Цель и задачи смотри задание 5.
Требования: Пластически решить куб как объемную форму, рассматриваемую со всех сторон. Проследить единый композиционный замысел в решении пластики всех граней. Размер куба 10х10 см. Методические указания: Композиция предусматривает восприятие со всехсторон, что не исключает и основного направления движения к этому объекту.
На примерах можно видеть разные варианты решений пластики поверхности куба, от слабого до глубокого рельефа. Макеты цилиндрических объемов решались по такому же принципу, как и кубы.
Задание 7. Ритмические членения поверхности цилиндра. Цель и задачи смотри задание 6. Требования: Выявить объем цилиндра за счет пластической разработки его поверхности (ил.24-26). Диаметр основания 10 см, высота 18 см. Методические указания: Макет клеится методом встык. Пластическое решение поверхности достигается с помощью надсечек, прорезей, отгибов.
Формирование объемных форм с помощью Ритмических элементов Рассмотрим еще одну возможность получить объемную форму из листа бумаги без клея. На чертеже (ил.28) показаны геометрические рисунки прорезей в виде окружностей и квадратов. Путем прорезывания и отгибания отдельных частей можно создать полусферу и пирамиду (ил. 27). Форма пирамиды строится из взаимно перпендикулярных треугольных пластин разной величины. Создается впечатление объема и пространства внутри него. Ритмический рисунок прорезей на горизонтальной поверхности основания определяет ориентацию объема пирамиды во внешнем пространстве по отношению к зрителю. Организуется движение вокруг пирамиды и направление основного движения внутрь нее.
Этот прием можно использовать для членения поверхностей и проникновения во внутреннее пространство объема. При этом достигаются разные впечатления от решения поверхности и степени пространственного раскрытия самой формы.
Задание 8. Членение объемной формы с помощью ритмических элементов. Цель: Изучить свойства объемных форм: геометрический вид, величина, масса, положение в пространстве. Задачи: Проследить, как меняются свойства геометрической формы в зависимости от степени ее членения и характера используемых для членения элементов. Требования: Выполнить макеты объемных форм из ритмических элементов по предложенным образцам (ил. 27-29).
Разработать одну из объемных форм (куб, пирамида, тетраэдр) с помощью ритмических пространственных элементов (ил.30-33). Методические указания: Элементы, как части плоскости, могут изменяться по ритмическим закономерностям и отгибаться наружу или внутрь основного объема. Отгибать элементы надо только после склеивания основного объема, чтобы не помять отгибаемые детали. Открывается интересная возможность исследования пространственных сочетаний разных геометрических форм: куба, пирамиды, полусферы, тетраэдра. В зависимости от количества, размеров, расположения членящих элементов получается различная степень изменения первоначальной массы основного объема. Из глухой, статической, форма может превратиться в легкую, ажурную, имеющую свое внутреннее пространство. Когда объемная форма гладкая, поверхность ее не разработана, но внутреннее пространство не читается. Если поверхности членятся, прорезаются, то появляются пространственные проемы, начинает выявляться внутреннее пространство самой объемной формы. Один из педагогов БАУХАУЗа, Моголь-Надь, рассматривал пространство как результата развития массивности формы. Вот некоторые этапы преобразования, которые, по его мнению, происходят с простой формой по пути превращения цельного массива в пространственную форму:
- предельная массивность, целостность нерасчлененного объема; - цельная форма, но уже пластически преобразованная; - форма, сохраняющая композиционную целостность построения с активным включением пространства. На этих заданиях изучаются первичные свойства объемных форм: величина, пропорции; Геометрический вид; положение в пространстве; масса как состояние, изменяющееся в пределах от наибольшей массивности до максимальной пространственности; светотень. Используются такие композиционные средства, как нюанс, контраст, пластический ритм.
Архитектурные сооружения Из листа бумаги можно получить не только объемную, но и глубинно-пространственную композицию, что можно наглядно увидеть на заданиях по теме «Архитектурные сооружения». Макет тоннеля, выполненный по образцу (ил. 34), состоит из нескольких плоских арок. Размеры этих арок последовательно уменьшаются по высоте и ширине; в той же последовательности они выстраиваются одна за другой и по глубине. Вертикально стоящие арки соединены между собой одинаковыми по размерам горизонтальными отгибами-связями. Эти связи придают необходимую конструктивную жесткость всему макету. Меняя величину отгибов, можно получить разное удаление вертикальных плоскостей-кулис. Если увеличить размер отгибов, расстояние между плоскостями с проемами увеличивается; получается макет длинного, глубокого тоннеля. Этот проем можно назвать «телескопическим», он характерен для осевых, симметричных композиций. Уменьшение размеров арок усиливает перспективное сокращение, создавая впечатление еще большей протяженности. Сближая плоскости с проемами, параллельно уменьшая их размеры, можно получить плоскостную – фронтальную композицию с иллюзорностью глубины, какая встречается в реально существующих памятниках архитектуры, так называемых «перспективных» порталах. Перспективный портал – это архитектурно оформленный проем двери, образованный в толщине стены последовательно сужающимися и понижающимися внутрь здания арками, зрительно увеличивающими толщину стены и глубину проемов.
Задание 9. Простое арочное сооружение (тоннель, портал). Цель: Ознакомится с понятиями фронтальной и глубинной композиции. Задачи: Овладеть макетными приемами, передающими пространственную глубину сооружения. Требования: Выполнить макет арочного тоннеля по чертежу (ил. 35). Придумать и выполнить в макете арочное сооружение (ил. 36-39).
Методические указания: Изменяя размеры и глубину проемов, можно варьировать от тоннеля до перспективного портала. Можно менять конфигурацию проемов: циркульные, стрельчатые, треугольные, прямоугольные, сложные (ил.36-37). Если раньше все макеты носили абстрактный характер, и работа велась с такими простыми объемами, как куб, пирамида, цилиндр, конус, то в этих макетах появляются детали, приближающие их к реальным сооружениям. В макете «Сложного арочного сооружения» впервые встречается такой элемент, как лестница (ил.40). Ее размеры задают определенный масштаб, соразмерный человеку. Происходит знакомство с понятием масштаба и масштабности. Все архитектурные чертежи выполняются по принципу соответствия проекций, а на чертеже этого сооружения показана возможность совмещения вертикальной фасадной и горизонтальной плановой проекций. Выполняя последовательно все действия (прорезь, отгиб), наблюдаем превращение плоского чертежа в трехмерное сооружение, тем самым развивается пространственное видение.
Задание 10. Памятник архитектуры. Цель: Ознакомиться с макетными приемами пластического и пространственного решения фасада архитектурного сооружения. Задачи: Ознакомиться с памятником архитектуры. Овладеть макетными приемами, позволяющими изобразить фасад архитектурного сооружения из одного листа бумаги без врезок и склеивания. Требования: Выполнить макет сложного архитектурного сооружения по образцу (ил.41). Используя полученные ранее навыки, выполнить из листа бумаги фасад реального памятника архитектуры в виде фронтальной композиции. В макете необходимо в стилизованной, упрощенной форме передать художественный образ данного архитектурного сооружения, его объемное и пластическое решение, характер деталей (ил.44-45).
Методические указания: Предлагается на выбор несколько памятников архитектуры. На представленных образцах (ил.42-45) фасады изображены в виде ортогональных проекций в определенном масштабе, без перспективного искажения пропорций. Пластика и детали фасада четко видны за счет показа теней и тональной градации плоскостей в зависимости от степени их удаления. Макет выполняется с соблюдением точных пропорций в масштабе чертежа. Необходимо продумать технические приемы и конструктивные детали. Порядок выполнения: - Выбрать памятник архитектуры. - Изучить особенности строения его фасада. - Стилизовать графическое изображение фасада, сосредоточив внимание на главных и характерных деталях. - Перевести это изображение в макет (ил. 46, 47).
Рекомендуется самим найти дополнительный материал по выбранному памятнику. При выполнении этого задания происходит знакомство с различными эпохами, архитектурными стилями, приемами и пластическими средствами, используемыми в архитектуре.
Шрифт Шрифт – это графическая форма определенной формы письма. Человек встречается со шрифтом везде. Прежде всего, это печатная продукция: газеты, журналы, книги. В другом виде предстает шрифт в вывесках магазинах, кафе, в светящихся объемных рекламах. Шрифт может быть элементом архитектурного сооружения. Надпись, выполненная в камне, бетоне, металле может являться частью общей архитектурной композиции и вместе с другими деталями составлять единый архитектурный замысел. Но всех случаях шрифт, прежде всего, несет информацию. Смысловая и выразительная функция в шрифте неразделимы, но различным образом соотносятся между собой. Шрифты подразделяются на несколько групп в зависимости от их графических признаков (отношение величины горизонтальных и вертикальных штрихов, наличие или отсутствие засечек, характер засечек и т.п.); более тонкие характерные признаки шрифтов одной группы подразделяют их на гарнитуры, каждая из которых имеет свое название (академическая, школьная, журнальная, гарнитура Кудряшова и т.д.), существует также различное написание шрифтов одной гарнитуры (курсив или наклонное, жирное или полужирное и т.п). Художник выбирает гарнитуру, которая, по его мнению, наиболее подходит для выражения его замыслов. Различия в выразительности шрифта заставляют художника задуматься при выборе, модификации или создании новых форм. Выдающийся советский художник С.Б.Телингатер писал: «Образ, образность – это область человеческого мышления, возникшая в процессе познания объективного мира, в результате творческого использования человеком различных средств для передачи своей мысли другому человеку. Достижение образности шрифта обеспечивает образную связь рисунка букв с содержанием текста, а значит, наиболее полную и точную передачу смысла написанного».
В полиграфии, как и в архитектуре, большое внимание уделяется такому средству композиции, как ритм.
Задание 11. Шрифтовая композиция в виде слова. Цель: Ознакомится с различными шрифтовыми гарнитурами. Овладеть различными макетными приемами выполнения шрифтовой композиции. Задачи: Освоить возможности, технику и особенности перевода графического изображения шрифта в макетную форму. Требования: Выполнить шрифт в объемной макетной форме по предложенному образцу (ил. 48).
Выполнить в макете любое слово, выбрав определенную шрифтовую гарнитуру, выявить эмоционально-информационное значение слова (ил. 50-52). Методические указания: Предлагаемый для ознакомления образец выполняется на основе узкого архитектурного шрифта (ил. 49). Этот шрифт прост в написании, штрихи букв имеют одинаковую толщину. Пропорции и размеры букв максимально приближены к прямоугольнику, это облегчает их написание. В творческом задании шрифт выполняется в макете уже известным способом, созданием объемной формы из плоскости листа бумаги. Желательно выбрать для исполнения архитектурный термин или слово, связанное с искусством. Шрифт и способ его выполнения выбирается наиболее соответствующий образному значению этого слова. Выразительность достигается продуманным чередованием пятен букв и межбуквенных пробелов, взаиморасположением букв, геометрической и оптической пропорциональностью букв, строк, композиции в целом – всем линейно-пространственным строем. Ритм усложняется при объемно-пространственном решении текста. Для того чтобы получить объемный макетный вариант буквы, надо внести некоторые изменения в ее написание. Необходимо придать определенную величину графическим линейным элементам буквы.
На макетах (ил.50-52) буква выносится вперед от основной плоскости, создавая выступающий объемный элемент. В одном примере буквы помещены на выступающую вертикальную плоскость, а горизонтально расположены конструктивные фиксирующие связи. В другом примере используются характерные особенности этого шрифта (его сильно вытянутые пропорции), сгиб бумаги проходит по самой букве, деля ее на вертикальную и горизонтальную плоскости.
Задание 12. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ТРЕБОВАНИЯ СМ. ЗАДАНИЕ 11. Методические указания: Выбор объемного решения шрифта во многом зависит от индивидуальных особенностей каждой шрифтовой гарнитуры. Образец, который предложен для ознакомления к этому заданию, показан на ил. 53. Вырезая по контуру и отгибая части буквы от плоскости листа, получаем объемный шрифт, в котором буквы читаются за счет появления пространства вдоль контура и разной освещенности самой буквы, повернутой под углом к основной плоскости листа. На ил.54 приведены образцы букв на основе антиквы и гротеска. Но в творческих работах этот прием используется и для других шрифтовых групп (ил.55-57).
Возможны варианты выполнения объемного шрифта не только из плоскости целого листа бумаги, но и другими способами, например, выклеивание букв из полосок бумаги. ЗАДАНИЕ 13. Шрифтовая композиция. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СМОТРИ ЗАДАНИЕ 11. ТРЕБОВАНИЯ: Выполнить макеты букв «Л» и «Б» по образцам методом выклеивания из полосок бумаги (ил.58).
Выполнить любым изученным способом шрифтовую композицию из первоначальных букв своих фамилии, имени и отчества (ил.59-61). МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: Буква прописывается из полосок бумаги, приклеенных к основанию на торец. Можно наклеивать полоски по контуру буквы, повторяя ее очертания, можно располагать параллельными рядами в пределах контуров, а можно заклеить все поле ребрами из бумаги, оставив пустое пространство в пределах контура буквы (выворотка). Если изгибать полоску бумаги под разными углами, то таким образом можно достичь объемности и передавать чередование узких и широких элементов самой буквы. Для шрифтовой композиции из начальных букв Ф.И.О. должна быть подобрана определенная гарнитура и выбран способ выполнения, который подчеркивает и выявляет стилевые особенности этого шрифта. На творческих работах видно, как шрифтовые композиции передают индивидуальность характера каждого автора.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|