Несколько предварительных замечаний. 5 страница
⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 20 ü Если бы он пытался избежать чего-то, как бы он об этом узнал? Доводилось ли ему чего-то избегать раньше? Вы можете также раскрыть свои собственные двойственные ощущения относительно этого решения: «Одна часть меня поддерживает ваше решение уйти, это ваше право выбирать. Другая часть хочет бороться за то, чтобы вы остались, хочет продолжать нашу работу». Говорить клиенту (или подразумевать), что он неспособен самостоятельно функционировать и справляться со своими задачами почти всегда является проявлением высокомерия, неуважения и вообще неэтично. Можно сказать что-то вроде «Я не против вашего ухода, но я осознаю внезапность вашего решения Хотите ли вы это исследовать? ». «Я полюбил вас. Я буду без вас скучать». Пример. Когда консультант впервые заговорил с Беланной о предыдущих расставаниях в ее жизни, она удивилась. Были ли среди них более важные, более трудные? Она так не думала. Консультант мягко выразил удивление: «Ни одно? А развод? » Беланна эмпатично потрясла головой: «Это было просто избавление, мой брак был так ужасен». «А ваш уезд из дома и из страны? » Снова отрицание: «О, там было так плохо, Я рада, что уехала оттуда». Консультант перечислял не последние по значимости завершения, пережитые Беланной, а она отрицала их значимость. Утрата человека или ситуации не была достойна оплакивания. Однако по мере исследования, Беланна начала осознавать паттерн. В детстве ей нужно было быть сильной и независимой. Когда ее страна вступила в войну, ей пришлось преждевременно оставить «детскую потребность» в слезах. И дальше всю жизнь она именно так обращалась со своими потерями. Осознавание этого побудило ее пересмотреть свое отношение к предстоящему расставанию с терапевтом и к своей печали.
Для некоторых клиентов отношения с терапевтом становятся одними из самых важных и насыщенных в жизни. Тем более важным будет их завершение. Это еще раз свидетельствует о явной странности терапевтических отношений: вы были так близки — и, возможно, вы больше никогда не увидитесь. Для терапевта это тоже тяжело, и может даже иногда создать угрозу нарушения границы. Помните, что чистое завершение необходимо для того, чтобы «запечатать» и сохранить все, достигнутое в терапии. Поощряйте полное выражение чувства утраты Оно может включать печаль, злость, страх, облегчение, возбуждение или все это сразу. Вы можете поощрять выражение чувств вопросами типа: «Что эти отношения означали для вас? Что вы осознаете сейчас, в преддверии расставания со мной? » Вы можете также решить раскрыть некоторые свои собственные реакции. Могут также появиться знакомые негативные привычные чувства, такие как депрессия, горечь, жалость к себе, вина и т. д. Они могут быть вариантами знакомых интроектов, таких как: «У меня всегда отбирают все, что для меня важно», «Если бы вы были более профессиональным терапевтом, я бы не чувствовал боли». С большой вероятностью, застывшие паттерны избегания значения или боли расставания будут препятствовать выражению чувств. Пример Беланна назначила дату расставания на июль. Она глубоко прочувствовала свои новые открытия о своих привычках в расставании. Но в начале июня она начала раздражаться по поводу сложностей с парковкой. Было бы хорошо, сказала она, чтобы клиентам говорили, где парковаться. Терапевт посочувствовал ей и попросил извинения за недоста-точную ясность и вызванное ею неудобство. Позже он очень мягко поддразнил ее: «Так неудобно ездить сюда, правда? » Беланна уставилась на него, а потом очень расстроилась и как-то отстранилась. Терапевт понял, что совершил ошибку, и извинился. Беланна приняла извинения, явно расслабилась и заплакала, приговаривая: «Я не знаю, как я буду справляться без вас».
Терапевт одновременно почувствовал тепло по отношению к ней и печаль. Он сказал ей об этом. Они немного помолчали, осознавая взаимную печаль. 16. 3 Задачи завершения Наш опыт показывает, что наиболее общими для всех завершений являются перечисленные ниже задачи. Процесс ухода потребует постоянного перемещения от одной задачи к другой по мере приближения конца терапии. Если работа была долгосрочной, это займет несколько недель, а то и месяцев. Если клиент старается избегать каких-то тем, вы должны сами поднять их на последних сессиях. Усиливайте осознавание по мере приближения конца терапии Это может казаться очевидным, однако не становится от этого менее важным. Все мы разнообразными способами потенциально отвергаем существование завершений. Иногда мы соглашаемся с клиентами, говоря, что они могут вернуться, как только захотят. Это может быть важным предложением. Однако оно может быть и способом избегания. Тяжело прощаться с кем-либо, c кем у нас были значимые и близкие отношения. К тому же это лишает наших клиентов не только возможности завершить «чисто», но еще и истинного переживания финальной и важной стадии терапии — открытия, что они могут справляться сами. Если дата расставания назначена, оно должно произойти, несмотря ни на какие вновь появляющиеся симптомы. Клиенту можно предложить исследовать, что бы эти симптомы могли означать, и как они связаны с завершением. Осознавайте значение утраты И клиенту и терапевту следует осознавать многие причины, по которым терапия для клиента была важна. · «Сюда я приходил каждый вторник в 15. 00 на протяжении, по крайней мере, трех лет». · «Вы первый человек, которому я рассказал о сумасшествии своей матери; я почувствовал, что позволил вам узнать о себе все, а не только то, что на поверхности». · «Я привык к тому, что у меня есть возможность прийти сюда и обсудить возникающие в моей жизни проблемы. Теперь я должен буду решать их сам». Признание и празднование достигнутого, а также пока несделанного Оглянитесь на путешествие, которое вы проделали вместе: трудности и успехи, измененное и неизмененное. Вы можете попросить клиента припомнить этапы и поворотные моменты, что было наиболее важным и что сильнее всего изменилось, а также моменты, когда вы «застревали» и почти не двигались. Может оказаться полезным поделиться тем, как вы видели путешествие клиента и его ключевые моменты. Ваша оценка и признание могут дать поддержку и опору. Также спросите, хочет ли клиент какой-то обратной связи от вас, хочет ли что-то дать вам или самому себе.
Пример По мере приближения июля Беланна трепетала все больше. Но ее по-прежнему вдохновляла идея «расстаться правильно», так, как она задумала. На предпоследней сессии, они вместе с терапевтом оглянулись на проделанную работу. Беланна сказала: «Знаете, я действительно поверила вам в тот день, когда я рассказала о своих рабочих заботах, а вы вспомнили то, что я рассказывала о дедушке за год до этого». Когда терапевт попросил ее описать, как она изменилась с начала терапии, она осознала разницу, осознала, насколько более живой она чувствует себя сейчас и более оптимистично смотрит на жизнь.
Планируйте будущее Оглянувшись на прошлое, обратитесь к будущему. Например, какой самоподдержкой и поддержкой со стороны окружения теперь располагает клиент? Теперь, когда терапия завершилась, какие ресурсы остаются в его распоряжении? Какие ситуации и проблемы он может предвидеть в ближайшем будущем, и как будет справляться с грядущими кризисами и трудностями, особенно с подобными тем, которые привели его на терапию? Пример Беланна серьезно отнеслась к предложению терапевта представить свое будущее. Она тщательно обдумала, чего может потребовать будущая жизнь, и как она справится с этим. Терапевт с облегчением услышал, как она об этом рассуждает, поскольку раньше она демонстрировала полное отсутствие как желания, так и способности планировать и заботиться о своей безопасности. Когда он поделился этим с ней, она поняла, что раньше ей было привычно думать, что у нее не может быть какого-то стоящего будущего. Когда им удалось увязать это ее глубокое чувство незащищенности с ранним детством, проведенном в охваченном войной городке, обоих это очень тронуло — и пережитое ею, и то, что теперь она вновь обрела самоподцержку и способность заботиться о будущем.
Конечно, не стоит ожидать слишком многого. Клиент продолжает свое собственное путешествие, и неизвестность будущего привносит и тревогу, и возбуждение. Прощайтесь Как именно попрощаться, надо решить вместе. Вы можете вместе сформулировать, что важно и какие потребности требуют внимания. Иногда клиенты предпочитают какой-то ритуал, например обмен маленькими сувенирами. Пример Беланна не хотела создавать никакого специального ритуала. Она сказала, что для нее просто важно оставаться в отношениях до самого момента расставания. Она предчувствовала, что будет безутешно плакать на последней сессии, но кроме слез был и смех — они с терапевтом смеялись, радуясь тому путешествию, которое проделали вместе. Слезы наполнили глаза Беланны, когда она почувствовала, что настало время прощаться. Терапевт также был тронут и не скрывал этого. Покидая кабинет, она обернулась и постояла минутку. Они тепло улыбнулись друг другу. Затем Беланна повернулась и ушла, а терапевт закрыл дверь. Терапевт знал, что, наверное, больше никогда ее не увидит, он чувствовал удовлетворение, но и немного грусти, и раздумывал о том, как трудно отпускать такие насыщенные отношения. Отключение энергии Последняя задача — отключить энергию от терапевтических отношений, с тем, чтобы перейти в стадию «благодатной пустоты» в цикле опыта и обрести способность направить эту энергию в новые отношения и проявляющиеся фигуры. Эту задачу клиент и терапевт будут решать уже по отдельности в течение следующих за последней сессией дней и недель. Постскриптум И наконец... мы осознаем, что подошли к концу нашего совместного путешествия — друг с другом в процессе написания книги и с вами — читателями. Читали ли вы ее от начала до конца или же обращались к нужным разделам по мере необходимости, мы верим, что описанные навыки вам пригодятся в вашем собственном профессиональном путешествии. Мы искренне надеемся, что вы часто не соглашались с нашими идеями и предложениями и что вы прожевали их перед тем, как проглотить или выплюнуть. Обсуждая друг с другом, что и как мы написали, мы осознавали, что быть гештальтистом — это не просто прочитать о техниках и навыках и потом применять их. Это что-то еще — желание встречаться с клиентами определенным образом, желание доверять процессу осознавания, желание позволить каждому моменту быть новым, увлекательным и вызывающим. Мы желаем вам удачи в этом путешествии.
Авторы будут рады получить любую конструктивную обратную связь, указания на ошибки, добавления, или изменения, которые вы бы посоветовали внести в будущие издания. Пишите нам на gestaltskills@metanoia. ac. uk Джойс Ф., Силлс Ш. Гештальт-терапия шаг за шагом. Навыки в гештальт-терапии. Художник Никулин А. Ю. Компьютерная верстка Кислюк В. Сдано в набор 10. 02. 2010. Подписано в печать 11. 03. 2010 Формат 84x108 1/32. Гарнитура Newton. Печать офсетная. Усл. печ. л. 18, 48 Заказ №638 ООО Издательство «Институт Общегуманитарных Исследований» 119071, Москва, Ленинский проспект, д. 18 Отпечатано с готовых файлов заказчика в ОАО " ИПК Звезда" 1 614990, г. Пермь, ГСП-131, ул. Дружбы,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|