуляции им. Тем самым меняя бытие. Только с недавнего времени вопросам манипуляции стали посвящаться многие произведения, как зарубежные, так и отечественные, что еще раз подтверждает сильную заинтересованность этим феноменом со стороны как научного сообщества, так и обывателя. Исследование проблематики манипуляции общественным сознанием и рассмотрение ее с научной точки зрения насчитывает всего несколько десятилетий, если не затрагивать сходные с ней темы, где раскрываются смежные с ней процессы и явления. Изначально проблема манипуляции рассматривалась только в рамках психологической и политической парадигм. Широкое распространение получили практические знания относительно методов, способов и конкретных приемов манипуляции как массовым, так и индивидуальным сознанием. В современном мире массовое сознание становится мишенью огромного количества манипуляторов, именно поэтому манипуляция приобретает широкое распространение, особенно в 20-21 веках эта технология управления людьми становится очень явной, так как государства становятся институтами, направленным не только на защиту интересов своих граждан, но и на изменение мнений и мировоззрений граждан для более эффективного управления ими. Исследование этого феномена находится на стыке психологии, философии и социологии и является предметом исследования социальной психологии, поэтому, для того, чтобы полностью раскрыть данный феномен надо будет изучить литературу по сем этим дисциплинам и в контексте этих наук.

Проблема манипуляции общественным сознанием как научная категория была введена в оборот западными политологами в 40-50 годах 20 века. В отечественной литературе вопрос о манипуляции стал рассматриваться несколько позже - в 50-60 годы 20 века. Появление такого понятия, как манипуляция общественным сознанием произошло из-за возникновения СМИ и идеологической борьбой между социализмом в СССР и капитализмом развитых стран. Отечественная современная литература заполнена работами, освещающими прикладной аспект феномена манипуляции в области бизнеса, коммерческой рекламы, маркетинга и этики деловых отношений, а так же раскрывает смежные явления социальной действительности: пропаганду, идеологию, информационную войну. Отдельно обязательно нужно выделить работу С. Г. Кара-Мурзы, так как его книги, носящие публицистический характер, исследуют этот феномен настолько полно, что использование его книг может носить характер источника социальных фактов, основанных на данной технике применения влияния на общественное сознание.

С помощью синтеза полученных знаний раскроются основные законы и принципы общественного сознания, а так же механизмы управления им. Данный способ воздействия на массовое сознание политические и экономические элиты используют для выполнения своих целей и решения своих задач, используя для ее реализации всевозможные технологии и способы, которые будут рассмотрены в данной работе.

Научно-теоретическая база: среди наиболее известных авторов исследовавших проблему общественного сознания и социальное осмысление манипуляции общественного сознания будут научные работы по феномену психики человека - общественному сознанию для реализации манипуляций массами: Э. Дюркгейм «О разделении общественного труда. Метод социологии», Вундт В. «Проблемы психологии народов», Л.С Выготский «Этюды по истории поведения», труды ученых непосредственно затрагивающих отдел знаний посвященных исследованию управления массами. Основными источниками по исследованию манипуляций будут служить книги: Доценко Е. Л. «Психология манипуляций: феномены, механизмы и защита»; Кара-Мурза С.Г. «Манипуляция сознанием»; С.А. Зелинский «Манипуляции массами и психоанализ» и другие второстепенные источники.

При проработке работы понадобиться раскрыть концепции в которых рассматривается явления, а так же определить методологические ориентации. На их основе будут раскрываться разделы знания об общественном сознании и специфике манипуляции им: указать на разнообразные виды общественного сознания; раскрыть механизмы, критерии, признаки и способы влияния на него. Рассмотреть в контексте исторического процесса манипуляции общественного сознания и ее места в нем. Так же мне представляется интересным формы применяемых манипуляций в различных исторических условиях и на базе различных мировоззрений. Особенно полно будет раскрыта манипуляция с помощью религии и СМИ.

Методологической основа: за основу этой работы будут взяты научный системный метод, исторический метод и сравнительный.

Цель: изучить особенности манипуляции общественным сознанием. Для этого будет проведен детальный разбор этой проблемы, определении социальных основ и сущностных характеристик исторических форм и трансформации манипуляции общественным сознанием. Генерирование идей по улучшению этого вопроса.

Для достижения поставленной цели изучим все необходимые теоретические источники о манипуляции сознанием, а так же проанализируем примеры этого явления на конкретных исторических событиях в мире - для этого можно взять социалистический строй в СССР, где такой вид влияния на население был самым агрессивным и явным, а так же в коммунистическом Китае, где до сих пор идет активное и явное манипулирование массами со стороны политической системы. Маркетинг тоже является агрессивной формой экономической манипуляции, которая воздействует на любого человека, который хотя бы раз видел рекламную программу, которую реализуют организации для более эффективного продвижения товаров на потребительский рынок. Достижение поставленных целей предполагает решение некоторых задач.

В соответствии с поставленной целью предполагается решение следующих задач:

Задачи:

)осмысление специфики понятия «общественное сознание» и «манипуляция»

)анализ механизмов манипуляции над общественным сознанием.

)изучение исторических форм общественного сознания и манипуляции им.

Рассмотрениесовременного социального явления «информационной войны» для описания изменения общественного сознания с помощью манипуляций, используемых средствами массовой информации.

Для этого необходимо выделить объект и предмет исследования.

Объектом исследования - общественное сознание.

Предмет исследования - манипуляция общественным сознанием в контексте социальной реальности.


 

Глава 1. Теоретико-методологическое аспекты общественного сознания как социального феномена

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...