Ритм как средство архитектурной композиции
Ритм в искусстве определяется как закономерное чередование соизмеримых и чувственно ощутимых элементов (речевых, звуковых, изобразительных и т.д.). В композиционном решении произведений архитектуры ритм играет ведущую роль как средство архитектурной композиции. Наиболее часто используется в архитектурной композиции одна из разновидностей ритма – метрический ряд, особенностью которого является повторяемость одинаковых элементов и интервалов между ними. Сочетание нескольких метрических рядов образует сложный метрический ряд. Ритм – это закономерное изменение элементов композиции и интервалов между ними в определенной закономерности (арифметической, геометрической, гармонической и т.д.).
Задание 4. Членение поверхности с помощью ритмических рядов. Цель: Знакомство с понятием ритма и закономерностями построения ритмического ряда. Задачи: Освоить приемы остановки ритмического ряда и выделения центра композиции. Освоить принципы получения объемного ритмического ряда из цельного плоского листа бумаги. Требования: Выполнить макет по заданному образцу (ил.12-13). Придумать композицию из листа бумаги с ритмическими членениями, используя ритмические ряды. Размер 20х30 см (ил. 14, 15). Методические указания: Если надсечь и прорезать все линии, как показано на образце, то получится ритмический ряд. Элементы этого ряда изменяются с определенной закономерностью по высоте и по выносу от плоскости листа. В творческом макете предлагается менять частоту прорезей, внося изменения в их ритмическую закономерность; разрезать плоскости этих элементов и отгибать их внутрь, получая дополнительные членения, более интенсивную пластику, богатую светотеневую градацию. Внося эти изменения, можно получить разнообразные варианты ритмических членений с использованием возрастающих, убывающих, встречных, сложных и простых ритмических рядов.
Ритм членений, светотень создают определенную пластику, используемую для разработки поверхности объемной формы. В следующих заданиях можно проследить, как меняется впечатление от простой формы куба в зависимости от пластического решения его поверхностей.
Задание 5. Пластическое решение двух граней куба с использованием метроритмических закономерностей. Цель: Изучение некоторых свойств объемной формы: геометрический вид, масса, положение в пространстве, светотень и т.п. Задачи: Усвоить понятия фронтальной и объемной композиции. Освоить приемы создания пластики поверхностей объемной формы. Требования: Создать фронтальную композицию, как часть объемного сооружения, повернутого к зрителям главным фасадом (статическое восприятие). Размер куба 10х10 см, глубина пластики не должна превышать 5 см. Ориентировать куб в пространстве на основное направление восприятия за счет ритмических членений его поверхности (ил.16-20). Методические указания: Композиционный центр может располагаться на одной из граней куба или на его ребре. Пластические членения куба должны быть выполнены таким образом, чтобы при трансформации превращаться в плоскость листа, ограниченного контурами выкройки.
На примерах видно, что по мере увеличения пластики в основной объем куба внедряется и пространство. Объем имеет преимущественную ориентацию на главную точку восприятия. В зависимости от места расположения и характера членений (угловое, центральное, симметричное, асимметричное) меняется и восприятие самого объема в пространстве, его ориентация на зрителя.
Задание 6. Пластическое решение поверхности куба (ил.21-23).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|