Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Несколько предварительных замечаний. 4 страница




Эксперимент: Вспомните случай, когда вас дискриминировали из-за вашей принадлежности к какой-то группе и почувствуйте вновь, каково это быть хуже других. (Если вы белый, мужчина, гетеросексуальный, англоговорящий, средний класс, не инвалид, хорошо образованный, вспомните случай из детства — когда вас дискриминировали, как это, к сожалению, часто бывает, из-за того, что вы ребенок). Каково это было? Что вы тогда подумали о себе, о других, о мире? А теперь подумайте о преимуществах принадлежности к такой группе, позвольте себе узнать их.

Заключение

Чтобы эффективно и с пользой прорабатывать случаи, связанные с национальными, культурными и другими различиями, нужно начать с исследования своего собственного бэкграунда в этом вопросе, в том числе, своего расизма. Этот процесс, как мы говорили выше, может стать очень стимулирующим и разоблачительным. Иногда, делая это, люди впервые осознают и принимают мультикультуральную сложность своего бэкграунда. Признание своих предрассудков неприятно, но является важной частью этого, и консультант не должен быть парализован этим открытием. Например, адекватный стыд и культурное смущение уравновешиваются не менее адекватной гордостью по поводу культурных ценностей и достижений своего народа. Белый консультант не должен досаждать клиенту своими жалкими извинениями, ища отпущения грехов. Наоборот, белому консультанту полезно иногда проявлять себя как представителя господствующего класса и «держать удар», принимая на себя злость, этому классу адресованную. Для клиента бывает целительно иметь возможность адресовать эти важные переживания консультанту, который проявляет уважение и заинтересованность, и может признать и свой вклад в этот перенос, как и в любой другой.

Будет нереалистичным и даже самообманом считать, что мы можем разом, волевым решением, вымести все наши предрассудки и наше высокомерие, которые глубоко укоренились в нас с самого детства. Но что мы обязаны практиковать, так это намерение и добрую волю осознавать эти предрассудки, проверять их и ставить под вопрос.

Эксперимент: подумайте о мировоззрении, присущем вашей культуре или обществу в следующих аспектах: ü Соревновательность и кооперация ü Эмоциональная сдержанность и экспрессивность ü Возможность рассчитывать на других или только на себя Прямолинейность или иносказательность ü Индивидуализм и взаимозависимость ü Думанье и чувствование/интуиция ü Восприятие времени: часы, события, жизненный цикл ü Материальное и духовное Как эти взгляды влияют на вас как на терапевта? Как они отражаются в гештальт-теории и практике?

Глава 15. Этические дилеммы

Человек не стремится быть хорошим. Хорошее- это то, к чему стремится человек.

Практикующие гештальтисты часто пытаются выносить за скобки свои собственные ценности и моральные устои для того, чтобы более тщательно изучить феноменологию клиента. Это происходит отчасти потому, что гештальт противопоставляет себя терапии, оценивающей поведение клиентов и выносящей моральные суждения относительно него. Описанная Перлзом и др. модель организмической саморегуляции предполагает, что здоровое функционирование — это спонтанный процесс формирования и завершения фигур. С этой точки зрения, нет смысла говорить о том, как поведение клиента воздействует на других людей, об этике и о морали. Нам представляется, что следствием этого было множество случаев оскорбительных терапевтических отношений и возникновение серьезных вопросов относительно этического кодекса в гештальте.

В противоположность этому, мы думаем, что из процессуальной модели можно вывести как присущие гештальту ценности, так и признаки здорового и нездорового, или невротического, поведения. Так, большая часть гештальт-литературы определенно предпочитает ценности, находящиеся в левой колонке следующего списка полярностей:

Автономия — Зависимость

Жизнь — Смерть

Цельность — Раздробленность

Согласованность — Произвольность

Сообщество — Изоляция

Честность — Манипулирование

Радость — Отчаяние

Правда — Обман

Можно продолжить этот список, показывающий, что в гештальт-теории есть имплицитная ценностная база, поддерживающая гештальтистский кодекс этики (следует оговориться, что создание на основе этих «первичных принципов» подробного кодекса не входит в число вопросов, освещаемых в этой книге). На практике мы видим поразительное единодушие гештальт-сообщества относительно необходимого содержания такого кодекса этики, и мы считаем, что он необходим для неписанных, но подразумеваемых ценностей гештальт-теории здорового функционирования.

Эксперимент: Попробуйте определить основы вашей собственной морали (краеугольный камень всех этик). Такой же ли у вас моральный кодекс, как у ваших родителей или тех, кто вас воспитывал? Каким образом он поменялся с тех пор, как вы покинули вашу семью или родину? На основа-нии чего вы решаете, что что-то верно или ложно — например, ваши религиозные или правовые взгляды. На основании чего вы выбираете врать или решаете, что красть плохо? Является ли это абсолютными ценностями для вас или они всегда соотносятся с каждой конкретной ситуацией?

 

Правильно (морально, этично, соответствует договору) или Неправильно
Законно или Незаконно
Безопасно, защищает жизнь, защищает терапевта, защищает клиента, защищает общество или Небезопасно
Справедливо или Несправедливо
Честно или Бесчестно
Сострадательно или Жестоко
Поддерживает автономию или Уменьшает автономии
Поддерживает терапию или Вредит терапии

На нас оказали влияние идеи Элтона Уилсона, который указывает, что иногда то, что описывается терапевтом как этическая дилемма, вовсе таковой не является. На самом деле это ситуации, в которых терапевт по понятным причинам не спешит поставить под вопрос неуместное поведение, например, своего коллеги, поскольку это достаточно сложно. Здесь нет дилеммы, ибо как правильно повести себя — очевидно; есть просто страх. Настоящая дилемма — это когда действительно неясно, куда двигаться. Элтон Уилсон определяет множество параметров, которые позволяют рассудить и оценить ситуацию с точки зрения этики. Мы использовали его положения для создания приведенной ниже таблицы. Подлинные этические дилеммы случаются, когда есть конфликт между двумя и более критериями. Например, действие может быть «верным» (морально), но незаконным (юридически) как в случае с утаиванием своих рабочих бумаг, обнародование которых может создавать угрозу для клиента, в то время как суд требует именно этого. Или дилемма может возникнуть относительно действия, которое «поддерживает автономию», но не является «безопасным», например, когда клиент настаивает на своем праве совершать насилие.

Эксперимент: Очень полезно обдумать некоторые этическиевопросы до того, как они возникнут, поэтому ниже мы приводим несколько непростых примеров и предлагаем вам их осмыслить. Один из ваших клиентов сообщает вам, что его друг проходит терапию у вашего коллеги и имеет с ним сексуальные отношения. Он говорит, что его друг очень рад этому. Клиент не предоставляет вам права нарушить конфиденциальность по этому вопросу. Новый клиент признается, что скрывал серьезную психическую болезнь из страха, что его не примут на учебный курс консультирования. Вот-вот он начнет принимать клиентов, по-скольку это является требованием учебной программы. Богатый клиент, умирающий от рака, сообщает вам, что включил вас в свое завещание, чтобы отблагодарить вас за вашу работу. Клиент сообщает, что у него СПИД, и что он регулярно занимается незащищенным сексом. Он не видит в этом ничего особенного и отказывается принимать меры.

Все это примеры сложных конфликтов ценностей, присущих этическим дилеммам. Например, право клиента vs права других; обязательство конфиденциальности vs юридические обязательства; уважение желаний клиента «здесь-и-сейчас» vs потребности защитить себя от потенциального обвинения или использования. Ни одна из этих ситуаций не имеет правильного ответа. Если терапевт встречается с такой ситуацией, ему надо тщательно продумать все детали, чтобы найти лучший выход. Мы предлагаем следующий список шагов, который поможет вам в большинстве важных случаев.

15. 1 Прорабатывание этической дилеммы

ü Сформулируйте дилемму.

ü Определите этический вопрос.

ü Найдите ту часть вашего личного этического кодекса, которая относится к этому.

ü Определите конфликтующие ценности. Определите проблему с точки зрения закона.

ü Утройте мозговой штурм и составьте список ВСЕХ возможностей. Оцените последствия всех возможных решений.

ü Выберите решение с наименее разрушительными последствиями или с наиболее позитивными результатами.

ü Составьте план поддержки себя в процессе выполнения этого решения.

ü Предпримите адекватные действия.

Помните, что редко имеется решение, не влекущее каких-либо неприятных побочных эффектов. Ваша задача — найти наилучший компромисс в сложной ситуации. В процессе этого вам захочется поговорить со своим супервизором или коллегами, имеющими соответствующий опыт. Также, возможно, что ваша страховая компания предоставляет бесплатные юридические консультации по телефону.

15. 2 Духовность

«Если б расчищены были врата восприятия, всякое предстало бы человеку, как оно есть – бесконечным. » Уильям Блэйк

Может показаться странным, что мы включаем раздел о духовности в книгу, посвященную консультированию и психотерапии. Нас, консультантов, учат работать с «земными» случаями, и, как правило, не учат обращаться к духовным потребностям клиентов. И действительно было бы самонадеянно предполагать, что мы можем это. Мы решили заговорить о духовности по трем причинам.

Во-первых, духовный путь клиента зачастую сложным образом переплетается с его частной жизнью — они помогают или мешают друг другу миллионом способов.

Во-вторых, для нас как консультантов, важно уметь отличать случаи, когда проблема или потребность клиента имеет духовную природу и не относится к области психотерапии или консультирования. В таком случае, возможно, придется посоветовать клиенту какой-то источник духовного водительства. В-третьих, восточные духовные учения играли важную роль в формировании теории и практики гештальта с самого его начала, и многие принципы гештальта имеют много общего с восточными практиками. Восточные духовные традиции придают большое значение невозмутимости, смирению и связи с высшей реальностью (в отличие от западного акцента на глубоких убеждениях, задачах, поисках и индивидуальности). Так, в дзен-буддизме подчеркивается важность пребывания в настоящем (здесь и сейчас), и пустоты ума (цельное осознавание своих действий); предлагается избегать «думанья о» ради достижения простого осознавания («потеряй свой ум», «вернись к своим чувствам»), практиковать невозмутимость (творческое безразличие); говорится о сатори и о сериях маленьких просветлений (ага-моментов или Я-Ты моментов).

Это влияние то усиливалось, то ослаблялось в гештальт-мире в течение многих лет и всегда составляло полярность с харизматичным, индивидуалистическим и материалистическим привкусом ранней гештальт-практики. Позднее под влиянием диалогической теории вновь возник более трансцендентный и духовный акцент. Однако те, у кого нет никакого духовного опыта, склонны отрицать любые подобные переживания, называя их всего лишь поэзией или психологической дисфункцией. Убежденный атеист и человек, имеющий продолжительный духовный опыт, вряд ли найдут общий язык.

Эксперимент: какова, по вашему мнению, важнейшая цель человечества? Счастье, политические свободы, духовная связь, обретение спутника жизни, творчество или успех? Насколько вы готовы находиться с клиентом, исповедующим прямо противоположные взгляды?

На первой сессии полезно поинтересоваться духовной и религиозной ориентацией клиента. Это позволит вам взглянуть с еще одной точки зрения на то, что привело его к терапевту. В том, что касается духовности, много несогласия и непонимания, особенно в вопросе об отличиях между религией (системой взглядов, ценностей и ритуалов) и духовностью (обычно подразумевающей менее догматичное и вопрошающее отношение к высшей загадке жизни). Полезный способ начать разговор об этом — спросить клиента о тех моментах в его жизни, когда он переживал нечто духовно значимое и поинтересоваться, что это означало для него. Клиенты приходят на консультацию по многим причинам. На одном конце континуума находятся те, кто хотят решить проблемы (или хотят, чтобы их проблемы решил кто-то другой), где-то посередине — те, кто жаждут самопознания и личностного роста, и на другом конце — те, кто взыскует духовной реализации.

15. 3 Проблемы или симптомы... Личностный рост... Духовная реализация

Естественно, эти три потребности могут присутствовать одновременно, или же клиент может переходить от одной потребности к другой по мере прохождения терапии. Способность консультанта умело передвигаться по этому континууму будет зависеть от его интереса и образованности в духовных материях. В некоторых случаях важно понимать, что вы достигли предела своей компетентности и должны перенаправить клиента к духовному учителю для продолжения путешествия.

15. 4 Осознавание

В широком смысле осознавание имеет как обыденное, так и трансцендентное значение. Оно подразумевает полное присутствие в настоящем, как вполне человеческим образом, так и способом, превосходящим обыденность. В этом, последнем, значении эта идея содержится в дзен-буддизме (духовное осознавание, пробуждение) и у Мартина Бубера (трансцендентная встреча Я и Ты). Эти переживания необоримы, загадочны и находятся по ту сторону слов. Люди описывают чувство единства и контакта, движения за пределы обыденного, благоговение перед чем-то огромным и всеобъемлющим. В эти моменты слабо осознается «деланье», «эго» и возникает смирение по отношению к высшему смыслу.

«... стадия осознавания, следующая за осознаванием здесь и сейчас; осознавание, отраженное в самом себе, поглощающее само себя и растворяющееся в безобъектном сознании... не дуальное осознавание, но знание «основы бытия»».

Многие гештальт-техники — заземление, концентрация на дыхании, сенсорная осознанность, открытость восприятия — ведут к состоянию простого осознавания, которое может привести ктрансцендентному осознаванию. На самом деле, многие духовные и медитативные практики начинаются именно с таких подготовительных упражнений, которые описаны в Главе 1 (которые готовят вас к задачам терапии). Управляемые визуализации, медитации, шаманские ритуалы, молитва, музыка, общение с природой — всего лишь некоторые примеры создания условий возникновения духовного опыта. Ни один из них не является специфически гештальтистским, но некоторые гештальтисты, образованные или одаренные в этих областях, могут адекватно включать их в свою работу, если у клиента есть запрос на такого рода исследование.

Эксперимент: Оглянитесь на свою жизнь и припомните моменты сильных духовных переживаний, осознания какого-то глобального смысла или глобальной взаимосвязи. В каких условиях это происходило?

В целях безопасности важно помнить, что духовный кризис или какая-то неожиданность могут повести к исключительным переживаниям и дезориентирующему разрушению границ эго. При отсутствии должной поддержки духовный кризис может перерасти в психиатрический случай или может показаться таковым. Так, духовное отчаяние — темная ночь души — может быть расценена как депрессия. Опыт выхода за пределы собственного тела, судороги, видения и т. д. в некоторых сообществах принимаются и поощряются, а в других воспринимаются как психозы. Если терапевт не живет в духовном измерении, он, вероятно, будет воспринимать духовные поиски клиента как нечто, что необходимо изменить, а не то, что надо прожить. Следовательно, вам всегда необходимо знать, имеется ли в культуре, к которой принадлежит клиент, контекст для такого рода переживаний.

15. 5 Тайна и self

Переживание духовности — это переживание тайны, переживание связи или соприсутствия с высшей реальностью, когда обычное ощущение self не исчезает, но выходит за свои границы. Кеннеди64 отмечает это, говоря о существенной таинственности духовного опыта. Подобным же образом пиковые переживания, или моменты Я-Ты, часто выводят личность за ее обычные пределы, когда привычное чувство self или идентичности минимально или временно отсутствует. В момент полного контакта происходит потеря self, которая парадоксальным образом ведет к вершинам жизненности, вовлеченности и возбуждения. Этот опыт всесторонне описан в буддистской литературе как потеря эго (которое в терминах буддизма есть не что иное, как иллюзорное или ложное восприятие себя) и является необходимой чертой духовного просветления. В последние годы в гештальт-литературе наблюдается возрастающая тенденция признавать трансцендентное измерение в гештальте. Примерами этого являются процессы созревания у Якобса («необходимость расти»), буберовские Я-Ты моменты, трансперсональные элементы у Кларксон («душа гештальта»), и описания духовного качества присутствия у Парлетта. И духовные традиции, и гештальт-терапия, делают акцент на жизни в настоящем с осознаванием, и ставят переживание выше убеждения или догмы. Требование открытости по отношению к тайне и спонтанность жизни как таковой открывают качественно новый уровень опыта. И клиент, и консультант — каждый со своей стороны — решают, какое значение они придают этому опыту.


Глава 16. Завершение путешествия

Основная проблема не только терапии, но и жизни, состоит в том, как жить, осознавая с одной стороны свою уникальность, а с другой -свою смертность.

Завершение любого терапевтического путешествия -важное событие, разлука, которая вероятно пробудит все наши представления и страхи относительно одиночества, утраты и смерти. Всегда существует опасность, что клиент и консультант по молчаливому соглашению решат избегать этих тем и не завершат отношений должным образом. Однако есть и другая возможность: осознанно выбрать завершение, завершить адекватно, полностью принять важность этого события и обрести опыт хорошего расставания. Некоторые люди полагают, что полное завершение терапевтического путешествия является самой ценной частью всего терапевтического опыта.

16. 1 Паттерны завершения

Существует множество способов избегать боли и тревоги, порождаемых потерей или окончанием чего-то. Некоторые клиенты «уходят заранее». По мере приближения конца терапии они «ретируются» психологически, а иногда и физически. Другие не являются на последнюю сессию или приходят, но держатся отчужденно. Иные, наоборот, не могут вынести неизбежности того, что в какой-то момент им придется уйти от терапевта, и стараются отложить конец терапии, откапывая все новые незавершенные дела или требующие терапии проблемы. Такие клиенты «перезапускают» заново те проблемы, с которыми они пришли в первый раз. Кажется, что они возвращаются на предыдущий уровень функционирования, продуцируя очень похожие проблемы. Мы обнаружили, что такое поведение является своего рода повторным опробованием старых стратегий с целью убедиться в том, что они будут работать даже после завершения терапии. Однако это может быть и способом убедить себя и терапевта в том, что заканчивать еще рано. Задача терапевта состоит не только в том, чтобы помочь клиенту уйти, но и в том, чтобы клиент извлек из этого процесса все возможные уроки. Любое завершение, в особенности, такое важное, как завершение терапии, будет резонировать со всем предыдущим имеющимся у клиента опытом завершения. Это может вернуть клиента к его незавершенным делам и неоплаканным утратам или же к автоматическим откликам, которые развились как творческое приспособление, необходимое для того, чтобы справиться с прошлыми утратами и расставаниями. Терапевт будет помогать клиенту осознавать весь его прошлый опыт, его связь с происходящим сейчас завершением и всю его значимость. Появится возможность завершить застывшие гештальты, и встретиться с необходимостью перемен.

Пример

Беланна проходила терапию на протяжении двух с половиной лет. Однажды она пришла на сессию и объявила, что получила огромную пользу от терапии и хотела бы теперь ее завершить. Было ясно, что она хочет расстаться немедленно. Она была со-вершенно изумлена, коша консультант предположил, что возможно, им нужно чуть больше времени, что бы попрощаться друг с другом. Исследуя свое убеждение, что им нужно расстаться немедленно и без дальнейших хлопот, Беланна вспомнила, как мать оставляла ее на станции каждый раз, когда в начале семестра ей предстояло вернуться в пансион. Мать прощалась повелительно и не оглядывалась. Беланна осознала, что и сама она всегда расставалась именно так. Когда она вспомнила эти отъезды в школу, она осознала, как подавляла свое душевное страдание, вызываемое разлукой. На этот раз она решила расстаться по-иному и согласилась еще на пять недель, в течение которых они с терапевтом могли сказать друг другу «до свиданья».

Эксперимент: Вспомните завершения и расставания, которые были в вашей жизни — важные и не очень. Можете ли вы идентифицировать паттерны в связанных с ними переживаниями?

16. 2 Природа завершения

Далее в этой главе мы выделяем те задачи, которые возникают почти при каждом завершении терапии. Однако важно понимать, что есть разные типы завершения: запланированные и незапланированные, являющиеся результатам свободного решения или обусловленные обстоятельствами. Каждый из этих типов имеет свои особенности.

Когда расставание запланировано. Контракт с открытым концом

Завершение происходит естественным образом в результате обоюдного согласия. Клиент демонстрирует вновь обретенную уверенность и компетентность ло ошошению к старым проблемам и располагает само* поддержкой и энергией, необходимыми для встречи с жизненными вызовами. При таком контракте у клиента есть возможность полностью осознанно выбрать завершение терапии. Часто он осознает, что обрел способность продолжать движение самостоятельно, быть своим собственным терапевтом. Для консультанта здесь важно принять «достаточно хороший результат» и не ждать, что клиент захочет разобраться со всеми проблемами, которые тот у него нашел.

Терапия на фиксированный период

В последнее время все чаще терапия происходит в рамках фиксированного временного интервала. Здесь завершение навязано клиенту, а не выбирается им. Это может вызывать у него чувство беспомощности и покинутости. Преимущество такого завершения состоит в том, что оно похоже на большинство завершений в жизни — как правило, они случаются с нами, а не мы выбираем их. Наиболее очевидный пример — то, что все мы умрем (правда, в отличие от даты окончания краткосрочной терапии, дата смерти нам неизвестна). Тем не менее, у клиента есть возможность пройти это завершение с полным осознанием — отмечая свою склонность к определенным реакциям, отмечая, что он чувствует по отношению к терапевту и к терапии. Также клиенту придется встретиться с «Я еще не готов» и с «Никогда не бывает достаточно».

Для консультанта вызов состоит в том, чтобы признать, что что-то достигнуто, а что-то нет. Он может работать в центре, который предлагает терапию, рассчитанную на шесть сессий или на год, но в любом случае динамика каждого завершения определяется временными рамками. При достаточно продолжительном контракте, клиенту и консультанту достанет времени, чтобы построить важные и осмысленные отношения. Это значит, что завершение отношений (и пространства терапии) станет центром внимания. Там, где количество сессий ограничено, терапевт начнет работать с завершением уже примерно с половины пути, чтобы не пропустить ничего важного.

Эксперимент: попробуйте вспомнить свой первый день в школе. Можете ли вы припомнить, что вы чувствовали перед тем, как туда отправиться? Помогали ли вам подготовиться к этому? Часто люди обнаруживают, что именно этот опыт расставания образует паттерн для всех последующих перемен и приспособлений. (Если вы не можете вспомнить, как пошли в начальную школу, вспомните, как пошли в среднюю или в институт). Идентифицировав свои паттерны и отношения, подумайте о том, как это влияет на вас, как на терапевта. С какими паттернами избегания вы, вероятно, «вступаете в сговор»? Чего вы сами, возможно, избегаете?

Неожиданное завершение. Когда терапевт вынужден завершить.

Иногда завершение терапии происходит, благодаря каким-то факторам в жизни терапевта. Он может заболеть, переехать или быть вынужденным срочно оставить практику, чтобы ухаживать за престарелыми хомячками. В этом случае, если у клиента есть какие-то проблемы, связанные с покинутостью (а у кого из нас их нет? ), стоит их проработать. Здесь опять же очень важно, чтобы терапевт помогал клиенту озвучивать его собственные чувства и мысли. Перечисленные ниже соображения могут быть полезны, если вам предстоит неожиданное и нежелательное расставание.

· Предупредите об этом клиента насколько возможно заранее. Позвольте ему разозлиться на вас. Это может оказаться исключительно полезным, ибо позволит проявиться незавершенным гештальтам, связанным с другими расставаниями. (Если причиной завершения является кризис в вашей жизни, совершенно естественно, что клиент будет волноваться и печалиться за вас. Старайтесь не дать ему спрятать свою злость и разочарование за слишком сильным сочувствием).

· Будьте искренни в описании причины, успокойте клиента относительно того, что причина не в вашей терапии.

· Если возможно, предоставьте клиенту выбрать время окончания терапии.

· Предложите ему какие-то возможности в вашей новой практике (если таковая есть), даже если это не совсем подходит ему (это демонстрирует вашу потенциальную открытость).

· Будьте аутентичны в ваших собственных откликах (см. Главу 4 о самораскрытии).

· Предложите помочь ему найти нового терапевта.

Когда клиент «исчезает»

Бывает, что клиент исчезает неожиданно и внезапно, просто не является на следующую сессию. Какова бы ни была причина — разочарование в ваших навыках или беспокойство по поводу терапии — он в праве выбирать. Такое завершение часто происходит в начале терапии, когда клиент чувствует двойственность относительно своих обязательств. Мы не советуем звонить клиенту и спрашивать, что случилось. Это может быть воспринято как вторжение, как будто вы настигли клиента у него дома. В такой ситуации хорошо написать короткое письмо с выражением сожаления по поводу пропущенной сессии и с подтверждением времени следующей сессии или же просьбой позвонить, чтобы ее назначить. Если клиент не отвечает, вы можете оставить все как есть или же написать еще одно письмо о том, что вы допускаете, что клиент решил не продолжать терапию, желаете ему всего хорошего и будете рады, если он в будущем объявится, если передумает.

Если клиент исчезает после того, как вы уже некоторое время проработали вместе, это другой случай. Тогда стоит написать более подробное письмо, однако вы должны быть очень осмотрительны в своих словах за пределами терапевтической комнаты. Даже если вам кажется, что вы знаете, почему клиент не пришел, будет нарушением границ, если вы в письме будете явно ссылаться на содержание ваших сессий (не в последнюю очередь потому, что письмо может прочитать кто-то другой). Например, вы можете написать, что вы предполагаете, что что-то в ваших отношениях не заладилось, и надеетесь, что клиент придет обсудить это с вами.

Также полезно помнить, что исчезновение клиента (особенно после небольшого количества сессий) может означать, что он получил то, зачем пришел и чувствует себя лучше. Если он не принадлежит к терапевтическому миру и, следовательно, не в курсе «закона хороших завершений», он, возможно, просто чувствует, что консультирование ему больше не нужно (так же, как, например, он не пойдет к своему участковому врачу после выздоровления). В любом случае вам надо наилучшим образом завершить все с самим собой, перестать «держаться за клиента», возможно, проработать свои незавершенные дела на супервизии.

Когда клиент хочет уйти преждевременно

Мы всецело верим в право клиента выбирать. Больше того, запросто может быть, что клиент прав. Возможно, вам обоим стоит довериться его процессу. Однако, верным может оказаться и то, что вам нужно бороться за «потенциального клиента» - за те растущие возможности, которые вы видите в нем. Ваша приверженность диалогическим отношениям позволяет вам проверить желание клиента уйти, если вы предполагаете, что он таким образом избегает трудностей. Конечно, некоторые клиенты уходят или угрожают уходом, когда они чувствуют себя непонятыми, но не могут это выразить. Заведите разговор о том, что привело клиента к этому решению. Можно спросить о следующем:

ü Что произошло за последнее время в его жизни и в терапии? Какой смысл он этому придает?

ü Есть ли что-то в терапии или в вас, что не удовлетворяет его? Как он обычно узнает о том, что пора закончить отношения или завершить ситуацию?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...